Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Проблема поэтики ранних исторических романов Ф.Д. Гверрацци и их место в итальянской литературе эпохи романтизма .
Глава II. «Осада Флоренции» и жанровая поэтика исторического романа зрелого периода Ф.Д. Гверрацци.
Глава III. Поэтика позднего периода творчества Ф.Д. Гверрацци: "Беатриче Ченчи".
Заключение С.170
Библиография С.175
- Проблема поэтики ранних исторических романов Ф.Д. Гверрацци и их место в итальянской литературе эпохи романтизма
- «Осада Флоренции» и жанровая поэтика исторического романа зрелого периода Ф.Д. Гверрацци.
- Поэтика позднего периода творчества Ф.Д. Гверрацци: "Беатриче Ченчи".
Введение к работе
Актуальность диссертационной работы обусловлена различными факторами. Во-первых, в современном отечественном литературоведении отсутствуют отдельные работы и монографии, посвященные творчеству Ф.Д. Гверрацци. Исследование творчества писателя проводится российскими учеными лишь в рамках контекста национального своеобразия итальянской литературы периода романтизма. Во-вторых, исследование исторических романов Ф.Д. Гверрацци поможет по-новому взглянуть на жанровую поэтику романтического исторического романа в Италии, представленного в понимании широкого читателя лишь творчеством А. Мандзони. Исторические произведения Гверрацци крайне редко входят и в круг теоретических размышлений о романе – даже в хрестоматийном исследовании крупнейшего итальянского писателя и литературоведа У. Эко «Шесть прогулок в литературных лесах» (1994) рассматривается исключительно роман Мандзони. Расширение историко-литературного фундамента для теоретических суждений о жанре исторического романа XIX в. представляется насущной и актуальной задачей современного литературоведения.
Научная новизна работы состоит в том, что тема диссертации обращается к актуальным проблемам исследования прозы эпохи романтизма, жанрово-художественного своеобразия итальянского исторического романа, а также к анализу роли произведений Ф.Д. Гверрацци в формировании дальнейших романных модификаций в итальянской литературе. Новизна предмета исследования также связана с недостаточной изученностью в отечественном литературоведении творчества Ф.Д. Гверрацци.
Цель исследования – проанализировать специфику эволюции ранних, зрелых и поздних романов Гверрацци, а также показать, какое место занимают
1 Например, в работах: Полуяхтова И.К. Байрон и итальянская литература эпохи Рисорджименто: диссертация кандидата филологических наук. М., 1962; Сапрыкина Е.Ю. Итальянский исторический роман первой половины ХIХ в. и национальное своеобразие итальянского романтизма: диссертация кандидата филологических наук. М., 1973.
они в контексте итальянских и европейских исторических романов тех лет. В литературоведении достаточно широко распространена точка зрения, согласно которой творчество Гверрацци лишено литературного своеобразия и высокой художественной ценности2. Однако подобная концепция говорит скорее о слабой изученности творчества писателя, главным образом, в сравнении с другими историческим романами первой половины XIX века, рассматриваемыми как жанровые образцы. В последние годы вышло несколько работ западных исследователей, посвященных художественному своеобразию романов Ф.Д. Гверрацци, однако в большинстве из них сохраняется политизированная трактовка творчества писателя, утверждение второстепенной роли Гверрацци в общей литературной картине итальянского исторического романа первой половины XIX века.
В соответствии с заявленной целью в работе ставятся следующие задачи:
выявить признаки влияния на романы Гверрацци произведений других
писателей-романтиков и предромантиков, представителей предыдущей
литературной традиции;
определить характерные черты жанровой поэтики исторических романов Ф.Д. Гверрацци, специфику изображенной в них истории и соотношения правды и вымысла; особенность жанровой эволюции от дебютного романа «Битва при Беневенто» до позднего романа писателя «Беатриче Ченчи»;
проанализировать взаимодействие творчества Гверрацци с произведениями современников, определить его место в общем литературном контексте итальянского романтизма.
Метод, применяемый в диссертации, можно охарактеризовать как сочетание культурно-исторического, историко-литературного и сравнительно-2 Идею художественной несостоятельности произведений Гверрацци наиболее ярко выражают работы Ф. Де Санктиса и Б. Кроче.
3 Например, в монографии Rosa G. Il romanzo melodrammatico. F.D. Guerrazzi e la narrativa democratico-risorgimentale. Firenze: La Nuova Italia, 1990; в статьях: Furlani C. Dai romanzi gotici a Francesco Domenico Guerrazzi // ; Lanzetta A. Romanzo storico e pittura di storia, il 19 settembre 2008 // ; Bissoli F. L’assedio di Firenze come ‘figura’ // Viva Italia forte ed una. Il melodramma come rappresentazione epica del Risorgimento. Universit degli studi suor Orsola Benincasa, 2013.
типологического подходов. Комплекс теоретико-методологических работ, использованных в данной работе, включает исследования отечественных и зарубежных литературоведов, посвященные понятию историзма (М.А. Барга, Ф. Мейнеке, Э. Кассирера, Б. Кроче, Х. Уайта), рецепции жанра исторического романа в современном литературоведении (Л. Мегрона, Г. Лукача, Б.Г. Реизова, Н.А. Литвиненко, Ж. Молино, Ж. Жанжамбра, Л. Хатчен), специфике итальянского национального варианта романтизма (Дж. Мартеджани, А. Мараски, Б. Кроче, У. Боско, Ф. Флоры, Р. Бертаккини, Дж. Петронио, Е.Ю. Сапрыкиной, И.К. Полуяхтовой, И.П. Володиной, Э. Раймонди, А. Пиромалли).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творчество Ф.Д. Гверрацци сохраняет тесную связь с предыдущей
литературной традицией, с традициями готического романа, произведениями В.
Скотта, Дж.Г. Байрона, В. Альфьери;
-
В раннем романе Гверрацци «Битва при Беневенто» можно обнаружить влияние мелодраматической модальности, жанровые каноны романа-фельетона, в позднем романе писателя прослеживаются параллели с народным (популярным) романом;
-
Романы Гверрацци наделены высоким художественным своеобразием и занимают важное место в литературе итальянского романтизма, нередко вступая в диалог с общепризнанным образцом жанра – романом «Обрученные» А. Мандзони;
-
Зрелый роман Гверрацци «Осада Флоренции» занимает центральное место в творчестве писателя, наиболее органично воплощая специфику авторского восприятия жанра исторического романа, оригинальность его концепции «поэтической прозы»;
5. Поздний период творчества писателя отмечен скептическим
восприятием классической формы исторического романа, поиском новых
модификаций жанра, что роднит поздние произведения Гверрацци с образцами
жанров популярной беллетристики рассматриваемого периода и свидетельствует
об определенной художественной эволюции писателя, а также позволяет
проследить некоторые факторы воздействия на дальнейшие модификации романной формы в итальянской литературе.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в работах аналогичного типа при анализе творчества других авторов, в частности, итальянских писателей XIX века, при чтении лекций по истории зарубежной литературы XIX в., спецкурсов и спецсеминаров по итальянской литературе первой половины XIX в.
Апробация результатов работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде докладов на международных научных конференциях, в т.ч. на заседании секции «Филология» ежегодной конференции молодых ученых «Ломоносов» (2014), на XIII Андреевских чтениях (31 января -1 февраля 2015 г.). Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (05.09.2016).
Структура диссертации. Работа предваряется введением, в котором проводится подробный обзор теоретических работ по жанру исторического романа, специфике итальянского романтизма и исторического романа в Италии первой половины XIX века, и состоит из трех глав, где анализируются ранний, зрелый и поздний романы Ф.Д. Гверрацци в историко-литературном контексте рассматриваемого периода. Завершается исследование заключением и библиографией, включающей 239 наименований.
Проблема поэтики ранних исторических романов Ф.Д. Гверрацци и их место в итальянской литературе эпохи романтизма
Поэтому именно В. Скотту принадлежит роль формирования определенной жанровой традиции, воспринятой европейскими историческими романистами первой половины XIX века. Прежде всего, новаторство Скотта отмечено созданием «местного колорита», картины нравов и обычаев, способствующих лучшему погружению в описываемую эпоху, созданию правдивой атмосферы прошлого. Среди фундаментальных работ, посвященных исследованию влияния В. Скотта и анализу жанровых особенностей исторического романа, можно назвать монографии Л. Мегрона «Исторический роман в эпоху романтизма. Эссе о влиянии В. Скотта» (1898) и Г. Лукача «Исторический роман» (1937-1938). В монографии Мегрона, ученого культурно-исторической школы, расцвет жанра исторического романа в 20-е годы XIX века четко вписан во временные рамки романтизма, и закат жанра, по мнению исследователя, наступает в 30-е годы XIX века, т.е. после написания «Собора Парижской Богоматери» В. Гюго (1831). Анализируя произведения, повлиявшие на формирование романной модели В. Скотта, а также воздействие творчества Скотта на французских писателей-романтиков, исследователь уподобляет сам исторический роман живому организму, которому свойственно постепенное зарождение, становление, зрелость и закат: «Исторический роман имел уже почти все свои органы. Необходимо было только дыхание, чтобы все оживить; и оно пришло из Англии»32. В работе Г. Лукача, во многом воспринявшей и переосмыслившей идеи «Исторического романа» Мегрона, автор отмечает многообразие рецепции романов В. Скотта историческими романистами различных стран: американцем Ф. Купером, немцем В. Алексисом, итальянцем А. Мандзони и французами А. де Виньи, П. Мериме, В. Гюго и О. де Бальзаком. Однако черты вульгарного социализма, прослеживающиеся в методе ученого33, значительно упрощают литературную картину исторического романа: основанная на марксистской модели классовой борьбы, теория Лукача непосредственно связывала общественный прогресс эпохи с возросшей ролью в нем буржуазии. Таким образом, по мнению ученого, классическая форма исторического романа ведет свою хронологию с года выпуска «Уэверли» В. Скотта, и заканчивает ее к периоду Июльской революции. Начиная с Июльской революции и до 1848 года происходит негативное переосмысление значения буржуазного развития и, как следствие, трансформация классического жанра в творчестве Бальзака, а затем и его планомерное угасание после очередных «классовых боев», когда «приходит конец и бальзаковскому отношению к современности как к истории».34 В рамках указанного периода Г. Лукач выделяет: - передовой (прогрессивный) исторический роман, представленный произведениями В. Скотта, О. де Бальзака и А. С. Пушкина - реакционный исторический роман (Шатобриан, А. де Виньи) - либеральный исторический роман (Стендаль) При этом авторы, создававшие свои романы после 1830 года: А. Дюма, Э. Сю, Г. Флобер, У. Теккерей и др., в монографии не рассматриваются.
Теоретической основой для более поздней монографии Б.Г. Реизова «Французский исторический роман в эпоху романтизма» (1958) послужили работы Л. Мегрона и Г. Лукача. Как и в предыдущих исследованиях, в работе Реизова отмечена ведущая роль исторического романа в общественно-культурной жизни Франции в период Реставрации и до момента Июльской революции. И, подобно монографии Г. Лукача, исследование отечественного ученого отмечает переход ведущей роли в литературе от классического исторического романа к роману «из современной жизни» после 1830 года. В то же время, подобно концепции Л. Мегрона, Б.Г. Реизову важно показать
предпосылки возникновения и развития исследуемого жанра во французской литературе, поэтому он включает в круг своего анализа и эпическую поэму Шатобриана «Мученики» (1809), имеющую значительные сходства с романом. В качестве заслуги Шатобриана упоминается и то, что французский писатель первым изображает вымышленных персонажей как реально существующих личностей, что вызывало неизбежный упрек классиков и явное одобрение романтиков35. Присутствует в работе и социологическая трактовка факторов, обеспечивших высокую популярность жанра исторического романа в рассматриваемый период: «Во время Реставрации история стала полем общественной борьбы, вернее арсеналом, из которого сражавшиеся брали свое оружие».36 Попытка переосмыслить ограниченность предыдущей социологической традиции происходит в диссертации Н.А. Литвиненко «Французский исторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра» (1999). Исследовательница отмечает, что работы Мегрона, Лукача и Реизова объединяет представление о рождении историзма как эстетической категории, определившей своеобразие жанра исторического романа в послереволюционный период. Однако очевиден и недостаток предыдущих работ: ученые склонны ассоциировать исторический роман как таковой исключительно с течением романтизма, и это неизбежно приводит «к недооценке жанрово-эстетического разнообразия сложившихся в его [исторического романа – А.К.] системе форм и к не вполне адекватному представлению о перспективах развития жанра».
«Осада Флоренции» и жанровая поэтика исторического романа зрелого периода Ф.Д. Гверрацци.
Возможно, именно сильнейшее воздействие Байрона на мировоззрение начинающего писателя обусловило выбор жанра его первого крупного литературного опыта – трагедии «Приам». Однако, написанная в 1826 году, она так и не увидела свет. В 1827 году выходит драма «Белые и Черные», получившая положительную рецензию в журнале «Генуэзский справочник», выпускаемом под редакцией Джузеппе Мадзини. В 1829 году Гверрацци в сотрудничестве с Дж. Бенца и Карло Бини удается открыть собственное периодическое издание – «Ливорнийский справочник», однако работа в журнале не принесет ему той славы, которая настигнет писателя после выпуска в 1827-1828 годах четырехтомного дебютного романа «Битва при Беневенто». Благодаря популярности своего первого романа, Гверрацци в 1830 году становится академиком главного культурного института г. Ливорно – Лаброники. В этот период формируется революционно-демократический настрой молодого автора: Гверрацци произносит в стенах Лаброники хвалебную речь Козимо дель Фанте – командиру небольшого батальона пеших егерей Итальянской королевской гвардии, входившего в состав Великой армии Наполеона, после чего писатель попадает на шесть месяцев в крепость Монтепульчано. Однако и в заключении писателя не настигает творческое бездействие: в том же 1830 году Гверрацци пишет аллегорический рассказ «Змейка», рассказ «Новые святоши», а также приступает к созданию романов «Изабелла Орсини» и «Вероника Чибо», завершенных несколькими годами позже. В 1831, незадолго до своего освобождения из крепости Монтепульчано, писатель работает над своим вторым значительным романом – «Осадой Флоренции». Состоявшаяся в этот период попытка итальянских реформаторов сместить великого герцога Тосканы Леопольда II и провозгласить конституцию не увенчалось успехом, Гверрацци все больше склоняется к мысли об изгнании. Вместе с другими представителями культурной интеллигенции Ливорно – К. Бини, Е. Майером и П. Бастоджи Гверрацци становится активным членом тайной организации «Молодая Италия», созданной под руководством Джузеппе Мадзини. В 1832 году Гверрацци вместе с Карло Бини был повторно арестован и направлен в тюрьму Форте делла Стелла коммуны Портоферрайо. Там молодой писатель продолжил написание «Осады Флоренции» и завершил свои «Автобиографические заметки».
Заключение в Форте делла Стелла, казалось бы, лишило писателя решительного революционно-демократического настроя: после возвращения в родной город он занимается исключительно адвокатской деятельностью, а в 1835 году, после смерти брата писателя Джованни Гуальберто, еще и вынужден содержать его осиротевшую семью. 1836 год становится переломным в творчестве Ф.Д. Гверрацци: в Париже выходит его роман «Осада Флоренции» под псевдонимом Ансельмо Гуаланди, и писатель начинает всерьез задумываться о профессиональной творческой карьере, одновременно все больше отдаляясь от политической деятельности в тайной организации Дж. Мадзини. При подобном душевном настрое писателя, в смешении «патриотизма и отчаяния» вышли в свет последующие два романа: «Вероника Чибо» 1838 года и «Изабелла Орсини» 1844 года. Но охлаждение интереса Гверрацци к политической ситуации в стране было непродолжительным: после ослабления режима цензуры в 1847 году он публикует свои «Воспоминания» вместе с письмом-посвящением Джузеппе Мадзини, а в 1848 накануне очередного ареста писателя весь тираж «Воспоминаний» конфискует полиция, и его повторно печатают в подпольной типографии. Создание «Воспоминаний» позволило Гверрацци выразить критическое суждение по поводу умеренности первых революционных реформ 1847 года, заявив о категорической не совместимости понятий монархии и демократической свободы и в шутку назвав свою работу «наиболее эффективным произведением на благо родины, которое когда-либо создавалось при помощи чернил и бумаги».158
В 1847-1848 годах Гверрацци становится одним из главных вдохновителей ливорнийского революционного движения, возглавляет «Ливорнийский вестник». В 1847 году писатель публикует «Речь князю и народу» с требованием установить в Италии конституционный режим, а в 1848 году произносит публичную речь с целью вдохновить гражданскую гвардию на участие в войне против Австрии. Все больше отдаляясь от режима Мадзини, Гверрацци знакомится с политической программой Винченцо Джоберти, примиряющей позиции Мадзини и Учредительного собрания. В октябре 1848 года Гверрацци избирают депутатом, а чуть позже министром внутренних дел правительства Тосканы. Однако, несмотря на свою революционную политику, Гверрацци отказался от соединения двух демократических правительств – Рима и Тосканы, из страха австрийского вмешательства или боязни потерять руководящее положение. На недолгие пятнадцать дней, во время которых второй член временного тосканского правительства Монтанелли отправился с дипломатической миссией во Францию, Гверрацци назначается единоличным диктатором, после чего муниципалитет Флоренции под руководством умеренных реформаторов распускает Ассамблею временного правительства, созданную Гверрацци, и заключает самого писателя и неудавшегося правителя в крепость. В апреле 1849 года Гверрацци приговаривают к пятнадцати годам изгнания на о. Корсика.
Поэтика позднего периода творчества Ф.Д. Гверрацци: "Беатриче Ченчи".
Простота мелодраматической поэтики способствовала ее широкой популярности в кругу даже самой малообразованной публики. Вскоре мелодрама, представленная в основном пьесами создателя так называемой «мещанской мелодрамы» Г. де Пиксерекура, а также произведениями Л.-Ш. Кенье, перекочевала и в Италию. Одной из первых переведенных в Италии мелодрам Пиксерекура стал «Белый пилигрим» (1801), итальянский перевод пьесы был опубликован в 1806 году в Венеции288, большой популярностью у европейских и итальянских зрителей пользовались также мелодрамы «Текели, или Осада Монгаца» (1803), «Робинзон Крузо» (1805) и др. Однако в Италии поэтика мелодрамы была главным образом заимствована в рамках оперного жанра: неслучайно, наиболее популярная мелодрама Кенье «Сорока-воровка» (1815) легла в основу одноименной «полусерьезной оперы» (opera semiseria) Дж. Россини289, впервые поставленной на сцене миланского театра Ла Скала в мае 1817 года. В наполеоновский период, а в последующем – в эпоху Реставрации дальнейшая политизация театра спровоцировала волну арестов и рост цензуры. Однако это не затронуло мелодраматическую форму, к тому времени оставившую театральные подмостки и мигрировавшую в более широкий культурный и литературный контекст. Применительно к культуре Италии постнаполеоновской эпохи, претерпевшей после захватнических войн Наполеона процесс «сакрализации героического»290, мелодраматическая эмоциональность нашла свое применение в жанре исторического романа, захватившего литературную жизнь Италии 20х-30х годов XIX века. То, что трактуется в работе И.К. Полуяхтовой в качестве недостижимого «романтического идеала» – свободная от рук иностранных оккупантов Италия – в рамках мелодраматической парадигмы может быть понято и как моральное противостояние злых и добрых сил: австрийских захватчиков и итальянских патриотов, с надеждой на победу последних и счастливый финал. Формированию нового литературного горизонта ожидания в период 1815-1830х гг. способствовала и так называемая «моральная революция»291, когда в книжной индустрии Италии значительно выросла доля переведенных романов английских и французских авторов. Активным участником этой «революции» был Ф.Д. Гверрацци, переводивший произведения Ф. Шиллера, Дж.Г. Байрона, Ж.-П. Рихтера, Ф. Купера, Г.У. Лонгфелло, Г. Шваба, А.С. Пушкина, Э. Сю и др. авторов.
Условно определяя роман-фельетон как «литературу, читаемую вслух», Дж. Роза обнаруживает некоторые черты этого популярного жанра и у Гверрацци. По мнению исследовательницы, для Гверрацци также важно было найти определенное единство между «глазами и ушами», поэтому в стилистически сложных романах писателя можно найти элементы «фельетона»292, имеющего непосредственную связь с мелодраматической поэтикой. Этим можно объяснить большую популярность романов Гверрацци у разных слоев читателей, их массовую публикацию в периодических изданиях и распространение в народных библиотеках XIX века. Немалым было и количество отдельных изданий романов «в твердом переплете»: в течение XIX века роман «Битва при Беневенто» был опубликован 58 раз, «Осада Флоренции» появилась в 52 изданиях. «Огромный успех, который имели ранние романы Гверрацци, явился результатом присутствия в них экспрессивной мелодраматической парадигмы, способной взаимодействовать с героическими тенденциями, пронизывающими горизонт ожидания постнаполеоновской эпохи»293 - таков вывод исследовательницы о причинах популярности произведений Гверрацци. Возникает вопрос: каковы структурные элементы, придающие произведению черты мелодраматического романа? Более детальная классификация признаков этого литературного явления дана в монографии Фолько Портинари «Аллегории реальности». Употребив ироничное понятие «мелороман» по отношению к роману «Марко Висконти» другого современника Гверрацци Томмазо Гросси, Портинари в то же время выделяет основные черты, присущие, по его мнению, жанру «мелоромана»: а) препятствие в заключении свадебного союза или его отмена; б) похищение; в) осада в значении индивидуального заключения, или осады целого города; г) саспенс, интрига; д) необычайное, сбивающее с логического пути естественный ход событий в романе; е) удачное разрешение обстоятельств (посредством внешних сил); ж) дуэли и драки; з) хитрость, предательство и клевета; и) характеристика второстепенных персонажей; к) уподобление действий персонажей природным явлениям; л) дополняющая связь между внешним и психологическим описанием, психологический пейзаж; м) патетизм, призванный тронуть и пробудить сострадание читателя; н) комическое, выступающее в противовес патетическому и драматическому и позволяющее расслабить внимание читателя в ожидании еще большей патетики и драматизма; о) афоризмы моралистического содержания, повсеместно присутствующие в тексте в качестве комментария автора или реплики персонажа.