Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтическое мастерство Махтумкули Фраги Бекмурадов, Ахмет

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бекмурадов, Ахмет. Поэтическое мастерство Махтумкули Фраги : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.03 / Ин-т языка и лит-ры.- Ашхабад, 1990.- 49 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-8/3797-8

Введение к работе

Актуальность темы. Исследование вопросов поэтики и эволюции жанров всегда выступает в качестве одной из актуальных и неотложных проблем нашего литературоведения. Постановка же и решение данной проблемы служат прежде всего ключом к раскрытию художественного мастерства писателя, выявлению его роли в развитии литературного процесса своей эпохи. Академик М. Б. Храпченко характеризует это следующим образом: «Но сколь значительной ни была бы роль жанров в структуре литературы определенного периода, их формирование и видоизменения так или иначе всегда соприкасаются с развитием индивидуальных стилей. Вне творческих стремлений и усилий отдельных мастеров слова возникновение новых черт жанров так же невозможно, как и движение литературы в целом»1. В этом аспекте около девяноста процентов поэтического наследия Махтумкули Фраги относится к жанру гошука. Своим гошукотворчеством поэт вызвал к жизни новый этап в туркменской литературе. Создал свою школу гошука. Его творчество, опирающееся единственно на лирический жанр, стало центром туркменской литературы XVIII века. Именно с выдвижения Махтумкули гошука на первое место он стал главным жанром развития туркменской литературы в течение последующих двух веков.

До настоящего времени ни в советской, ни в зарубежной тюркологии нет ни одной специальной работы, которая бы всесторонне исследовала историю развития гошука, научно обобщала его поэтический опыт. Уже п древние времена гошук выработал оригинальную форму, в которой строфы рифмовались в виде А — Б — А — Б, В —" В — В — Б. Г — Г — Г — В... По Форме v него имеется сходство с мурабба, сформировавшейся в XII — XIV веках в арабско-персидской поэзии. И это явление послужило причиной появления и бытования неверного представления о том, что гошук возник на основе мурабба. И в наши дни нередки случаи, когда исследователи называют мурабба произведения, написанные в форме гошука. На самом же деле гошук, будучи художественным достижением древней тюркской поэзии, появился на литературной сцене значительно раньше мурабба. Он выступил как основная форма и жанр древнетюркского стиха. По словам Махмуда Кашгари (XI в.), в то время гошук включал в себя все лирические жанры2, т. е. поэтические произведения в основном были написаны в форме гошука. Современник Кашгари Юсуп

1 Храпченко А\. Б. Художественное творчество, действительность, человек.
— М : Наука, 1976. с. 349."

2 Кашгари М. Словарь тюркских языков. — Ташкент: Ичд-no ЛН Узб. ССР,
I960, т. I. с. 357 (на узб. яз.).

Хае Хаджиб термин «поэма» также определяет словом «гошук»1. Еще один ученый той эпохи, ал-Замахшари (1074 — П44)," сообщает, что у тюркских народов слово «поэт» передавалось как «гошукчы»2. Гошук, достигший как лирический жанр уже в древний период столь высокой степени, прошел еще до Махтумкули большой путь своего развития.

Как известно, нельзя оценить значение новаторства, не убедившись в силе традиций. И поэтому в нашем исследовании впервые сделана попытка последовательно проследить генезис гошука, путь его развития и жанровое своеобразие, обобщить его художественный опыт. А это дало нам возможность выяснить, в какой степени продолжил Махтумкули предшествующие ему традиции. И именно на этом фоне постараться выявить новаторские находки поэта в аспекте природы и развития данного жанра. Особое внимание в работе уделено такому вопросу как жанр и лирический герой. Ибо в каждом жанре раскрытие поэтом характера лирического героя, умение выразить в нем свою творческую и человеческую личность различно. Именно поэтому своеобразие и эволюция героя гошуков Махтумкули выдвинуты в центр исследования как его основной вопрос. Одним словом, к гошукотвор-честву поэта в своей работе автор подошел в аспекте такого цельного комплекса как жанр — метод — стиль.

Цель и задачи исследования. Основная цель данной работы — исследовать поэтическое мастерство Махтумкули. Для достижения этой цели следует решить нижеследующие вопросы: показать заслуги Махтумкули в развитии жанра гошук; определить его роль в совершенствовании гошука в идейно-тематическом и художественно-поэтическом плане; исследовать отношение мастера слова к бытовавшим до пего традициям жанра; выявить степень новаторских поисков Махтумкули в этом аспекте; раскрыть своеобразие, индивидуальность лирического героя, являющиеся основным ядром художественной системы поэта. И на этой основе предусматривается ьыяснить художественно-эстетические принципы творчества Махтумкули.

Методология и метод исследования. Методологической основой диссертационного исследования является маркенстско- Ленинска я фнлософско-эететическая концепция. Кроме того, в работе автор опирается на суждения относительно литературы и эстетики, высказанные мыслителями и поэтами средневекового Востока, классиками русской литературы, советскими учеными и писателями. Широко использованы научные работы, касающиеся выбранной темы. В методической основе исследования лежат нсторико-типологический и сравнительно-сопоставительный принципы.

1 Юсуф Хае Хаджиб. Наука быть счастливым. — Ташкент: Фан.. 1971,
с. 58.

2 Алавия М. Узбекские народные песни. — Ташкент: Изд-во АН Узб. ССР,
1959, с. 15—16 (па узб. яз.).

Научная новизна работы состоит прежде всего в том, что данная диссертация является первым исследованием, специально посвященным поэтическому мастерству Махтумкули. В ней впервые подвергаются научному анализу создание и этапы развития жанра гошук. Выясняется, кем были творческие личности, сыгравшие большую роль в формировании жанрового своеобразия Махтумкули. Выявляются творческие уроки, данные ими поэту. Как показывают исследования, гошук был распространен в поэзии древних огузских племен. Позднее он накопил большой опыт в поэзии туркменского, азербайджанского и турецкого народов, входящих в огузскую языковую группу. И Махтумкули в своем гошукотворчестве воспринял наилучшие традиции этого жанра не только в туркменской, но и в предшествовавшей ему азербайджанской и турецкой поэзии. Это явление обосновывается в работе многочисленными конкретными примерами. Известный востоковед Е. Э. Бертельс сравнил творчество Махтумкули с волшебной чашей легендарного Джемшида, обладавшей якобы, если коснуться ее края, свойством показывать все, что происходит в мире1. Образно говоря, волшебной чашей поэта были его гошуки. В работе подробно раскрываются социально-художественные причины необычайного расширения тематического диапазона гошуков Махтумкули, созданных им но традиционно сложившимся уже ранее определенным темам. Диссертант постарался поднять еще малоизученные или же совсем упущенные из внимания стороны ппоблемы. В работу впедены главы, где анализируются семантическая структура и стиховая система гошуков поэта. И на базе этого сделана попытка определить основные идейно-художественные направления творчества Махтумкули, а также выяснить, на какой творческий метод опирался поэт при создании своих гошуков. В ходе исследования махтумкуливедение обогащается многими новыми научно-теоретическими выводами и обобщениями.

Практическая значимость исследования. Жизнь и творчество Махтумкули как спецкурс изучается па филологических факультетах рл'зов республики. Поэтому материалы диссертации могут послужить учебным пособием этого курса. В настоящее время проводится подготовка к написанию новых учебников и пособии по туркменской литературе для средних школ. Данная работа окажет пользу при освещении в этих учебных материалах некоторых закономерностей и особенностей классической поэтики. Важное значение имеет проведенное исследование и в уточнении, углублении, совершенствовании прежних суждений о творческом своеобразии Махтумкули.

1 АЪ'.хтумкулн, Памятник. — Ашхабад: Туркмепгосиздат, 1959, с. 54.

Апробация диссертации. Введение, три первых главы и заключение данной работы были опубликованы в 1989 году в виде отдельной монографии, вышедшей под названием «Поэтическая традиция и новаторские искания в поэзии Махтумкули». Пять туркменских литературоведов в специально посвященных монографии рецензиях дали ей положительную оценку. Отдельные части работы в виде статей («Наставники Махтумкули», «Махтумкули и Ахмед Дуррани») были напечатаны на страницах журнала «Совет эдебияты», удостоившихся его премии за 1988 год. Общин объем опубликованных по теме данного исследования названных монографии и журнальных статей составляет 20 печатных листов.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.