Введение к работе
Актуальность темы. Историческая тема является одной из центральных в литературе и искусстве. В современной литературе о прошлом проявляется тяготение к широкому социально-философскому осмыслению истории народа. Перед писателем стоит задача найти средства правильного художественного воплощения своеобразия прошлой исторической эпохи и её деятелей. "Только через исторически конкретное, полноценное, вшуклое изображение человека в типических для прошлого образах можно передать реальний колорит, дух и С1ШСЛ ..опохи .
Эту задачу по-своему решил Теыбот Керашев, с которого начиналась адыгейская художественная проза. Эпоха пробуждения самосознания народа, вступления его на путь созидания новой истории дали писателю богатый материал для изображения жизни народа и его исторической судьбы. Личный oojt в сложном сочетании с другими ксточннками соэдад реальную почву для полета его творческой фантазии, для правдивого воссоздания широких картин действительности и выявления общих закономерностей исторического развития. Эткы определяется актуальность и необходимость исследования становления исторической прозы в творчестве Т.Кераиева. Обцепрнзнана высокая художественная ценность его прозы. О творчестве Т.Кераиева написано иного работ, исследователями высказано иного интересных сувдений .
Советский многонациональный рсиан. - М., I9b5. С.29.
Шабанова Е.Т.М.Керашев и устно-поэтическая культура адыгейского народа. Ученые записки. Т.Ї.- Майкоп, 19Ь7; Удовиченко Н. Заметки о произведениях Теибота Керапевау/Дружба.-I9bv,- № 7; Шабанова іі. Горьковские традиции в очерках Т.Кераиева. Ученые записки. Ьып. m Z }^коп' ІУЬЗ; Ианеш I. Образ положительного героя ь романе Х.И.Керашева 'Дорога к счастью". Ученые записки. Был.4.- Майкоп, 1963; Тутукова ы. Раннее творчество Теибота Керашева. Учение записки. Т.XX.- Нальчик, 1964; Ыибинскал Е. Путь к болызсму эпическому ханру/творческая история романа Т.Кераиева "Дорога к . счастыо"/В кн.: Адыгейская филология. Еып. 2.- Краснодар, 1967; Кунижев Ы. Мысли об адыгейской литературе. - Иайкоп, 19оа.
Но по проблеме, рассматриваемой в данной диссертационной работе, адыгском литературоведении' нет специального исследования. Есть только литературоведческие труди, касающиеся отой проблеми в виде отдельных частностей. Поэтому изучение ' становления, идейно-художественного своеобразия исторической прози Т.Керашева представляется най актуальним и необходимый.
Цель и задачи исследования. Цель работы - проследить становление исторической прозы в творчестве Тембота Керашева, установить существенные черты ч её своеобразие;
Шабанова . Тембот Керашев.- Майкоп, 1959; Шибинская Е., Становление жанра в младописьменной литературе. Ростов-на-Дону, 1967; Шиков К. Гуманистическая основа рассказа Т.Керашева "Месть табунщика". Б сб.: Первая научная конфе-' рвицмя молодых ученых Адыгеи.- Майкоп, 1970; Даней У. О мастерстве Тембота Керашева.- Майкоп, 1971; Бекизова Л. Становление и развитие младописьменных літератур в уолввкях содружества наций. В кн.: Единство, рожденное в борьбе и труде.- Москва, 1972; Баков X. Тембот Керашев и современная адыгейская проза. Ученые записки. Т.ХУШ - Майкоп, 1973; Шазэо К. Современная адыгейская новелла. В кн.: Сборник статей по адыгейской литературе и фольклору. - Майкоп, 1975; Чамоков Т. В созвездии сияющего братства. - М., 1976; Схаляхо А. О некоторых вопросах современной адыгейской литературы. В кн.: Пройлемы адыгейской литературы и фольклора.-Вып.2.- Майкоп, 1979; МамиЯ Р. Ноше тенденции в развитии адыгейского романа. В кн.: Советский многонациональный роман.- U., 1985; Чамоков Т. В ритме эпохи.- Нальчик, 1986; Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур.- Майкоп, 1990; . Хачемизова Ы. Истоки национального характера и его эволюция в произведениях Тембота Керашева. В кн.: Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1991; Чамоков Г. В защиту человека. - Майкоп, 1992.
Работа ставит цельп по возможности полнее разобраться в национальной специфике, своеобразии исторической прозы Т.Ке-рашева,в том, что есть историческое произведение, как писатель использует исторический документ, традиции устного народного творчества, историческое лицо, язык воссоздаваемой эпохи, как раскрывает национальный характер и т.д.
Для достижения втой цели перед нами поставлены следующие конкретные задачи:
показ процесса становления исторической прозы в творчестве Т.Керааева;
выявление фольклорных и литературных истоков исторических повестей Т.Керзшева ("Дочь шапсугов", "Абрек", "Несть табунщика");
раскрытие своеобразия исторических новелл ("Старый абадзех-скиЛ охотник", "Последний выстрел", "Слово девуики", "Молодой бисим");
определение принципов историзма в романе "Одинокий всадник".
Научная новизна. Данная диссертационная работа является первой попыткой исследования процесса становления исторической прози в творчестве Тембота Керавева.
Используя опыт научного изучения проблемы исторической прозы, дооияения адыгских ученмх-литературоведов в исследовании зтого вопроса, автор работы прослеживает., особенности исто-ричїсной прозы в повестях, новеллах Т.Керааева, народно-поэти-ческуп основу исторического романа "Одинокий всадник". Исследуется национальный принцип в изображении психологии человека-, составляющий одну из особенностей художественного метода писателя в исторической прозе. По ходу исследования отих вопросов^ рассматриваются вопросы фольидоризма исторической прозы Т.Ке-рашева и стилевые особенности- его творчества. .
Теоретические и методологические основы исследования.
Работа опирается на обобцаощне трудм по литературе Е.Андреева, В.Днепрова, Г.Ломидзе, В.Оскоцкого, З.Осиановой, С.Петрова и др.і историко-литературное и теоретическое изучение творчества Т.Керашева адыгскими литературоведами (ІІ.БекмзоЕа, У .Пакет, Ю.Тхагазйтов, Т.Чамоков, Ё.Шабанова, К.Шаззо, А.Схаляхо и др.), на оригинальные художественные произведения писателя,
фольклорные тексти, художсственно-втнографические очерки, публицистические статьи и др.
Теоретическое и практическое значение работы. Работа способствует объективному рассмотрению и оценке явлений современной адыгейской прозы. Результаты данной диссертации могут быть использованы в соответствующих разделах курса истории адыгейской литературы, спецкурсах, спецсеминарах Адыгейского государственного университета. Ряд положений диссертации можно включить в учебные программы Адыгейского педагогического училища, профтехучилищ и общеобразовательных школ.
Данная работа может оказать помощь работникам культуры в возрождении национальных обычаев, традиций адыгейского народа.
Апробация диссертации. Содержание и структура работы были утверждены и обсуждены на совместном заседании кафедр истории отечественной литературы, русской и адыгейской филологии Адыгейского госушіверентета.
Основные положения работы отражены в тезисах доклада на первой Региональной наушю-практической конференции, состоявшейся в г.Нальчике (1991), а также в статье "Конские образы в прозе Теыбота Керазева", помеченной в сборнике "Иолодыо исследователи Адыгеи" (Кайкоп, 1993 г.).
Структура и обьёы работы. Диссертация представлена на страницах машинописного текста. Состоит из введения, четырех глав, заключения. К диссертации прилагается список использованной литературы из библиографических единиц.