Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

«Рузнома» («дневник») Садри Зиё и особенности Таджикской мемуаристики в конце XIX и начале XX веков Коситова Угулой Рафиковна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коситова Угулой Рафиковна. «Рузнома» («дневник») Садри Зиё и особенности Таджикской мемуаристики в конце XIX и начале XX веков: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.03 / Коситова Угулой Рафиковна;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Место и роль садри зиё в развитии документальной прозы конца XIX- начала XX вв .

1.1Садри Зиё и его документальные произведения (летописи, географические произведения и антологии) .10-36

1.2 «Рузнома» и его жанровые особенности (классификация мемуарных произведений и традиции написания мемуаров в «Рузнома») .37-44

ГЛАВА II. Отражение истории,духа времени и личности в «рузнома»

2.1. Осмысление исторических и социальных проблем в «Рузнома» .45-56

2. 2. Вопросы просветительства в «Рузнома» .57-72

2.3. Облик современников в «Рузнома» .73-86

2.4. Облик автора и отображение его мировоззрения 87-93

2.5. Социальная и художественная действительность в «Рузнома» 94-100

ГЛАВА III. Литературные особенности «рузнома» и традиции написания мемуаров (конце XIX– первая половина XX вв)

3.1. «Рузнома» и традиции написания мемуаров в конце XIX - начале XX вв .101-119

3. 2. Язык и стиль изложения «Рузнома» 120-130

Заключение 131-134

Литература .135-150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исследование и научное осмысление историко-литературных источников, в частности док-ментальной прозы конца XIX - начала XX веков, составляющей ва-ную часть культурного наследия таджикского народа, является о-ним из приоритетных направлений современного таджикского л-тературоведения .

В конце XIX - начала XX веков, ставшего одним из значимых периодов в истории таджикской литературы, эволюция таджикской документальной прозы, истоки которой восходят к классической персидско-таджикской литературе, способствовала развитию та-жикской мемуарной прозы, элементы которой можно увидеть в ха-дисах, письмах, путевых заметках, летописях и воспоминаниях.

Следует отметить, что освещению различных аспектов лит-ратуры этого периода, в частности жизнедеятельности и творческого наследия таджикских просветителей, а также их роли в развитии таджикской литературы, посвящены научные разработки таджи-ских и зарубежных ученых, однако художественное своеобразие д-кументальной прозы известных просветителей XIX и начала XX в-ков не были вовлечены в орбиту всестороннего исследования, в то время как научная интерпретация их мировоззренческих тенденций через призму мемуарных текстов, позволит нам представить целостную картину эволюции таджикской литературы и определить о-новные литературные направления и тенденции. Ввиду этого иссл-дование жизнедеятельности и творческого наследия Садри Зиё пре-ставляет собой ценный научный материал, способствующий выявл-нию закономерностей эволюции жанров мемуарной литературы.

Актуальность и важность темы настоящей диссертации об-словлены еще и тем, что в конце XIX - начале XX веков в развитии документальной прозы начался новый этап, требующий специал-ного изучения.

Степень разработанности исследования. Среди научных р-бот, посвященных исследованию литературного наследия Садри Зиё, особое значение имеет труд академика М.Шакури «Садр Бухары», в котором была дана достойная оценка роли и места Садри Зиё в ра-витии таджикской литературы конца 1 - начала XX веков.

Другими, не менее значимыми источниками изучения творч-ского наследия Садри Зиё, являются монографии профессора Р. Ха-

дизаде «Источники изучения таджикской литературы второй половины XIX века» и «Таджикская литература в первой половине XIX века».

О значении литературного наследия Садри Зиё писали в своих исследованиях X. Мирзозаде, 3. Раджабов, И. С. Брагинский, Р. Хошим, Н. Ма'суми, С.Сиддиков, X. Асозаде, М.Имомов, А. Сай-фуллаев и другие.

«Рузнома» Садри Зиё была опубликована в 2003 году в Иране. В 2004 году она была издана в Англии с пятью предисловиями, авторами которых были такие известные отечественные и зарубежные ученые как Э.Олворс, Ш.Таджбахш, Р. Шукуров, М. Хайруллаев и М. Шакури. Английский перевод книги был осуществлен учеными Р. Шукуровым и Э.Олворсом.

Вместе с тем, обобщение научно-критической литературы по теме диссертации убеждает в том, что, несмотря на большое количество научных изысканий, проведенных отечественными и зарубежными учеными в этой области, «Рузнома» Садри Зиё с точки зрения жанрового, стилевого и языкового своеобразия, а также особенности развития мемуарной литературы в конце XIX и начале XX вв., ставшего одним из значимых периодов в истории таджикской литературы, не стали предметом специального исследования, в то время как исследование и научное осмысление традиции составления мемуаров позволит проследить формирование и поэтапное развитие новых литературных процессов и тенденций в таджикской литературе на рубеже веков и наглядно показать закономерности эволюции литературных жанров и художественных стилей.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ, оценка и описание развития таджикской мемуарной литературы в конце XIX - начале XX веков на примере произведения известного просветителя исследуемого периода Садри Зиё - «Рузнома».

Достижение намеченных целей обуславливает решение следующих задач:

определение факторов и предпосылок развития мемуаристики в таджикской литературе конца XIX и начала XX веков;

анализ и определение особенностей мемуарной литературы на примере воспоминаний выдающихся писателей персидско-таджикской литературы конца XIX и начала XX веков;

определение места и роли мемуаристики в персидско-таджикской литературе последнего столетия;

определение места Шарифджона Махдума Садри Зиё в ра-витии мемуаристики;

изучение мировоззренческих тенденций Садри Зиё на прим-ре его произведения «Рузнома»

анализ идейного содержания и структурно-стилистического своеобразия «Рузнома».

выявление художественного мастерства писателя в отображ-нии действительности.

Новизна исследования. В диссертационном исследовании впервые в таджикском литературоведении предпринимается попытка дать научную оценку произведению Садри Зиё «Рузнома» с точки зрения художественного своеобразия, специфики изложения, жа-ровых и структурных особенностей. Вместе с тем, в настоящей р-боте на основе сравнительно - исторического анализа определяется роль воспоминаний Садри Зиё в эволюции документальной прозы в конце XIX и начале XX веков, а также анализируются факторы и предпосылки становления литературных направлений исследуемого периода и степень их влияния на мемуаристку, в частности «Ру-нома» Садри Зиё.

В диссертации также подвергаются научному осмыслению д-намика развития воспоминаний, способствующие укреплению ре-листического принципа художественного изображения действител-ности, когда свидетельство очевидца или участника события прио-ретает ценность именно как личное свидетельство.

Теоретическое и практическое значение исследования. В процессе исследования «Рузнома» Садри Зиё мы опирались на бог-тый научный теоретический опыт известных литературоведов России и Таджикистана, среди которых следует отметить работы таких уче-И.Брагинского, Е.Бертельса, И.Бечки, Х.Мирзозаде, Р.Хадизаде, 3. Раджабова, С. Сиддика, М. Шакури и др.

Материалы диссертации могут оказать помощь в подготовке учебно-методических пособий по истории развития персидско-таджикской литературы и просветительского движения, преподав-нии программных курсов по «Истории таджикской литературы», в подготовке реферативных, дипломных и магистерских работ, в про-

ведении занятий индивидуального характера по изучению мемуарной литературы.

Методология и методы исследования. Основными методами исследования избраны сравнительно - исторический и аналитико-описательный методы исследования. В необходимых случаях использовались также методы стилистического и контекстуального анализа. Научно-теоретической основой при исследовании темы стали научные концепции отечественных и зарубежных ученых.

Основные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:

Среди исторических сочинений Садри Зиё «Рузнома» является одним из наиболее крупных документальных произведений, которое подвергнуто подробному рассмотрению в настоящей диссертации. Изучение данного произведения предоставляет возможность узнать о состоянии формирования и становления таджикской документальной прозы, а также прийти к необходимым результатам и выводам о заслуге Садри Зиё в развитии данного вида прозы. Материалы «Рузнома» и их логическая связь с другими произведениями автора обладают огромной значимостью на пути глубокого изучения и осмысления литературной и культурной жизни конца XIX - начала XX вв.

«Рузнома» предоставляет возможность ознакомиться с некоторыми неосвещенными моментами жизни поэтов и ученых, а также с уровнем их писательского мастерства. Сведения Садри Зиё, представляя литературно - историческую и научно-практическую ценность, свидетельствуют о писательском мастерстве литератора. «Рузнома» служит в качестве достоверного источника в изучении актуальных вопросов, касающихся обстановки того периода, состояния литературы и особенностей стиля представителей литературного круга Мовароуннахра в XIX-XX вв.

Высокий гуманизм и цивилизаторские идеи Садри Зиё, чьи произведения характеризуются смешением документальности, художественного изображения с научно-публицистическим исследованием, оказали заметное влияние на развитие просветительских идей в персидско-таджикской литературе исследуемого периода.

Важнейшей стилевой особенностью «Рузнома» Садри Зиё является строгое соответствие исторической правде, фактографич-ность, хроникальность повествования, а в некоторых случаях созна-

тельный анахронизм и ретроспекция, отказ от «игры» сюжетом и нарочито художественных приемов.

- Исследование идейного содержания, жанрово-стилевых и ко-позиционных особенностей «Рузнома» Садри Зиё приводит к выв-ду, что в конце XIX - начале XX веков в развитии документальной прозы начался новый этап, сочетающий в себе признаки художес-венного произведения и исторического источника одновременно, являющееся фундаментально-родовым свойством мемуарной прозы. В мемуарной литературе, в частности в «Рузнома» Садри Зиё, исторический материал, реальная жизнь претворяются в факт иску-ства, а стилистика подчинена задаче, произвести на читателя эстет-ческое воздействие.

Источники исследования. Источниками исследования я-ляются «Рузнома» Садри Зиё, другие произведения этого автора, а также мемуарная проза конца 1 - начала XX веков, в том числе «Савонех-ул-масолик ва фаросих-ул-мамолик» (Сведения о странах) Кари Рахматуллаха Возеха, «Тухафи ахли Бухоро» (Подарок буха-цев) Мирзо Сироджа Хакима, «Баёноти сайёхи хинди» (Изложение индийского путешественника) Абдурауфа Фитрата и др.

Объект исследования. Объектом исследования являются идейно-художественные особенности «Рузнома» Садри Зиё и другие мемуарные произведения конца 1-начала XX веков.

Степень достоверности и апробация результатов. Резул-таты исследования были апробированы на международных конф-ренциях и симпозиумах и ежегодных научных конференциях пр-фессорско-преподавательского состава Худжандского госуниверс-тета имени академика Бабаджана Гафурова и Таджикского наци-нального университета (2010-2015гг.).

Основные положения диссертации отражены в 10 опублик-ванных научных статьях, 5 из которых напечатаны в журналах, вх-дящих в перечень ВАК Минобразования и науки РФ.

«Рузнома» и его жанровые особенности (классификация мемуарных произведений и традиции написания мемуаров в «Рузнома»)

В научных работах исследователей истории персидско-таджикской литературы Забехуллаха Сафо, Хусайна Рамзджу, Сируса Шамисо и других появление персидской прозы отнесено к периоду жизни Зардушта и «Авесты» (120;93; 180;). Исследования, осуществленные таджикскими и иранскими учеными, доказывают, что в таджикской литературе, начиная с ее истоков, наравне с поэзией получила распространение также и проза.

Вопрос о возникновении и формировании персидско-таджикской прозы, ее особенности, виды и стили подвергнуты всестороннему рассмотрению в исследованиях русских, таджикских и иранских ученых (21; 33; 36; 116; 164; 186). Среди прозаических произведений большой ценностью обладают также мемуары и воспоминания.

В отечественном и зарубежном литературоведении для обозначения термина «ёддошт» (мемуары, воспоминания) использовано несколько понятий. Иранский ученый Хусайн Рамзджу во время классификации произведений в прозе с точки зрения формы и вида, наряду с сафарнаме указывает жанры биографии и автобиографии, которые считаются произведениями из рода мемуаров. В том числе, в определении жанра биографии он пишет следующее: «Жизнеописание или биография, которую также называют «саргузашт» (приключения), «гузориш ва тарчумаи ахвол» (изложение и описание жизни), «тазкираи хол» (упоминание о состоянии) относится к произведениям, в которых описываются события жизни людей из числа знаменитых представителей религии и знаний, великие представители литературы и политики» (93, c. 205).

Написание мемуаров является искусством, в них описываются каждодневные события или более того - воспоминания различных периодов жизни писателя. В этом смысле, данный термин становится в один ряд с понятиями «ведение дневника» и «журналистика». Элементы написания воспоминаний существуют в таджикской литературе с древних времен. Важной особенностью и главной целью данного жанра является художественное изображение и анализ состояния определенного периода жизни пишущего.

Написание мемуаров в прошлом входило в жанр сафарнаме (путевой дневник), в котором особое место занимают приключения и события, происходившие во время путешествия, и таким образом в них рассказывается о жизни пишущего. Элементы написания мемуаров и путевых заметок периодов античности, средневековья и ренессанса можно проследить в «Истории» Геродота, «Географии» Страбона, «Германии» Тотсита, «Книге» Марко Поло, а также в сочинениях Джона Сьяна, Ибн Маджида и др., которые обладают научной, познавательной и художественной ценностью.

Написание сафарнаме в персидско-таджикской литературе имеет давнюю историю и древнейшим образцом данного жанра, который дошел до наших дней, является «Сафарнаме» Носира Хисрава. В последующие века данный процесс получил широкое распространение и появился целый ряд сафарнаме.

Персидско-таджикские сафарнаме, как в стихах, так и в прозе созданы в различной манере, т.е. в форме путевых заметок или дневника.

Бесспорно то, что средневековые путевые дневники персидско-таджикской литературы, в том числе «Сафарнаме» Носира Хисрава представляют огромную литературную ценность в качестве достоверного и значимого исторического источника. В них, в форме повествования сообщается ряд важных сведений, касающихся истории персидско-таджикской литературы, которые предоставляют нам полезную информацию и ценные литературные сведения о важнейших деталях жизни поэтов и писателей прошлого.

В начале, написание мемуаров осуществлялось главным образом в виде сафарнаме, позже в написании мемуаров получили развитие тематический круг и способы выражения, и они были признаны наилучшим и интересным способом изложения биографии и взглядов автора с момента его рождения до периода зрелости.

Данное обстоятельство послужило фактором усовершенствования жанра мемуаров. В мемуарах обрело большее влияние и отдельное место глубинное изображение значимых событий жизни автора. Так, к примеру, воспоминания Зайниддина Махмуда Восифи «Бадое -ул-вакое » («Прекрасные события») охватывают направление изложения и широкий круг материалов биографии автора. Мирза Абдулкадыр Бедиль в «Чахор унсур» («Четыре элемента») ставит в центре внимания интересные события, а также важные моменты из своей жизни.

В XIX веке с созданием нескольких произведений, носящих характер мемуаров и сафарнаме, появились предпосылки для возникновения и эволюции особой и мощной школы написания мемуаров и сафарнаме, истинным фактором которых являлись политические события эпохи и развитие литературных и политических школ и течений. «Савонех-ул-масолик ва фаросих-ул-мамолик» Кари Рахматуллаха Возеха, «Тухафи ахли Бухоро» Мирзы Сироджа Хакима, «Баёноти сайёхи Хинд» Абдурауфа Фитрата являются из числа таких произведений.

Автор мемуарного произведения предельно искренне и преданно относится к правде жизни и отображает события посредством изображения исторических личностей. В таких произведениях писатели, осмысливая национальную действительность с позиций общечеловеческих взглядов, во многих случаях не принимают во внимание детали событий общества и материальный аспект явлений социальной жизни. В данном случае автор мемуарного произведения обращает особое внимание не на детали, специфику и подробности, а на общечеловеческую сущность событий и явлений. Проявление просветительских идей оказало глубокое влияние на литературу, а социальные события и прогрессивные взгляды - на мемуарные сочинения и сафарнаме.

Вопросы просветительства в «Рузнома»

«Рузнома» Садри Зиё предоставляет множество сведений о социально-политической, экономической и культурной жизни Бухары конца XIX - начала XX вв. Садри Зиё от начала до конца жизни был связан с историей – социально-политической, культурной, научно-литературной, и это является одним из признаков серьезности его взгляда, ищущего корни и видящего перспективу. В этом произведении, в процессе изображения просветительских идей, также широко представлено социально-политическое мировоззрение автора, а его взгляды направлены на социально-политические изменения времени и улучшение жизни жителей Бухары. В этом смысле, одним из реальных и исторических личностей является сам автор произведения. В центре событий, изложенных в мемуарах, основное место занимает писатель. Личность Садри Зиё представлена как продолжатель пути Ахмада-махдума Дониша, единомышленник Абдурауфа Фитрата и Садриддина Айни, истинный соратник поколения журналистов и представителей школы просветительства в первых таджикских газетах начала XX века, который ежедневно критикуя социальную жизнь Бухары, выражает свои мысли и взгляды. Безусловно, на наш взгляд, представляется трудным оценивать события жизни и социально-политическое мировоззрение Садри Зиё посредством «Рузнома». Во-первых, произведение является продуктом двух полных противоречий периодов Бухары. Его создание относится к периоду режима эмирата, и по причине инакомыслия автора, в разгар событий уничтожения джадидов в 1918 году, оно было сожжено наряду с другими произведениями Садри Зиё. Во-вторых, повторное восстановление «Рузнома» - его вторичное восроизведение на бумаге между 1920-1930 гг. приходится на период становления советского государства, во время которого автор также не был особо востребован.

Вторичное создание произведения удавалось трудно, во-первых, согласно утверждению автора, «по причине старости и удаленности периода» (91, c.91), во-вторых, несоответствие его надежд и стремлений с идеологией советского периода. В этом отношении, «Рузнома» Садри Зиё занимает особое место среди социальных произведений данного периода и отличается от других мемуарных произведений и сафарнаме. Согласно утверждению М. Шакури, в этом произведении прослеживается также тенденция перенимания традиций написания мемуаров от предшественников и современников, однако способ изложения и критики социально-политических событий, а также формирование выводов о сути явлений времени определяет его место в качестве продолжателя деятельности и творческого пути Ахмада Дониша. Охват событий времени, существование биографических сведений, широкая возможность сопоставления схожих явлений мира Востока и Запада, и в то же время представление литературных и периодических материалов в произведении свидетельствует о размахе сведений писателя и о смешении особенностей его стиля и широкого социального виденья.

Внешность и внутренние качества Садри Зиё ярко отражены в «Рузнома» и в его мире читатель видит осведомленного человека, перенявшего передовые традиции прошлого, инициативного ученого, сведущего историка и литератора с собственной манерой. Его высказывания и мысли свидетельствуют, о том что он проницательно изучил события эмирата, взвесил в нем все хорошее и плохое. М.Шакури приложил усилия, чтобы доказать, что «ни в одном случае он не допуская выражения вражды, невежества и ненависти, соблюдает этику написания истории» (178, c.54).

Важнее всего то, что в «Рузнома» автор сообщает о своих намерениях точно изложить «внутренние и внешние события и явления», по принципу «события день за днем, в подробностях и вкратце». В этом отношении, он приложил усилия, чтобы описать «важные события и даты» до 1335 года хиджри (1918) года н.э. Основу рассказов данного произведения, как выявляет анализ его структуры и содержания, составляет «историю увольнения и назначения на должность, рождения и смерти знаменитых людей времени и столетия».

Как было отмечено, с самого начала «Рузнома» мы знакомимся с социально-политическими взглядами и особым мировоззрением автора. Данная особенность наблюдается в описании возникновения болезни чумы в тот период, что раскрывает социальное виденье писателя: Из-за этого события «ни отец оказывал поддержку сыну, ни сын заботился об отце, это была, всеобщая беда… Утро счастья превратилось в ночь гибели, тридцатилетнее благополучие сменилось неудачей».

Биография писателя и события, связанные с его жизнью послужили материалом для наиболее полного описания событий различных периодов социально-политической жизни Бухары. События жизни автора в данном произведении описываются с указанием конкретных фактов, точных событий и определенных дат.

В «Рузнома» события периода жизни автора изложены во взаимосвязи с его личной жизнью. Название произведения также свидетельствует о том, что автор намеревался каждый день записывать события времени. По причине того, что произведение было уничтожено, и автор был вынужден создать его заново, события изложены не каждый день, а обобщенно. В этом смысле, в первом варианте «Рузнома» автор записывал события каждого дня, - как отмечает М. Шакури, - однако во второй редакции произведения избран метод краткого изложения. Автор в предисловии к «Рузнома» говорит об этом следующее: «Домулла Абдушакур Садри – главный кадий, в тысяча трехсотом году, близко к концу жизни благородного господина, твердо решил, что на протяжении жизни буду день за днем записывать представляющие значение внутренние и зарубежные события, подробно предельно кратко. И таким образом, начиная с упомянутой даты до 1335 года хиджри, изложил все важные даты и события, даже историю рода, а также даты рождения и смерти знати и известных личностей времени и составил дневник.

Облик автора и отображение его мировоззрения

Тем не менее, Садри Зиё извлек огромную пользу из творчества Ахмада Дониша и считал его источником вдохновения и примером для следования. «Рузнома» Садри Зиё является одним из значимых литературных образцов начала XX века, и, заслуживая внимания с точки зрения языка и манеры изложения, представляет значимость для изучения языковых особенностей таджикской художественной прозы данного периода. Изучение литературных особенностей произведения, манеры его изложения предоставляет возможность ознакомиться с различными аспектами писательского мастерства и проявлением своеобразного таланта автора, ибо характер и свойства художественного произведения существенно зависят от личности создателя, его умения и писательского мастерства. Безусловно, процесс изучения и определения манеры и стиля изложения произведения является чрезвычайно трудной работой. Изучение признаков творческого стиля и индивидуальной манеры изложения писателя является одним из наиболее серьезных и сложных вопросов литературоведения, который тесно связан с языкознанием и рассматривается с учетом эстетических норм. В процессе исследования, наравне с идеей и содержанием произведения, является полезным обратить внимание на важнейшие средства художественного изображения и способ изложения темы. Следует отметить, что на формирование манеры изложения произведения, кроме таланта и мастерства автора, также влияют его интерес к окружающей среде, социальное положение, духовный и нравственный мир, эмоции и мысли. Ввиду этого, литературные произведения, созданные в различные периоды, отличаются друг от друга с точки зрения стиля и способа изложения.

Литературовед М. Ходжаева приходит к выводу, что без понимания и учета лингвистических и эстетических аспектов «невозможно решение важных вопросов литературоведения, например, содержания и формы, закономерности литературных видов и жанров, композиций, течения и направления, литературной школы и т.д. Другими словами, почти все вопросы литературоведения связаны со стилем» (154, c.47).

Одним из важных вопросов в осмыслении языка и манеры изложения является определение жанра произведения. В современном таджикском литературоведении проза разделяется на два вида – мурсал и мусаджа , которые существенно отличаются друг от друга. Туракул Зехни при описании прозы мурсал отмечает ее плавность и простоту, свободу от рифмы и поэтических фигур (55, c.31).

Согласно выводу доктора Сируса Шамисо в «Сабкшиносии наср» (Стиль прозы) данный вид прозы «не имел никаких признаков в персидско-дарийской прозе» и писатели «сочиняли в зависимости от своего таланта, на основе разговорной речи, с использованием простых слов, еще не подвергнутых метафоре. Вероятно, памятники пехлевийской прозы, которые более и менее использовались в книгах и письменах, мы можем считать ее признаками»(180, c.68).

Развитие прозы мурсал приходится на середину X – концу XI вв., в период правления Саманидов и Гезневидов. В этот период в персидско-таджикской литературе распространенным являлся хорасанский стиль и можно утверждать, что «таким образом проза мурсал становится основой хорасанского стиля» (116, c.88).

Однако рифмованная проза является противоположностью прозы мурсал. Согласно известному утверждению, «мусаджа (рифмованная проза – К. У.) – это последовательные фразы, каждая из которых заканчивается одинаковыми или близкими по форме словами. Данное сходство концовки фраз является саджем. Садж в прозе имеет статус рифмы» (55, c.31). Другими словами, проза, обладающая саджем, называется прозой мусаджа .

Следовательно, рифмованную прозу можно считать своего рода приближением прозы к поэзии. Также необходимо отметить, что ученые указывают на две тенденции развития рифмованной прозы:

Склонность к простоте изложения являлась первоначальной особенностью прозы данного вида, и Саади можно назвать наиболее лучшим ее представителем. Саади, наравне с широким использованием фигуры садж сохранил плавность и простоту речи. Другим видом рифмованной прозы является проза, именуемая «фанни» или «маснуи», которая по причине того, что изобилует трудными для понимания художественными приемами и фигурами, в некоторой степени наскучивает читателю и отдаляет от понимания мыслей и целей создателя произведения. Согласно исследованиям ученых Хусайна Рамзджу, Сируса Шамисо, Туракула Зехни, Носирджона Салимова, использование саджа и художественных средств выражения в арабской литературе началось в X веке, и в результате художественного соперничества с иранской манерой изложения проза постепенно приобрела особенности искусственной прозы. «Данная проза, подражая арабской прозе и возрождая некоторые древние традиции, поставила персидско-дарийскую прозу в один ряд с исскуственной прозой. Одной из причин распространения этой прозы, с ее известными художественными и языковыми особенностями, являлся приход к власти тюркских династий» (113, 45).

Прав исследователь, что «в прозу вошел в обычай использование непрерывных рифмовок, тафаннуна, истинной и изображаемой любезности, непрерывных и затейливых фраз для разъяснения одной мысли с различными выражениями и словами. Применение редких речевых слов и конструкций превращается в основной и важный способ демонстрации знаний и мастерства, в использовании которых, вероятно, не существовало ограничений и определенных правил. Также широко распространилось украшение речи стихотворными отрывками, особенно из арабской поэзии, использование фигуры талмех и цитат из Корана. Кроме того, арабские слова и фразы, составленные в соответствии с правилами арабского языка в сочетании с персидскими словами и фразами, и наравне с ними, приобрели литературную значимость и вошли в употребление» (116, c.113).

Язык и стиль изложения «Рузнома»

Данное стихотворение является отличным образцом просветительской мысли и идеи приобретения знаний с целью духовного созидания общества. Поэт рассматривает значение понятия «нация» с социальной точки зрения, и естественно, не принимает во внимание его религиозный аспект. В этом смысле, время Садри Зиё является особым периодом, когда старые общественные понятия приобретали новое значение, о чем свидетельствуют созданные в данную эпоху просветительские стихотворения.

В произведении Садри Зиё понятие «отец нации» также рассматривается с точки зрения духовности. В упомянутом стихотворении говорится о том, что Микоду стремился к сохранению человеческой сущности и человеческого достоинства, призывал людей применять данное понимание в своих общественных деяниях. В этом смысле, взаимосвязанное осмысление материального и духовного во взглядах Микоду заслуживает внимания, и таджикское просветительство являлось сторонником данной точки зрения. Сутью данной мысли является подчинение богатства духовности. Другими словами, духовность связана с человеческим достоинством.

Упомянутые правители под понятиями «преобразование нации», «прогресс» и т.п. подразумевают не только экономическое развитие, благосостояние и процветание, строительство железной дороги и предприятий, производство оружия, станков и т.д., но также основой их размышлений является подлинная сущность человека и его духовности. «Преобразование нации», просветительские реформы младобухарцев связаны с теми стремлениями Микоду, который «из небес своего могущества снизошел на землю покорности и искренности, сбросил покрывало со своего небесного происхождения. Затем укоротил руки правителей, которые угнетали народ, неоднократно призывал: «О, дорогие потомки, я такой же человек, как и вы, вы такие же люди, как и я, и вы обладаете правами». Отдал указания и распоряжения, объявил равенство и свободу вероисповедания. В 1304 году хиджри, 1886 году н.э. объявил о конституции, приказал выбрать представителей, создать парламент и собрание знати. Заимствовав законы Наполеона Французского, дополнил в соответствии с потребностями японцев и осуществил их исполнение» (91, c.222-223).

Из вышеизложенного следует, что просветители Бухары желали победы «конституционной революции». Ввиду этого, Садри Зиё, особенно в «Рузнома», стремится открыть новый тип социального человека, увидеть духовную суть деятельности «доброго отца» нации и формирует вывод, что «следовательно, можно назвать этого императора-миротворца и чистого человека совершенным человеком и выдающейся личностью» (91, c.221).

Таким образом, сущность духовной основы социальной и культурной реформы в ее новом понимании находится в центре внимания Садри Зиё в его «Рузнома». Он является из числа тех прогрессивных людей, которые искали истинно философские корни бытия и образования, и считали, что преобразование страны и нации зависит от глубокого духовного обновления жизни. Такие вопросы, как открытие школ с новым методом преподавания, учеба в Европе, пропаганда европейского метода преподавания, издание книг и газет, развитие капитала, коммерции и промышленности, создание парламента и другие рассмотрены с точки зрения духовных основ человеческого бытия, и данная постановка вопросов занимает особое место в «Рузнома» Садри Зиё. В особенности, при рассмотрении зарубежной тематики, автор уделяет наибольшее внимание вопросам защиты родины, нации и ислама от эксплуататоров. В этом смысле, привлечение внимания читателя к аспектам, касающихся войн Турции и Японии, обстановки в Иране и Афганистане, политики Англии, России и других, осуществляется с позиций просветительства.

Заслуживает внимания мнение автора о корнях явления колонизации. Ввиду этого, словосочетания «англичанин-обманщик» и «подлый русский» (91, c.228) приобретают острое социальное звучание. Садри Зиё, подобно Садриддину Айни, в серии своих публицистических статей описывает состояние Ирана, находящегося под английской эксплуатацией, и в том числе пишет: «С одной стороны лев Англии скалит зубы и протягивает когти, а с другой стороны русский медведь, открывая рот, сидит в засаде с огромными желаниями и алчностью, а заяц - Иран между ними живой, хуже мертвого». Автор, рассматривая данный вид колонизаторства, осуществляет достоверную оценку оккупации со стороны самодержавного правительства царской России: «Тирания и насилие России достигли крайней степени. В Тебризе и Раште Россия пролила много крови, принесла разрушения, казнила через повешенье знаменитых людей, разрушила ударом пушки священный мавзолей имама Ризо,… Англия остановила ее и потянула за узду,… освободила от ее когтей полуживого зайца - Ирана» (91, c.229-230).

Острые социальные взгляды автора в этих строках направлены против жестоких колонизаторов, которые постоянно протягивали руку посягательства к этой нации. Ввиду этого, размышления Садри Зиё о царствовании с точки зрения критического осмысления также представляют большую ценность и знакомят нас с важнейшими моментами просветительской критической мысли. Именно в связи с этим он остро критикует Носириддиншаха кочара, который «в течение сорока лет своего правления жил беспечно и без преодоления препятствий, большую часть драгоценной жизни потратил на путешествия и развлечения и ничего не сделал для религии, нации и государства» (91, c.227).

Таким образом, одним из важных аспектов «Рузнома» является критика политики мирового колонизаторства. В данном произведении существуют специальные разделы об этом, одно из которых названо «Причины разрушения и падения Российского государства». В том числе, Садри Зиё следующим образом комментирует суть колонизаторской политики России: