Введение к работе
Актуальность темы. После полного распада державы Саманидов в конце X века, бразды правления государством перешли в руки Газневидов во главе с Султаном Махмудом Газнави, избравших город Газ ну своей столицей. В Х1-ХП веках, с приходом к власти Газневидов, несмотря на утрату былой славы литературного круга Бухары, в Газне появляется мощный литературный круг, в который входили Абулькасим Унсури (970-1141), Фаррухи Систоии (у. 1038), Манучехр Домгони (у. 1041), Масъуди Саъди Салмон (1046-1122) и другие, оставившие глубокий след в персидско-таджикской литературе. Их наследие в определенной степени изучено и рассмотрено.
Наряду с упомянутыми поэтами, Санои Газнави также
обладает своим статусом великолепного мастера поэтического
слова, однако, несмотря на то, что он считается одним из
выдающихся представителей персидско-таджикской
литературы литературного круга Газны, его жизнь, труды, в частности маснави «Хадикатулхакикат» всё еще не изучены в достаточной степени таджикским литературоведением. Актуальность рассматриваемой темы и необходимость её исследования обусловлены, прежде всего тем, что Санои Газнави с сегодняшней точки зрения, признан Fie только как яркий представитель творческой среды того времени, по и как новатор в области формы и содержания персидско-таджикской поэзии. Структура «Хадикатулхакикат», тема, стиль повествования маснави и многое другое свидетельствуют о том, что Санои Газнави является первооткрывателем в одном из уникальных направлений персидско-таджикской литературы, какой является суфийская литература. Если с их позиций попытаться оценить жизнь и литературное наследие великого поэта - суфия, то еще раз можно убедиться в актуальности настоящей темы.
Следует добавить, что основы персидско-таджикской суфийской литературы были заложены благодаря бесценному наследию Санои Газнави, прежде всего маснави «Хадикатулхакикат», которое обеспечило автору широкую известность и славу. Изучение и исследование этого выдающегося произведения дает нам возможность получить более полное представление о традиции сочинения маснави в период Газневидов и о литературе данного периода в целом.
Степень изученности темы. Санои Газнави получил известность в литературных кругах будучи молодым поэтом. Первые отзывы и оценки его творчества были высказаны еще при его жизни. В литературных и исторических источниках, воспоминаниях современников и в многочисленных последующих сочинениях, наряду с известными поэтами персидско-таджикской литературы, неоднократно упоминаются высокий поэтический талант, мастерство и зрелость Санои, а также отдельные факты его биографии. Среди таких источников можно выделить «Лубобулалбоб» Мухаммеда Авфи Бухорои, «Чахор макола» Низоми Арузи Самарканда, «Тазкиратушшуаро» Давлатшоха Самарканда «Нафахотулунс» Мавлоно Джами, «Хафт иклим» Амин Ахмади Рази и несколько других мемуаров, которые подробно приведены во введении диссертации.
В отечественном литературоведении, а также в мировом востоковедении, о жизни и творчестве Санои Газнави встречаются интересные упоминания по тому или иному поводу в трудах Шибли Нумони, Эдварда Брауна, Германа Эте, Ризозода Шафака, Забехулло Сафо, Сайда Нафиси, Абдулхусайна Зарринкуба, Евгения Эдуардовича Бертельса, Халилуллоха Халили, А.Арберри, Мазохира Мусаффо, Мударриса Разави, Холика Мирзозода, Расула Ходизода, Алохона Афсахзода, Кароматулло Олимова, Шоди Шокирзода, Худой Шарифова и других. Кроме того, представляют интерес упоминания о наличии тех или иных рукописей произведений Санои Газнави в списках рукописей библиотек мира.
Цель и задачи исследования. Целью исследования являются реконструкция жизненного пути, наследия Санои Газнави и филологическое исследование его маснави «Хадикатулхакикат». Учитывая достаточно широкий диапазон вопросов, связанных с наследием поэта, основное внимание в работе сосредоточено на анализе идейно- тематической основы маснави, особенностях художественного стиля поэта, его духовно-нравственной концепции.
Для достижения этой цели в диссертации предпринята попытка решения следующих задач:
воссоздать как можно более полную биографию Санои Газнави на основе литературных и исторических источников, трудов отечественных и зарубежных исследователей;
рассмотреть творческую судьбу Санои и определить его место в общем процессе развития художественной мысли и духовно-нравственных исканий времени; .
определить специфические особенности мастерства поэта в контексте созданных им художественных жанров, выявив, таким образом, малоизученные и недостаточно известные стороны его творчества;
проанализировать тематику маснави «Хадикатулхакикат», содержание произведения, в том числе коранических и исторических рассказов, легенд и народных сказаний в нем с целью подтверждения мастерства поэта в создании образов; - определение литературных и художественных достоинств маснави, а также статуса и положения «Хадикатулхакикат» в истории персидско-таджикской литературы;
выявить особенности стилистической системы «Хадикатулхакикат», признанного первым крупным суфийским произведением в истории персидско-таджикской литературы и ставшего для поэтов последователей Санои, таких как Шейх Фаридуддин
Атар и Мавлана Джалолуддин Руми, образцом при создании собственных оригинальных мае нави; - уделить внимание духовно-нравственным идеям поэмы, повлиявшим на язык и стиль произведения и способствовавшим формированию и развитию суфийской литературы.
Методологические основы исследования. В процессе
работы над литературными источниками автор пользовался
возможностями сравнительно-исторического метода
исследования. Теоретическим фундаментом исследования послужили труды таких литературоведов и востоковедов, как Герман Эте, Эдвард Браун, Бадеуззамон Фурузонфар, Сайд Нафиси, Моил Хирави, Шафеи Кадкани, Мазохир Мусаффо, А. Арберри, Абдугани Мирзоев, А. Е. Крымский, Ян Рипка, Халилуллох Халили, Мударрис Разави, Евгений Эдуардович Бертельс, Н.И. Пригарина, Худой Шарифов, М.Л. Рейснер, Алохон Афсахзод, Джурабек Назриев и другие.
Научная новизна работы. В диссертации впервые в таджикском литературоведении на основе произведений самого поэта и доступных источников, автором проведена более полная и всесторонняя работа по изучению и исследованию жизни и творчества Сапой Газнави, в особенности наиболее значимых аспектов идейно-художественной специфики маспави «Хадикатулхакикат» поэта-мыслителя. Таким образом, впервые предприняты усилия для более развернутого анализа структуры, содержания поэмы, вопросов мастерства поэта, художественных деталей, стиля, языка сочинения, чему до настоящего времени уделялось недостаточно внимания со стороны исследователей творчества Санои. Все это дало возможность не только воссоздать художественный облик Санои Газнави, как великого поэта суфийской литературы, но и заложить определенные предпосылки для раскрытия многих общих проблем творчества представителей данного направления персидско-таджикской литературы.
Источники исследования. К основном и первостепенным источникам, использованным в настоящей диссертации относятся рукописи произведений Санои Газиави, которые хранятся в библиотеках Республики Таджикистан, книги, вышедшие в свет здесь, в том числе «Избранные произведения» Хакима Санои в двух томах, (на таджикском языке) опубликованные в 1993-1994 годах издательством «Адиб», благодаря стараниям таджикского исследователя творчества Санои Кароматулло Олимова, маснави «Хадикатулхакика ва шариатуттарика», опубликованное в 2008 году издательством «Дониш» усилиями редакторов текста К. Олимова и А. Хисориева, и научные тексты, изданные за пределами Таджикистана, такие как «Девон» Хакима Абулмаджда Мадждуда ибн Одама Санои Газиави (составитель Мударрис Разави. Издательство «Санои». - Тегеран, 1380), «Хадикатулхакика ва шариатуттарика» Санои Газиави (автор предисловия и редактор Мухаммад Рушан. Издательство «Нигох». - Тегеран, 1377) «Маснави Хакима Санои» (составитель Мухаммадтаки Мударрис Разави - Тегеран, 1348).
Теоретическая и практическая значимость
исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть полезны при изучении персидско-таджикской суфийской литературы. Теоретическое значение работы заключается в том, что она связана с исследованием истоков суфийского маснави и создаёт плодотворную почву для поэтапного рассмотрения исторического развития данной жанровой формы. Практическая значимость работы связана с возможностью использования её материалов при чтении курса лекций, спецкурсов, включения их в учебные пособия, а также в последующее издание «Истории персидско-таджикской литературы».
Апробация работы. Основные положения
диссертационной работы нашли отражение в научных статьях, посвященных исследованию маснави «Хадикатулхакикат» Санои Газиави и опубликованных в научных журналах и
сборниках, а таюке в докладах и сообщениях, на различных республиканских научно - практических конференциях.
Диссертация обсуждена на расширенном заседании Отдела исследования и публикации письменного наследия Института востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан (06. 07. 2010 г. протокол №7) и на расширенном заседании отделов классической литературы, фольклора и современной литературы Института языка и литературы им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан 12.10 2010 г. протокол №.8)
Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих ряд разделов, заключения и списка использованной литературы.