Введение к работе
Актуальность темы. Понимание человека в истории культуры и философии представляет собой проблему первоочередной важности. В истории культуры усматривается процесс самовысвобождения человека; именно этому процессу и служат литература и искусство. В них в полной мере прослеживаются представления человека Средневековья о Творце, мире и самом себе. СчитаетсЯ( что Средневековье создало собственную картину мира, стройную и упорядоченную, человек же являлся гармоничной частью этой системы и, с определенной точки зрения, "мерилом всех вещей".
В данном аспекте нас интересует грузинская агиографическая литература, которая как литература религиозная ориентирована теоцентрически. Этот общетеоретический принцип в изобра-* зительной плоскости реализован в виде антропоцентризма. Творческая энергия авторов грузинских агиографических произведений направлена в основном на выявление того, как сочетаются возвышенные принципы вероисповедания с общественно-политическими идеалами эпохи, с этическими представлениями. Поскольку все определено идеей любви человека к Богу, являющемуся олицетворением высшей мудрости и добродетели, в оценочном мире все получает нравственную окраску. Сознание агиографического героя связано с земными, человеческими интересами и тогда, когда герой принимает мученическою смерть, и тогда, когда он добровольно предается страданию.
Соответственно в полной мере подтверждается выявившаяся за последние годы в советской науке тенденция неприятия нигилистической оценки литературы и искусства Средневековья. Становится очевидным, что христианское мироощущение было неотделимо от сопричастности с обществом и представляло собой единственно надежный путь социализация человека. То же самое можно сказать и о становлении человека как личности. 3 рассматриваемый период понятие личностной чести пополнилось множеством компонентов, неизвестных античности, причем их ценность и значимость не утрачены и поныне.
Художественная модель человека составляет компонент агиографического произведения, органически обусловливаний целое-
тность художественной системы. Этой моделью определены сюжет, композиция, идея, тропическая речь и тот аспект стиля, который более всего облекается в форг.іу. Именно поэтому анализ данной модели открывает путь в художественно-эстетический мир произведения.
Цель и задачи исследования. Безусловно справедливой представляется точка зрения, согласно которой история литературы суть история человекоЕедения.В соответствии с этим' в качестве более общей задачи исследования мы поставили перед собой цель - пролить свет на концепцию человека, которую разделяла и которой следовала национальная культура на протяжении многих веков , выявить теолого-философские, этические и эстетические принципы данной концепции, воочию показать, что в Грузии процесс самоутверхдения нового человека, ориентированного на утонченные духовно-нравственные принципы, совпадал по времени с созданием ранних образцов христианской литературы.
Шли выдвинуты и задачи более конкретно-литературного значения, а именно: учеи специфического содержания художественного образа, выявление мотивов, определявших действия персонажей. Уяснение этих мотивов должно было выявить внутреннюю структуру художественной модели человека, бесконечность стремления противоположных структурных элементов к объединении в целостность, тенденции неумещения содержания в форме.
Научная новизна и практическая ценность диссертации. Многие вопросы, связанные с изображением человека в агиографической литературе» в науке уже разработаны, однако проблема человека в монографическом виде изучена впервые. Также впервые предметом специального анализа стали следующие вопросы: душа и тело, самоуничижение - путь к возвышению, феномены страдания, смерти, духовного воинствования, принцип любви, содержание и форма героя.
Со всей очевидностью выявлены высоты духовной 2МЗНИ, путь нравственных поисков общечеловеческой значимости, с которыми грузинскую культуру связало приобщение к христианству. Выяснилось, что многие отчетливо выраженные тенденции национальна христианской литературы - углубление в духовную жизнь, разработка утонченно нюансированных нравственных мотивов, поз-
нание мира через самопознание - и многий ее художественно-эстетические открытия явились плодотворным культурным наследием уш грузинской светской литературы.
Основные результаты исследования могут быть использованы в учебниках и при разработке лекционных курсов по истории древ-і'.егрузинской литературы. Отдельные разделы работы используются при чюнии спецкурса в Тбилисском государственном университете.
Апробация работы. Результаты исследования регулярно докла-цывались и обсуждались на заседаниях кафедры истории древне-грузинской литературы Т'члисского государственного университета. Несколько разделов диссертации были представлены в виде докладов на всесоюзных и республиканских конференциях (Ленинград, Тбилиси). Значительная часть исследования вошіа в монографию "К природе художественного образа в древнегрузинской прозе". Наряду с упомянутой монографией по данной темя автором опубликовано 15 работ.
Диссертация обсувдена на заседании кафедры древнегрузинской литературы Тбилисского государственного университета и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Работа состоит из предисловия, шести глав, основных выводов и перечня использованной литературы.