Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТШЫ сводится в рассмотрению новаторски;' элементов в публицистическом творчестве Иосифа Волоцкого. Идейно-политическая оонова и религиозно-философская проблематика посланий, вошедших в "Просветитель", определили причину подъема публицистической мысли в конце ХУ - начале ХУ1 вв.
Доя большинства духовенства- важно было сохранить политическое равновесие, установленное после освобождения нз-под монголо-татарского ига, для успешного завершения объединения, государства. Поэтому лабое отступление от официальных взглядов цера-вд пресекалось во избежание волнений городского населения.
Иосиф Волоцкий ясно понимал всю опасность прогрессивных кдой еретиков, которые подрывали авторитет "овященотва" и его влияние на политику государства в целом. В овязи о этим публицистическое творчеотво игумена в большей чаоти складывалось нопоорслственно из антиоротпческих посланий, которые отали
юновоЗ глав /Слов/ "Книги на новгородских еретдаов", или 'Просветитель".
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЬЛ&Ц предлагаемого диссертационного ноолэ-«таиия заключается в литврагу^ведческом и лингвистическом юследовании антлеретичооких лоолаккй в контекото проотраннои рэдакдма "Просвет«стеля"для подтверждения идейно-художественного г литературного значения этого памятника в оредневековоа доторня.
Как богослов и духовний учитель в своих посланиях игуивн раскрывал аначение "священства" я "царства", обязанности царей, іавал "христианские уроки" мудрости, кротости и правооудая. Как іеловвк религиозный он нетерпимо относился даже к намеку на этотупничеотво. Этим объясняется страстный, непримиримый, водн-зтвегашй тон аитиоіівтаческях посланий Иосифа Волоцкого,
Несмотря на то, что а конце ХУ в. в системе литературных кадров сформировались определенные традиции, волоколамскому игушну удалось освободить жанр посланий av узких рамок личной юреписки и сделать его ораторским, публицистическим, раоатлтан-яти на большую аудиторию.
!ДОЬ ЖОЛЩОВЛИЛЧ сводится к рассмотрению новаторских тви-ивнпий в публицистическом творчества Иосифа Волоцкого на примере активрвт^чоск« посланий, яощетшгх в "Просветитель", Данной целью обусловлена рлеяушие задачи;
показать процесс ротирования идейно-худонесгввнных взглядов публициста через проблематику посланий и литературные принципы ее реализации;
рассмотреть коицепциш автора с позиций его философских воззрений, лячного отношения к адресату;
опрепелить роль исторических личноотей в посланиях;
искрись траяицлошшв и .юйАго,склв особенности язика
5 v отждя посланий;
- определить жанровое своеобразие посланий.
НАУЧНАЯ НОїШНА предлагаемого диссертационного исследовали/ ооотоит в новом аспекте литературоведческого анализа нцейыо-политпческой основы и религиозно-философской проблематики, жан-роього своеобразия а словеоно-стилиотической системы антиерети-чеокнх посланий.
Результаты диссертационного доследования дают возможное» по-новому взглянуть на личность Иосифа Волоцкого как публициста, общественного я политического лидера, глубже всмотреться в его епоху. Но главное, как Иосиф Волоцкий с поыощыо свои публицист! чеоких посланий стремился отстоять основные христианские принципы в процессе литературной полешки о вдиномшадевниками проповедника и о его противниками - еретиками.
Предлагаемое диссертационное исследование стремится восполнять пробел в неучений літературного наследия политического и религиозного деятеля конца ХУ - начала 271 вв. До настоящего времени исследователе еще не выяснили своеобразие жанровых форм v словесно-стилистической системы антиервтнческюс посланий в контексте пространной редакции "Просветителя". В 70-90-е гг. XX в. были только переомотрекы о совреиенных философских позиций лишь общественно-религиозная деятельность Иосифа Волоцкого / Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руь* XI - ХУ1 вв. - Л.: Наука, Лен. отд. 1937, - 250 с/, освещение творчество игумена о иохусотвоведческих сторон, так как проповедник стоял яа страже икон как предмета поклонения я искуоотва / Голейаовокай а.К. "Ііоолание иконописцу" Иосифа Волоцкого и его адресат - Диониоий: Автореф.дяо. ...кана.искусств, наук.- iJ.,19S9,- 176 с/, о вркдичеокях позиций, так как он
отстаивал юрадъчоокоа положение церкви и светской власти /Золотухина Н.М. Иосиф Волоцкий /из истории политической и правовой кисли/. - ІІ.: Юрид.лит.,1931. - 102 с/.
ОБЬЕКТОМ йЗЩДОІіАНіі'ї стала "Книга ни новгородских еретиков" преподобного Иосифа Эолоцкого. Иаавшше "Просветитель" появляется в цасьменннх источниках только в ІУП в. "^росватитель" дошел по нао в двух редакциях - краткой /11 Слов/ и проотраяноА /16 Слов/.
Краткая редакция (Зила ооотавлена в 1502-1504 гг., когда игумен находялоя в конфликте с великокняжеской властью и обвинял царя, если но в еретичестве, то в Ллнаоопг к ней. К тому вречена Srae удалооь приостановить распространенно новгородско-иосковскон зреои и ее влияние на политику государства. В основу редакция Зыли полонены антйвретичі жне послания, написанные еще в кониа 13ъ) когда еретики пользовалась прлымм покровительством царя.
Пространная редакция "Просветителя" /1510-1511/, куда вошла переработанное 12-ое Слово я пять новкх,была составлена ч связа s изменившимся отношением игумона к великокняжеской власти /1507г./
Кама рассматриваются шесть антивретнчаскпх посланий,в которых наиболее ярко отразилась основная проблема, волновавшал Иосифа Вслоцкого - борьба с ересьи и ее представителям, Это "Послание архимандриту ^асснану о Троица", воиодшеэ в 1-уа главу "СЛово ою ньсть Святого Троица"; "Послание епископу Яифонту Сувдаль-зкому" и "Послание И.И.Третьякову" - в 12-ую главу "Цдово яко, вдэ еротикъ оудеть святитель"; "Послание архимандриту Митрофацу Аяцронниковакоыу" - в 13-уо главу "Слово яко не подобает ооуаата ви еретика, ни«е отступника"; "Посланио Висилав 111 о еретиках" -9 15-у» глану "Слово пко еретипы покаятися подобает прощатися их";
?
"Послание о ооблюдешм сойоркого приговора 1504 г." - в 16-уо главу "йзово яко какое покаяние но принятию бывает".
За источник исследования о лиссертац.и взято печатное издан-нас прост^.анной редакции "ароспетЕтеля" 1У55 г., подготовленное И.Я.Порфиръевыы в пр:юолсении к яурналу "Православный собеоеднав" Казанской духовной акацеиин.
Диосертантом провороны в сопоставлены о печатным иаданиеы ошюки рукописей Московской' лкадомиа, библиотеки Ихкегородокой семинарии, библиотеки Григория, архиепископа казанского /храня» щаеоя в ГГБ, в Москво/. Сопоставляя данные рукописи с печатным гаданием 1855 г., ш прнталя и выводу, что оно менее дефектно к выдерживает идейную направленность памятника.
ШОАОЛОШШїМЯ 03Н02А диссертации заключается в использовании в нев теоретических положений наиболее авторитетных трудов по проблемам канровой it словосно-стидиотичоской систем: в древнерусской литературе в целом: В.В.Кускова Данры и стили древнерусской литературы Х1-пер.пол.ШвБ.:Дио. ...д-ра филол.ваук.-М., 1930.-490 с./; Л.А.Арешшковой /Эпиотолил в литературе Киевской fycu 21-ХП вв.//Литература Древной. і^ои.-^.1Лиі,-197в.-С,28 -34/; Л.Л.Прокофьева /Древнерусские хождения Ш-ЛУ вв.:Автороф. д-ра фвдюл,наук.-Ы.Д970.~ 35 с,/; Й,П.Еремина /Литература Древней Руси /отюды и характериотикл/-М.-Л,;Наука,1966.-262 е./,
А также положений аоторико-ди.оратуроведческих работ Я. С. Лурье /Идеологическая борьба в русской публицистике конца 1У-на-чала 171 в.-М.-«1.:АНСЗСР,1960.-532 с./; Н.А.Каааковой/Антифводаль ныо еретические движения на іуси НУ-начала ІУ1 8.-M.-JU: АЯСССР, 1955.- оА2 о./; А.С.ідеонокой /русская публицистика второй пол. ХУП в.- '4.: Наука, 1978. - 245 с./{ В.В.Ученовой /От вековых корнвй. Становление публипяоткки в русской культуре. - М.: Ск)в. tm<»., 19 35. - U50 о./.
ПРАКТИЧЕСКОЕ НАЗНАЧИШ РАБОТЫ' заключается з использовании рзвультатов исследования как при чтения общего курса история руоокой литература, так и в отдельных лакгваотических дисциплинах: истории русского литературного язнка /ИРЛД/, стюшотикв, спецкурсах к опвцоеыняаршс /лингвистических в латвратуроведчооких/ дня студентов филологических специальностей. Материалы и выводы диссертации могу? бить учтены d дальнейшем изучоная проблем аапровой а словесно-стилистической системы публицист«чаокях яон-роа литературы.
АПЮСА1Ш РАБОТЫ. Результаты исследования обоуждалаоь на заседаниях кафедры русской а зарубежной литературы Ташкентского Государственного педагогического няотитута им,Низами, кафедра руоокой литературы Ташкентского Государственного Университета вм.Мирзо-Улугбека, специс..іьиьіх семинарах в Узбекском Госуяаротван-rom Университете мировых языков и і-інституте литературы пра Акадв-ііші наук Республики Узбекистан. Концепция и основные положения диссертации нашли отражение в докладах на межвузовских конференціях в Ташкентском госпединституте им.Низами, в журнальных научно-гесретпчаокях статьях.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения а описка используемой литературы.