Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская и белорусская сатирическая проза периода 20-х годов XX столетия (М. Булгаков, М. Зощенко, К. Крапива, А. Мрый) Мельникова, Татьяна Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мельникова, Татьяна Николаевна. Русская и белорусская сатирическая проза периода 20-х годов XX столетия (М. Булгаков, М. Зощенко, К. Крапива, А. Мрый) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Минск, 1997.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Каждый народ стремится познать, осмыслить и переосмыслить свое прошлое, которое является неотъемлемой частью его национального сознания. Всестороннее изучение литературного процесса во взаимосвязи и противоречии его положительных и отрицательных сторон может дать полное и объективное представление о нашем прошлом, объединить людей Беларуси и России пониманием общности их судеб.

Сравнительное изучение творчества разных художников, близких друг другу идейно-тематически и по художественно-стилевым особенностям, дает возможность выявить те или иные формы художественного осмысления и воссоздания жизни, позволяет понять происходившее в истории и литературе, всесторонне охарактеризовать самобытность национальной литературы, а также лучше познать творчество каждого из художников.

В работе впервые рассматриваются в сравнительно-сопоставительном плане произведения Н.Булгакова, М-Зощенко, К.Крапивы, А.Мрыя. Особое внимание в диссертации уделено идейно-художественному анализу сатирических творений этих писателей.

В диссертации сопоставительный анализ проводится в тесном единстве с изучением особенностей неповторимой творческой индивидуальности, мировоззрения писателей, тех общественно-литературных условий, которые способствовали формированию личности каждого из них, становлению русской и белорусской советской прозы.

Актуальность избранной темы данной диссертации определяется слабым исследованием проблемы взаимосвязей русской и белорусской литератур; недостаточно полным изучением художественной сатиры 20-х годов XX ст. по разным причинам объективного и субъективного характера /чрезмерная советская цензура, идеологизация искусства, прокрустово ложе социалистического реализма, боязнь писателей и критиков откровенно.высказывать свои мысли/, забвением или вовсе недопущением в печать сатирических произведений острой социально-политической направленности, изгнанием из литературы репрессированных писателей, ярким примером чего может служить имя талантливого белорусского сатирика Андрея Мрыя /шашалевича Андрея Антоновича, 1893-19*3/.

В русском и белорусском литературоведении*до сих пор нет специальной работы, посвященной глубокому изучению в сравнительной плане русской и белорусской сатирической прозы 20-х гг. XX ст. Если некоторые аспекты данной проблемы и рассматривались, то далеко

не основательно. Поверхностно изучалась сатирическая проза К.Крапивы, в общих чертах рассматривалось творчество А.Мрыя. Осталась вне поля зрения исследователей фельетонистика М.Булгакова. Практически не разработаны вопросы сравнительного анализа русской и белорусской сатирической прозы. Требуют дальнейшего развития представления о наследии как русских сатириков, так и белорусских.

На основании имеющихся данных невозможно получить всесторонне обоснованное представление о русской и белорусской сатирической прозе периода 20-х гг. XX ст. А ведь это настоятельно необходимо в связи с ведущимися в Республике Беларусь поисками новых концептуальных подходов к разработке проблемы взаимодействия и взаимовлияния литератур двух братских народов.

Тема данного исследования является составной частью крупной научной темы "Русская литература в контексте литератур мира /взаимосвязи и типологические соответствия/", разрабатываемой кафедрой русской и зарубежной литературы Белорусского государственного педагогического университета им. М-Танка.

Цель и задачи исследования. Автор исследования поставил цель охарактеризовать взаимосвязь русской и белорусской сатирической прозы периода 20-х гг. XX ст. /на примере произведений М.Булгакова, М.Зощенко, К.Крапивы, А.Мрыя/.

Исходя из цели, были определены следующие задачи диссертации:

рассмотреть жизненный и творческий путь М.Булгакова, М.Зощенко, К.Крапивы, А.Мрыя;

проанализировать их сатирические произведения периода 20-х гг.;

- проследить эволюцию мировоззрения сатириков, эволюцию их
сатирического творчества; эволюцию представлений о сатире вообще
и о представителях сатирической прозы периода 20-х гг.: Булгако
ве, Зощенко, Крапиве, Мрые;

- осветить роль нравственной позиции художников в их творче
ства.

Научная новизна полученных результатов. Полученные в процессе исследования результаты позволяют внести целый ряд дополнений и изменений в существующие характеристики русской и белорусской сатирической прозы периода 20-х гг. В диссертации получили дальнейшее развитие представления о сатире Булгакова, Зощенко, Крапивы. На основе новых данных прослеживается сатирическое творчество белорусского репрессированного писателя А.Мрыя. Приводятся убедительные данные, раскрызающие степень значимости литературного на-

следия А.Мрыя. Сделана попытка дать новое видение сатирических произведений русских и белорусских писателей в связи с их миро-воззрениец. Автором впервые проанализировано творчество Булгакова, Зощенко, Крапивы, мрыя в сравнительно-сопоставительной плане. Основные положения, выносимые на защиту. Исходя из полученных результатов, диссертантом выносятся на защиту следующие положения:

Идейно-эстетические особенности творчества М.Булгакова, М.Зощенко, К.Крапивы, А.Мрыя, их взгляды на современность, изобличение ими ее пороков явно расходились с политикой и лозунгами нового советского режима.

Развитие русской и белорусской сатирической прозы 20-х гг. характеризуется как общими закономерностями, так и отличительными чертами, это подтверждается анализом сатирических произведений, созданных Булгаковым, Зощенко, Крапивой, Мрыем в тот период.

Для прозаической сатиры 20-х гг. характерны "малые" жанры, наиболее оперативно отвечающие запросам эпохи.

Русская сатира выделяется становлением и формированием художественно-публицистических /фельетон, памфлет: В.Маяковский, Вяч.И'ишков, М.Булгаков, М.Зощенко/ и собственно беллетристических жанров /от сатирической новеллы - И.Ильф, Е.Петров, А.Платонов, М.Зощенко, М.Булгаков - до романа/. Белорусская же проза вообще в этот период находилась в процессе становления. На первом месте среди сатирических жанров стоял рассказ /Я.Колас, К.Чорный, МЛыньков, К.Крапива, А.Мрый/.

Русские и белорусские сатирики, приняв революцию как процесс исторически неизбежный, видели перспективы возрождения общества только в духовном, нравственном обновлении человека, а не в насильственном проведении каких-либо рефори.

Основной темой сатиры как русских /Булгаков, Зощенко/, так и белорусских /Крапива, Мрый/ писателей было сатирическое разоблачение абсурдных явлений в действительности 20-х гг. XX ст.,что предполагало целый ряд подтем: тема превращения "маленького чиновника"; революция и обыватель; тема пьянства и алкоголизма; тема невежества и хамства; обыватель и искусство; тема приспособленчества; тема собственности; антирелигиозная тема? тема любви и се-иейно-родственных отношений; тема бюрократизма; жилищная проблема. Художники доказали, что обывательщина - это наднациональное, внесоциальное, всемирное явление: в революции, искусстве, быту, религии, любви, семье обыватель одинаков со своей извращенной психологией.

Путем сравнительно-сопоставительного анализа произведений русских и белорусских писателей показана схожесть тематики и сюжетной стороны произведений, что свидетельствует о единстве целей этих сатириков. Общность, кроме того, объясняется следованием традициям "смеховой" культуры, традициям русской и белорусской классики /М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.В.Гоголь, ф.Достоевский, А.Чехов, И.Крылов, Ф.Богушевич, Я.Колас, Я.Купала/, всемирной культуры /Библия, Сервантес, Мольер, Го|шаи/.

Стремление создать произведение, где анализировался бы процесс развития и разрешения противоречий действительности 20-х гг., характерно как для русской, так и для белорусской прозы /повести Булгакова и Зоценко, роман Мрын "Записки Самсона Самосуп"/.

Отрицательные герои сатирических повестей Зощенко, Булгакова и романа Мрыя, претендующие на звание интеллигента, развенчаны как "идеологи" обывательщины. Неблагополучие эпохи 20-х гг. привело, по правильному заключению сатириков, к появлению шарикобщины, самосуевщины, коленкоровщины, синягинщины. Если Зощенко, Мрый клеймят тип обывателя, посягающего на звание интеллигента, то Булгаков поет гимн истинному интеллигенту /изображение двух типов интеллигенции: интеллигент XIX в. чеховского толка - Персиков, Преображенский - и послереволюционный интеллигент - Иванов, Бормен-таль/.

Личный вклад соискателя. Автор самостоятельно выполнил большой объем исследований по теме диссертации. Систематизирован и проанализирован обширный фактический материал, мало изученный и ранее не обобщавшийся исследователями.

Апробация результатов диссертации, результаты диссертации апробированы на научном семинаре в МГПИ им. А.А.Кулешова, посвященном памяти О.В.Озаровского - март, 1996 г. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедр русской и зарубежной литературы и белорусской литературы БГПУ им. М.Ганка.

Опубликованность результатов. Результаты исследования изложены автором в трех статьях и тезисах.

Практическая значимость полученных результатов. Содержащиеся в диссертации наблюдения и выводы будут способствовать более глубокому осмыслению литературоведами проблемы развития русской и белорусской прозы 20-х гг. XX ст. Материалы диссертации, ее основные положения могут быть использованы преподавателями вузов и школьными учителями-словесниками по курсам истории русской и белорусской литератур XX ст., а также студентами-филологами при иэуче-

нии данных литератур этого периода, при подготовке ими курсовых и дипломных сочинений.

Экономическая значимость полученных результатов. Материалы данной работы могут быть использованы при разработке раздела учебников по истории русской и белорусской литератур периода 20-х гг. XX ст., предназначенных для студентов филологических факультетов и учителей-словесников. Кроме того, наблюдения автора диссертации, его выводы и заключения могут быть полезны исследователям смежных наук: философии, языкознания, истории, правоведения и др.

Структ.уга и объем диссертации. Текст диссертации состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав и заключения. Объем диссертации составляет ЮО страниц. К тексту прилагается список использованных источников, включающий в себя 170 наименований.