Введение к работе
Актуальность темы. С древних времен во всех культурах существовало поверье, что сон и сновидения являются воротами, некими дорогой, которые ведут человека в потусторонний мир, за пределы чувственно наблюдаемого мира. Люди верили, что важные исторические события первоначально проявляются в символических видениях. Существовали толкователи, понимающие сложный язык символов. Однако суть сна и видений исходит из знания и обращения души человека к внешнему миру. Когда древний человек с наступлением темноты погружался в мир снов, возвращался в мир своего прошлого, которое во многом оставалось для него непонятным. Достижения современной науки, поиски ученых - психологов не до конца раскрыли глубинные пласты данной проблемы и для ученых все ещё остаются неясными многие вопросы касающиеся сна и сновидений.
Язык видений сложен и символнчен. Человек, оставаясь наедине со своим сном и видением полагает, что его видения небезосновательны и. по словам Фирдоуси, все ему кажется благим и не детской забавой. Данная диссертационная работа посвящена проблеме сна и видения в истории культуры и литературы на примере иранского национального эпоса «Шахнаме». Автор показывает, как иранские поэты использовали элементы сна и видения в своих литературных творениях и какова их связь с народными поверьями той эпохи.
В диссертационной работе также в историческом плане, в пределах, требуемых разработкой данной темы, рассмотрены вопросы понимания сна и верований в истории культуры других народов. В этом плане место сна и верований в истории персидской литературы, кроме литературных и эстетических творений выражаются в древних пожелания и устремлениях народа, приобретших форму поверья. Поэтому сон и верования в «Шахнаме» и других эпических произведениях находятся между миром реальности и потусторонним миром. В эпических поэмах большинство происшествий, прежде чем проявиться в мире реальном, появляются во сне героя и сон в них носит внутренний характер, влияющий на эпическое повествование. Фирдоуси считает сон частью пророчества и о многих событиях" «Шахнаме» повествуется в нем голосом потустороннего мира. В чем мы видим наглядное проявление связи реальности бытия с мистикой отдельного человека с внутренней сущностью вселенной. Таким образом, сон и видение в великой поэме Фирдоуси и в других поэмах цикла «Шахнаме» является существенной частью повествования, всё это и побудило нас к изучению данной темы.
Степень изученности темы. Вопросы сна и предвидения занимают заметное место в науке о психической деятельности человека. К ним серьёзно относились ученые и философы средних веков, а современная наука, в особенности в области психоанализа, относится к ним с позиций физиологического и психологического состояния личности. Этому вопросу уделил внимание иранский ученый Саррами в структурном анализе «Шахнаме». Что касается истории персидской литературы, в особенности ее национального эпоса, ученые, в целом, ограничиваются отдельными замечаниями при исследовании художественных особенностей поэмы. Целостная постановка данного вопроса, как 'литературного явления не рассматривалась учеными, художественно-эстетические аспекты данного вопроса остаются неизученными. Наша скромная работа призвана в некоторой степени восполнить данное упущение.
Цели и задачи диссертации. Диссертация посвящена проблеме сна и видения в процессе создания образов героев в иранском национальном эпосе «Шахнамс». толкования содержания снов в «Шахнаме» Фирдоуси, «Гаршаспнаме» Лсадн Туей и других поэмах данного цикла. D связи с этим в диссертации решились следующие задачи:
-Изучить вопросы понимания сна и видения в народных представления, взгляды толкователен снов с позиций современной психологии;
Определить сон и видения в древней литературе, мусульманской культуре, литературное значение сна и видений;
Определение сна и видений в словесном и терминологическом их значении в персидском языке;
Определить влияния видений на сознание авторов поэм;
Определить место и содержание снов и их видений их в национальном эпосе «Шахнаме»:
Раскрыть содержание и композиционные особенности снов л видений как самих по себе, так и в контексте повествования поэм;
Выявить особенности снов п видений автора, героев, а также снов без видений;
Определить своеобразие содержания и формы применения снов и сути их понимания в «Шахнаме» и других поэмах.
Источники исследования. Первоисточниками при написании диссертации послужили произведения авторов Древней Греции, «Корана», другие священные книги ислама, иранский фольклор, трактаты о сне и толковании снов («Хабнаме»)-и основные памятники литературы на фарси, где можно встретить упоминания о снах и сновидениях. Базовыми источниками исследования были «Шахнаме»
Фирдоуси. «Гаршаспнаме» Асади Туей, «Кушнаме» Ираншаха. «Бахманнамс», «Джахаигирнамс» и другие поэмы, которые относятся к иранскому национальному эпосу. В диссертации использованы также персидские толковые словари и энциклопедии средневековья.
Теоретические и методологические основы исследования. Основным методом анализа является литературоведческий анализ с использованием сравнительно-исторического метода.
Диссертация основана на современных достижениях психологии и психоанализа в понимании сути вопроса, а также на теоретических воззрениях и практических достижениях ведущих иранистов Забехулло Сафо. Заррннкуба, Муртазо Мутаххарн. Р. Ни кол сока, Е.Э.Бертельса. Н.Пригариной. Н.Салимова и других.
Научная новизна. В диссертации впервые в иранском литературоведении исследованы вопросы применения в художественном изображении на примере целого ряда поэм иранского национального эпоса, обозначены основные параметры данного художественного явления. Кроме того, впервые столь подробно изучена история применения сна и видений в истории литературы, начиная с Древней Греции до XI века. На основе сведении древних источников, сведении поэм национального эпоса и других достоверных источников, определена история применения сна и видения в персидской литературе, их литературное и художественное значение. Одновременно с описанием поэм, определением места и количества приводимых снов и видении в диссертации всесторонне исследованы основы их применения и классификации, их родство и различие, традиции и повторяемость в различных поэмах, проблемы реального и потустороннего содержания литературных снов.
Практическая ценность работы: Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при написании трудов, связанных с историей национального иранского эпоса, историей персидско-таджикской литературы, историей фольклора иранских народов и другими проблемами литературоведения. С учетом этих направлений материалы диссертации можно использовать:
При изучении курса истории Иранского национального эпоса;
При составлении методических пособий по дисциплинам: «Фольклор и его история», «Источниковедение». «История персидско-таджикской классической поэмы;
При написании научных докладов, дипломных и курсовых работ на филологических факультетах.
Апробация работы: Диссертационное исследование обсуждено на заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского
национального университета (протокол № 3, 7 октября 2008 года) и рекомендовано к защите. По теме диссертации опубликована монография «Мир символов видении» (Мешхед, 1387/2008), две статьи, которые указаны в конце автореферата. Автор выступила с докладом на конференции Центра ирановедения в Тегеране и на научных конференциях университетов Мешхеда.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.