Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теория и история символа и его основные типы
1.1. История формирования символов, их теории и разновидности 9
1.2. История формирования и эволюция символической поэзии 29
ГЛАВА II. Социальный символизм в современной поэзии Ирана
11.1. Нимайистский период литературы современного Ирана и его влияние на развитие социального символизма 59
11.2. Социальная поэзия Ахмада Шамлу 91
II.3. Социальные символы поэтического творчества Ахавана Салеса 106
ГЛАВА III. Социальный символизм в новой таджикской поэзии
111.1. Нима Юшидж и новая таджикская поэзия 129
111.2. Социальные символы в поэзии Гулрухсора 130
III.3. Социально-политическая направленность поэзии Бозора Собира 144
III.4. Искандар Хатлони и особенности его социальной поэзии 152
Заключение 164
Библиография 167
- История формирования и эволюция символической поэзии
- Социальная поэзия Ахмада Шамлу
- Социальные символы поэтического творчества Ахавана Салеса
- Социально-политическая направленность поэзии Бозора Собира
Введение к работе
Актуальность и необходимость сравнительного исследования социальных символов в творчестве современных поэтов Ирана и Таджикистана заключается в том, что оно позволяет выявить отношения мастеров слова указанных стран к обществу, социально-политических взглядов, воздействия их творчества на общественное мнение и
последующих художников слова, формирования их социальных воззрений, эстетического вкуса, периодов развития поэтического мастерства. Сравнительно-типологическое изучение данной проблемы в творчестве современных поэтов Ирана и Таджикистана представляется важным также в выявлении различных аспектов литературы, в частности, взаимного творческого восприятия достижений литературы этих стран.
Актуальность исследования настоящей диссертационной темы объясняется и коренными изменениями, происшедшими в современной персоязычной поэзии, коснувщих прежде всего поэтики художественного творчества. Новаторские тенденции в современной поэзии пока не достаточно затронули область поэтики. Поэтому без сопоставительного изучения вопросов поэтики творчество мастеров слова Ирана и Таджикистана, без исследования роли и места традиционной поэтики в единстве с новыми художественными тенденциями и творческим сознанием весьма затруднительно что-то достоверно сказать о сущности поэтического творчества в новейшее время.
Степень изученности темы. Тема настоящей диссертации как отдельная тема не подверглась исследованию в Иране и в Таджикистане. В научных кругах России и зарубежья обращались к данному вопросу только для обоснования и поддержки собственных заключений и предложений, по той или иной теме, касающейся системе символов.
Относительно вопросам символизмов в средневековой и современной персоязычной литературе встречаются отдельные замечания в работах Чумаковой О. М., Обидова Д., Шукурова М., Вамеги И., Каззази М., Т. Номдорияна, А. Барани, Ш. Лангруди, М. Хукуки, С. Заракани, К. Хасанли, Бахрами И.. Захра Ф., Хосейни Х., Акрами М. и другие.
Ценные мысли и замечания о некоторых социальных символизмах, использованных в творчестве Н. Юшиджа, А. Салеса, А. Шамлу, Г. Сафиевой, Б. Собира, И. Хатлони встречаются в статях и книгах Ш. Кадкани, Х. Фаршидварда, К. Абеди, Х. Асозода, А. Сатторзода, Х. Шарифова и др.
В целом, краткий обзор научной литературы, посвящённой исследованию выбранной нами темы свидетельствует о том, что проблема социального символизма и её сопоставительный анализ в творчестве выдающихся современных персоязычных поэтов, таких как Н. Юшидж, А. Салес, А. Шамлу, Г. Сафи, Б. Собир, И. Хатлони все еще нуждаются в монографическом и всестороннем научном исследовании.
Объектом исследования для настоящей диссертационной работы является поэтическое наследие представителей «новой поэзии» в современной персоязычной литературе Н. Юшиджа, А. Салеса, А. Шамлу, Г. Сафиевой, Б. Собира, И. Хатлони и выявление особенностей социального символизма в творчестве указанных поэтов.
Цель и задачи исследования. Основной целью настоящего диссертационного исследования является сопоставительный анализ и определение роли социальных символов в творчестве выдающихся поэтов Ирана и Таджикистана Н. Юшиджа, А. Салеса, А. Шамлу, Г. Сафиевой, Б. Собира, И. Хатлони. Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
прослеживание истории символов, формирования теории символа и его видов;
анализ периодов формирования и эволюции символической поэзии;
- определение влияния нимаистского периода современной литературы
Ирана на поэзию Ахмада Шамлу;
выявление особенностей социального символов в поэзии Ахавана Салеса;
анализ влияния творчества Нимы Юшиджа на таджикскую современную поэзию;
выявление особенностей социальных символизмов в поэзии Гулрухсор Сафиевой и Бозора Собира.
Источники исследования. К числу непосредственно использованных при осуществлении исследования источников относятся «Полное собрание стихов» («Мамуаи комили ашъор») Нима Юшиджа, а также его «Сказка»
(«Афсона»). «Зима» («Зимистон»), «Осень в застенках» («Пойез дар зиндон»), «Говорит «жизнь»» (««Зиндагї» мегуяд») Мехди Ахавана Салеса; «Айда в зеркале» («Айдо дар оина»), «Феникс под дождём» («анус дар борон»), «На пороге» («Дар остона») Ахмада Шамлу; «Диван Гулрухсор» («Девони Гулрухсор»); «Избранные стихи» («Баргузидаи ашъор») Бозора Собира; «Голоса из - под ног слов» («Садои пои вожао») Искандара Хатлони.
Методологической основой и теоретической базой данного исследования являются работы современных зарубежных и отечественных учёных, связанных с раскрытием проблем поэтики, традиций, литературных течений и направлений. Основополагающими для исследования являются труды востоковедов и литературоведов, таких как К. И. Чайкин, М.Л. Рейснер, В.Б. Кляшториной, Т. Намдориян, А. Джаннати, Ш. Кадкани, С. Шамисо, М. Каззази, А. Сатторзода, Х. Шарифов и др.
Методы исследования основаны на историко-сравнительном и текстологическом методе литературного анализа, широко применяемых в современных литературоведческих исследованиях. Общие и отличительные особенности творчества исследуемых поэтов Ирана и Таджикистана в использовании социальные символов выявляются на основе сопоставительного анализа социальных взглядов и социальной позиции указанных поэтов.
Научная новизна работы заключается в выборе малоисследованной области поэтики персидской поэзии – символов и анализа одного из их видов в современной поэзии – социальные символизмы. В работе впервые в литературоведении и востоковедении подвергается специальному монографическому исследованию процесс формирования и эволюции социального символизма в литературах Ирана и Таджикистана. В диссертации осуществляется комплексный подход к изучению объекта исследования, основанный на сравнительном анализе процесса формирования и эволюции социальных символов в творчестве Нима
Юшиджа, Ахавана Салеса, Ахмада Шамлу, Гулрухсор Сафиевой, Бозора Собира, Искандара Хатлони.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сопоставительный анализ творчества таджикских поэтов в одной плоскости с творениями иранских поэтов открывает просторы для обобщения и выводов в поэтическом художественном творчестве двух близкородственных этносов на фоне многовекового процесса отчуждения. Исследование такого порядка создаёт почву для выводов о взаимовлияниях двух творческих феноменов на основе общего языка и характера взаимовлияний такого рода.
Практическая значимость диссертации объясняется тем, что исследование перекликается с проблематикой многих других наук, таких как история литературы, теория литературы, поэтика, стилистика, философия, религия, обществоведение и т.д. В связи с этим оно может служить в качестве учебного материала для студентов, аспирантов по гуманитарным направлениям. Материал диссертации также может быть использован в литературоведческих центрах Ирана, Таджикистана и за их пределами.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Социальные символы, существующие в творчестве современных
поэтов Ирана и Таджикистана, таких как Нима Юшиджа, Ахавана Салеса,
Ахмада Шамлу, Гулрухсор Сафиевой, Бозора Собира, Искандара Хатлони и
других основываются на устойчивых и прочных древних корнях;
- Одним из важных современных поэтических течений Ирана является
тенденция социального символизма, основы которой были заложены Нимой
Юшиджем и его стихотворением «Какнус» («Феникс»), считающимся
первым шагом в этом направлении;
- Современная социальная поэзия является совершенно социальной,
она имеет реалистичный взгляд на проблемы общества, является
чувствительной к социальной поэзии человека;
- Образы и язык современной символической поэзии являются
личностными, каждый поэт использует живой и динамичный язык своего
времени и создаёт новые символы;
Ахмад Шамлу относится к числу последователей Нима Юшиджа, который основал новую форму, названную «шеъри мансур» («прозаическая поэзия») или «шеъри сапид» («белая поэзия»);
Современные социальные поэты Ирана и Таджикистана отражают боли, раны и мучения своих наций. Они нацелены на то, чтобы своей символической поэзией показать произвол, дискриминацию и неравноправие, а с другой стороны, светлые горизонты завтрашнего дня.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедр ТГПУ им. С. Айни иранской филологии ТНУ. (протокол № 7 от 06. 03. 2015 г.). Основное содержание диссертации было отражено в трёх научных статьях, опубликованных в научном журнале рекомендуемый ВАК Минобразования Российской Федерации «Вестник педагогического университета» и одной монографии. Некоторые положения исследования изложены его автором в научных докладах, сообщениях, прочитанных в различных конференциях: республиканская конференция «Новая поэзия после Нима» (2014), «Школа Нима и литературные течения» (2015 г. Ахваз). Список публикаций прилагается в конце автореферата.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
История формирования и эволюция символической поэзии
Символ является таинственным и противоречивым. «Символ» представляет собой некий вид «избегания от знакомства». Это означает, что он разламывает наши привычки и вынуждает нас видеть и мыслить в другой форме и другим образом. Человек привык применять слова в конкретных смыслах и этим создавать в уме конкретные значения. Однако символ и символический взгляд переменяет этот повторяющийся закон и придает слову новый смысл, вводит человека в таинственный и скрытый мир. Это обстоятельство указывает на факторы двусмысленности и онемения символов. По этому поводу Гегель пишет: «По своей сути, символ обычно является двусмысленным и многоаспектным». (37. 538).
«Смысл принадлежит области разума, в то время, как символ представляет собой описание мира души, в который нет пути для разума». (61, 127). Возвышенный символ до крайности остается указывающим. Каждый видит в нем то, на что способна его зрительная мощь. При этом отсутствие глубокого взгляда становится причиной того, чтобы не понималось какое-либо глубокое понятие». (48, 39).
Следует отметить, что литературный символ внутри себя имеет противоречие в нескольких аспектах. Основное противоречие в таком виде символа исходит из того, что символическое слово, хотя является частью языка, но не принадлежит ему, т.е. не является средством коммуникации. Если содержание символа является «тайным» и когда говорим: «символ является выражением тайны», то само это выражение имеет противоречие, поскольку тайна является невыражаемой.
Важно отметить, что красота символа заключается в его таинственности и внутренней противоречивости. Для раскрытия символических смыслов и слов символ побуждает своего проницательного читателя к действию и поиску, отложив в сторону завесы двусмысленности и блокады, а также внутренние слои символа вытаскивают скрытый смысл наружу.
Нима Юшидж пишет: «Символ углубляет поэзию, расширяет ее диапазон, придает ей авторитетность, надменность и ставит своего читателя перед величием». (96, 133). Символ и его таинственность придают «слову» другую идентичность, связывает его с новыми смыслами, которые не предназначены для них. Символ способствует тому, чтобы слово протекало в рамках двусмысленности, освободило поврехность, при этом глубина придает другие смыслы.
Заменяющие символы. Вследствие повторения по истечению времени символы утрачивают свою первичную эффективность и постепенно их заменяют новые символы. В средневековой литературе Ирана существовали такие символы как, «сарв» (кипарис), «гул» (цветок), парвона (мотылек), «шамъ» (свеча), «меджнун» (умалишенный), «хизр»(хидр), «мухтасиб» (надсмотрщик) и т.д. которые повторно возникали в произведениях последующих поэтов-символистов. Такое повторение привело к тому, чтобы они стали известными всем и постепенно уступили свое место другим вновь возникшим символам, таким как «шакаик» (максамосейка), «шаб» (ночь), «панджара» (окно), «сапида» (заря), «кувейр» (песчаный холм), «кабутар» (голубь) и т.д. Новые и многоупотребляемые символы в последующие периоды уступают свое место другим новым символам.
Здесь следует отметить, что в культурах различных народов и наций символы могут выражать различные значения. Например, «парвона» (мотылек) в персидской литературе означает влюбленного, но в арабской литературе он означает простака и тупость. В одной арабской пословице говорится: «не будь невежественным как мотылек».
Теория Юнга о символе. Юнг пишет: «То, что мы называем символом, представляет собой термин, название и даже описание, которое может является привычным в обыденной жизни. Вместе с тем, в дополнение к своему открытому и обычному смыслу, он может иметь иносказательное или особенное значение. Символ выражает двусмысленную, непознанную или скрытую вещь. Слово или форма может рассматриваться как символ, когда они будут означать больше, чем свой открытый и прямой смысл.
Поскольку в подсознании человека существуют названия многочисленных вещей, он постоянно применяет символические понятия, выразив которые он тем не менее не способен определить и понять их совершенным образом.
Это является одним из доводов того, что все религии используют символические слова и понятия. Вместе с тем, такое употребление само собой в «несознательном» виде создает символы в форме «видения»…
Действительность заключается в том, что несознательная часть каждого явления в видениях является очевидной для человека, но не в виде логичной мысли, а в некой форме «символического воображения»…
Символы представляют собой нечто большее, чем очевидный и непосредственный смысл; символы являются естественным продуктом, произведенным само по себе.
Следует отметить, что в реальности символы возникают сами по себе, поскольку явления происходят, но не информируются, следовательно, главным источником всей информации человека является знания о символизме. (25, 22-88).
Социальная поэзия Ахмада Шамлу
Более полувековый период, называемый «нимайитским веком», несмотря на то, что является коротким временным промежутком, тем не менее, с точки зрения важных событий, оставивших свой отпечаток в эволюции персидской поэзии, заслуживает особого внимания. В этой связи, этот период можно разделить на несколько коротких этапов или периодов следующим образом: - первый период с 1925 г. (начало правления Резашаха) до 1941 г. (прихода к власти второго пехлевидского шаха); - второй период с 1941 г. по 1953 г. (переворот 28 – го мурдада); - третий период с 1953 г. до 1963 г. (восстание 15-го хордада); - четвертый период с 1963 г. по 1978 г. (Исламская революция). 1925 г. считается началом первого периода. В этом году, с одобрением Меджлиса учредителей, власть от Каджаридов была передана пехлевидам, и Резахан в качестве первого пехлевидского шаха стал правителем до месяца сентября 1941 г. Историко-социальные особенности первого периода нимайитского века можно резюмировать следующим образом: 1. Политическая тирания и внедрение абсолютной власти во все государственные дела. 2. Противостояние традициям и религиозным убеждениям общества. 3. Подражание Ирана Западу во всех аспектах. 4. Поощрение и создание индивидуалистического настроения, и придание священности концепции правления. В это время, разумеется, произошло заметное преобразование в области образования и воспитания, культуры и экономики. (94, 85-86).
В этот период появилась декларация нимайитской поэзии - «Афсона» («Сказка»), которая считалась началом напевания нимайистской поэзии. Именно в этот период разгорается спор о «новой поэзии» и «старой поэзии», засияет Нима. Он видит деспотизм Резахана и наблюдает абсолютную власть тирании над обществом, строит из символической социальной поэзии оружие, чтобы выразить с его помощью чувства людей
Воспеванием «Какнуса» («Феникса») в 1937 г. Нима возглашает всем о рождении первой нимайитской поэзии; поэзии, которая, с точки зрения метра и рифмы, а также поэтического воображения, существенно отличалась от поэзии предшественников.
В этот период шла Вторая мировая война. Резахан уступает власть в пользу своего сына Мухаммада Реза. После падения власти Резашаха, в Иране возникает соперничество Англии и США. Внутренние силы – сторонники Советского Союза – основывают «Хизб-е туда» (Народную партию), которая после провалившихся террористических событий против шаха 15 месяца бахмана 1948 г. была объявлена незаконной. Ее лидеры были задержаны и арестованы. В 1949 г. было создано «Джабха-е миллии Ирон» (Национальный фронт Ирана) под руководством доктора Мухаммада Мосаддыка под лозунгом национализации нефтяной промышленности. Мосаддык стал премьер-министром, и все государственные дела велись в целях прерывания всяких отношений с чужими. 28 мурдада 1953 г. под руководством военачальника Захеди доктор Мосаддык был низложен и шах, оказавшийся вынужденным эмигрировать из страны, вернулся в Иран. После месяца шахривара 1941 г. и несколько литературных изданий приступили к работе. Часть из них проложила путь для процветания нимайитской поэзии. Первый нимайитский поэтический сборник был опубликован под названием «Джарака» Манучехра Шайбани. В это время также состоялся Первый конгресс поэтов, в котором были прочитаны три стихотворения: «Эй одамо», (О, люди), «Модаре ва писаре» (Мать и сын), «Шаб-е курк», которые оказались объектами общего внимания и широкой критики.
«Афсона» («Сказка») Нимы обладала некой оригинальностью, под влиянием которой, в последующем, в новой персидской поэзии появились новые жанры. Одним из таких жанров являлась «новая лирическая поэзия», которая проявилась ярким образом, прежде всего, в произведениях Фаридуна Таваллули.
В данное время по инициативе Ахмада Шамлу появилась поэтическая форма, которая стала называться «белый стих», также «стихи в прозе» (1947г.). В последние годы этого периода в поэзию пришла другая группа молодых последователей Нимы, способствовавшие успеху нимайитской поэзии. В этой группе были такие молодые поэты, как Сохраб Сипехри, Сиявуш Касраи, Исмаил Шахруди. Одно из самых известных стихотворений Нимы относится к концу этого периода, которое было сочинено в 1948 г. под названием «Метаровад махтоб» (Сочиться луна). - Третий период начинается с начала переворота 28 мурдада 1953 г. до 15 хордада 1963 г.
К числу важных политических и социальных событий этого периода, которые могли оказать влияние на персидскую поэзию, с одной стороны, считалось всестороннее присутствие США и влияние американской культуры, с другой стороны, давление и принуждение к внедрению особой абсолютной власти путем укрепления и расширения организации по безопасности и разведке страны (САВАК).
Другой важной проблемой в этот период являлось формирование религиозных групп и, в целом, расширение и формирование религиозного мышления.
В тот период издания и публикации, количество которых по сравнению с предыдущим периодом, было более значительным, находились в распоряжении государства и под его надзором.
Нима Юшидж умер в 1338/ 1960 году. Но начатая им поэтическая революция нашла свое продолжение в творчестве таких зрелых мастеров, как Ахмад Шамлу, Манучехр Шейбани, Исмаил Шахруди, Мехди Ахаван Салес и ряда еще молодых поэтов – Манучехра Атешки, Сиявуша Касраи, Мохаммада Захра, Ядаллаха Руъйаи, Махмуда Мушаррафа Техрани и других. Мехди Ахаван Салес выходит на поэтическую сцену в это время. Он начинает сочинять свои стихи в хорасанском стиле, но очень скоро выбирает путь Нимы и становится его верным приверженцем. Вскоре он выпускает два сборника – «Зима» и «Окончание «Шахнаме». В 1955 г. впервые на персидский язык была переведена поэма Элиота «Бесплодная земля», оказавшая серьезное влияние на поэзию этого периода и последующего времени.
Без всякого сомнения, как с исторической и социальной точки зрения, так и с точки зрения нимайитской поэзии, этот период считается одним из важнейших периодов истории современной иранской литературы. В этот период, пехлевидский режим, по усмотрению США, в месяце бахман 1962 г. реализовал частично поверхностную социально-экономическую реформу под эгидой «инкилоби сафед» (белой революции), закончившейся восстанием 15 хордада 1963, после чего Аятулла Хомейни эмигрировал за рубеж.
В этот период сильно укрепились организация САВАК, силы безопасности и порядка. Несмотря на это, сопротивление режиму расширялось как со стороны религиозных, так и со стороны просветительских и образованных сил, ориентированных на Запад.
В рамках нимайитской поэзии, этот период следует назвать периодом совершенства литературных течений и одолевшим периодом. Главной линией поэзии все еще являлась социальная и эпическая, поэты достигли большей художественности в поэзии, чем в прошлом.
Социальные символы поэтического творчества Ахавана Салеса
Ахмад Шамлу известен как «основоположник прозаической поэзии». Он считается одним из успешных учеников нимайитской школы. Шамлу родился в 1925 г. в Тегеране. Начальную и среднюю школу он закончил в городах Хорасана. В последние годы своей учебы в средней школе он вернулся с семьей в Тегеран. После этого они переехали в северные районы страны. В 1944 г. он попадает в тюрьму. В 1947 г. он публикует свой первый сборник стихов под названием «Охангхои гумшуда» (Потерянные мелодии), о чем в последующем он сожалеет. В 1951 г. он публикует свое известное стихотворение «23» и сборник «Катънома» (Резолюция). В следующем году в свет вышел его второй сборник с названием «Оханхо ва эхсос» (Железо и чувство). Его важными поэтическими произведениями являются: «Хавои тоза» (Чистый воздух), «Боги Оина» (Сад зеркала), «Лахзахо ва хамеша» (Мгновенья и постоянство), «Оядо: дарахт ва ханджар ва хотира» (Пусть приходит: дерево, кинжал и память», «Какнус дар борон» (Какнус под дождем), «Марсияхои хок» (Элегии земли), «Шукуфтан дар мах» (Цветение на луне), «Иброхим дар оташ» (Ибрахим в огне), «Дашт дар Дис» (Степь в Дисе), «Таронахои кучаки гурбат» (Маленькие песни чужбины), «Мадоихи бе сила» (Хвальба без награды), «Дар остона» (На пороге), «Хадиси бекарории мохон» (Легенда о беспокойстве лун) и т.д. Шамлу умер в Тегеране в 2000 г.
«Если уподоблять литературно-культурную личность Шамлу комплексу островов то, без всякого сомнения, центр этих островов принадлежит поэту – Шамлу. Этот центральный остров является самым привлекательным, дающим много возможностей, в нем можно провести мыслительные передышки в течение долгого времени, наслаждаться зрелищем его достопримечательностей».(32, 327). Шамлу является основоположником прозаической поэзии. После Нимы, он дополнил персидскую поэзию открытием новых территорий, он являлся продолжателем школы Нимы Юшиджа.
Шамлу является поэтом (основоположником прозаической поэзии), культурологом («Шамлуи китоби куча»), переводчиком (поэзии и дастана), писателем романов и повестей, детским писателем, журналистом, занимался исследованиями в области литературно-культурной классики. Однако, то, что сделало известным Шамлу в качестве вечной личности и придало ему на поприще литературы значение и понятие, это то, что он является поэтом, оказавшим после Нимы сильное влияние на современное иранское литературное общество. Шамлу в лексическом мире, особенно в жанре, инициатором которого в некоторой степени он являлся сам и довел его до кульминации, успешно сочетать два иногда противоречивых поэтических жанра (эпический и любовно-лирический), а с точки зрения поэтического количества и качества продвинуться вперед настолько, что он внезапно оставил всех поэтов своих сверстников под своим сиянием. Многочисленные колебания в иранском обществе в изобразительном и поэтическом языке и изложении можно наити в его великолепных стихотворениях.
Шамлу выступает как олицетворение народа: «Я» Шамлу, как и «Я» Нимы, в большинстве его произведениях не является личным «Я». Он говорит об «общей боли», издает стон по каждой боли общества своего времени. По своей сути и глубине Шамлу является политическим и социальным поэтом. Несмотря на все свое изящество, его лирическая поэзия располагается на втором месте по значимости. В большинстве случаев своим особенным творческим талантом Шамлу смешивает лирические и социальные особенности таким образом, что невозможно отделять их друг от друга: J _
В котором чужды и враждебны Когда я беру его ласковые руки в свои, Я постигаю его печальное одиночество. Шамлу олицетворяет собой народ, который хранит в себе рев; Шамлу становится носителем народной раны, который под натиском абсолютной тирании забыл про избавление. Шамлу является представителем неизвестных «сподвижников», которые как сгоревшие звезды упали вглубь земли и остыли, другими словами, земля навсегда осталась как ночь без звезд». «Биография Шамлу представляет собой биографию иранского общества в мире поэзии и его биографию, со всеми ее подъемами и спадами, дружбой и враждой, печалями и гневом, начинаниями и завершениями и новыми инициативами». (19, 864).
Социально-политическая направленность поэзии Бозора Собира
В таких стихотворениях повторения продолжаются до конца, и можно привести много подобных примеров.
Взгляд Гулрухсор является социальным взглядом и её «Я» не является личным. Осью своей поэзии она ставит народ. «В дополнение к отражению трудностей и болей женщин в ее поэзии, находят свое отражение также текущие события в Таджикистане, произошедшие политические преобразования в течение нескольких последних лет. В ее поэзии ярко выражается персидский язык и новшества очень широким образом». (50, 17).
Гулрухсор пишет «социальные символичные» стихи. Хотя она не конструировала символы, тем не менее, она мастерски использует распространенные и общие символы для выражения своих мыслей. При сравнении примененных символов в поэзии Искандара Хатлони (о чем будет сказано ниже) с символами Гулрухсор можно обнаруживать, что
Искандар использует социальные символы более открыто и небрежно, чем Гулрухсор. Другим моментом считается то, что у Гулрухсор более длительная поэтическая жизнь, следовательно, по мнению таджикских читателей, ее символистские стихи являются «более объемными», чем символистские стихи Искандара. Социальные символы Гулрухсора:
Насколько автор данного исследования изучал поэтические произведения Гулрухсор, символами, существующими в ее поэзии являются: ватан (родина), шаб (ночь), сиёхи (чернота), зулмат (мрак), сапида (заря), рушнои (свет). Нур (луч), сармо (холод), бахор (весна), хазон (листопад), дев (див), хуршед (солнце).
Ниже рассмотрим некоторые выдающиеся символы Гулрухсора вместе с комментариями на них: «сиёхи» и «зулмат» (символ отчаяния и тирании) в противоречии с «нур» и «рушнои», «сапеди», «руз» и «Хуршед» (символ надежды, мечты и избавления).
Разницу между трауром и праздником. Разницу чужого от своего… Однако вечер чернее, чем этот вечер. Однако состояние тяжелее, чем это состояния, Не бывает, не бывает, не бывает. (49, 324-326) В этом стихотворении, Гулрухсор сделает разницу между «сиёх» и «сапед» и утверждает, что с помощью третьего глаза (сердца) можно разглядеть эту разницу и противоречие лучшим образом. Она рассматривает разницу между «сиёх» и «сапед» как разницу между трауром и праздником, чужим и своим. В конце стихотворения она видит существующий «зулмат» более красочно, чем всегда, с повторением этого содержания она указывает на свое смутное время.
Звезды умерли со стыда черноты длинной ночи4, Вечную тайну бессмертия тьмы унесли с собой, История деяний ночи осталась не сказанной. Свет и тьма родили ребенка, Строптивый, неполноценный, убийца Умирающей с началом смеха солнца, Тайна сгорающих на чистом огне.
Это стихотворение считается одним из животрепещущих и бессмертных поэтических произведений Гулрухсор. Оно вмещает в себя сплетенные друг с другом символы: «нур», «бахор» и «субх» (символ избавления и свободы), «сиехи пандажарахои кур» (чернота слепых окон); «сел» и «хазон» в противовес им символизируют тиранию. Кроме того, «рохи селканда» (дорога, разрушенная селом) также считается символическим выражением разрушенного общества поэта.
Старый листопад победоносно смеется и демонстрирует свое преимущество над весной общества. «Сиёхии панджараи кур» и «Анджуман-е фахш ва кина ва тазвир» (собрание страсти, ненависти и обмана) представляют собой два эстетичных выражения, приведением которых Гулрухсор придает своему стихотворению жизнь, хотя оба эстетичных выражения означают смерть и разруху. «Шарми пурсавол» (многозначительный стыд) представляет собой чрезвычайное сочетание, а сочетание «ба нарми табассум хохиш» (мягкостью улыбка является просьбой) предлагают читателю два мнения - «ташхис» (идентификацию) и «хисомези» (смешивание чувства). Пятый пример: Ail AlouilJ Jalb jbjjj jb jJ
В начале своего стихотворения Гулрухсор выражает благодарность своей родине, которая не отпустила своего убиенного, несмотря на то, что над этим троном чести и авторитета, т.е. над Родиной, господствует «ночь». Повторение выражения «хандаи шаб» (смех ночи), т.е. продолжительность власти деспотии, является повторением «хандаи шаб». Также не следует забывать, что по словам Нимы: «хаст шаб/оре шаб» (есть ночь/Да ночь). Также повторяются предыдущие символы: асорат, субх, сайтараи шаб (господство ночи) и гафлати нурандешон (невежда светломыслящих). Другим привлекательным моментом в этом стихотворении является: во-первых, взаимосвязь начала и конца стихотворения, взаимосвязь между «убиенным» и правителем; во-вторых, двусмысленность, проявляемая в слове «кушта» в двух значениях: «кушта шуда» (убиенный) и «шухадо». Шестой пример: