Введение к работе
Актуальность темы исследования. Бродячие певцы баулы (бенг. «baul»), являясь носителями одной из живых фольклорных традиций Бенгалии, широко известны среди различных слоев населения региона благодаря своим песням (баул-ган, бенг. «baul-gan»). В них отражается мировоззрение сообщества баулов, сформировавшееся на основе синтеза разнородных элементов религиозно-философских и, в частности, эзотерических учений, таких как вишнуизм, суфизм, йога и тантризм. Таким образом, идеи баулов носят синкретический характер, не образуя строгой системы.
По традиции исполнение песен является для баулов не только творческим самовыражением, но и единственной формой передачи знания. Баул-ган обладают рядом характерных поэтических и музыкальных особенностей, что делает их одним из самых эмоциональных, ярких, а потому и популярных, жанров бенгальского фольклора.
Творчество наиболее известных представителей традиции баулов приходится на период, близкий ко времени расцвета новой бенгальской литературы (XVIII-XIX вв.). Влияние песен баулов испытала целая плеяда бенгальских литераторов того времени и, в первую очередь, Р. Тагор: в большом количестве его песен воспроизводятся композиционные приемы и целые тематические блоки песен баулов. Во многом через Р. Тагора их первоначально устное творчество стало частью корпуса бенгальской литературы. В этом смысле изучение проблематики и поэтики песен баулов способствует прояснению вопроса о влиянии этого - одного из важнейших -фольклорных источников на бенгальскую литературу.
Песням баулов посвящен ряд исследований в зарубежной индологии. Однако подавляющее большинство авторов привлекает в первую очередь эзотерическая составляющая их учения, а не особенности их поэтического творчества. В отечественных работах, касающихся обозначенной темы,
рассматриваемые песни до сих пор так и не получили системного освещения и упоминаются лишь эпизодически.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым в отечественной индологии комплексным исследованием живой фольклорной традиции баулов. Основное внимание в настоящей работе уделяется непосредственно литературной стороне баул-ган. Приводятся также сведения о мировоззрении баулов и их музыке, необходимые для более полного впечатления об их песенном творчестве.
Основной базой для исследования явились тексты, зафиксированные в нескольких источниках: в печатных сборниках (составленных У. Бхаттачарья, М. Мансуруддином и др.), а также в отдельных исследованиях по данной тематике. Кроме того, для сопоставительного анализа текстов привлекались также аудиозаписи.
При написании диссертации были использованы исследовательские работы, принадлежащие как отечественным, так и зарубежным авторам. Ведущим индийским специалистом в данной области по праву можно считать бенгальского ученого У. Бхаттачарью, создателя фундаментального труда «Баулы и песни баулов», в котором он делает попытку проследить процесс формирования мировоззрения баулов, сопоставляя его с теоретическими основами различных религиозно-философских учений.
Отдельным вопросам, связанным с баул-ган, посвящены работы индийских и бангладешских ученых: А. Бандопаддхъяя, М. Мансуруддина, М. Хая, А. Карима, Б. Пала, С. Чакраварти и др. Баул-ган как часть бенгальского фольклора рассматривается в трудах А. Пала, Д. Чаудхури, С. Рая.
Следует особо выделить совместный труд баула Пурно Даса и С. Тельман «Философия баулов», в котором авторы попытались привести учение баулов в четкую систему. Несмотря на обилие фактологического материала, касающегося, в основном, эзотерических практик баулов, подобная «система» нередко выглядит непоследовательной.
Ряд работ, касающихся проблематики баулов и их песен, принадлежит английским и американским авторам, таким как: К. Саломон, Дж. Оупеншоу, Д. Голд, Ч. Кэпвелл и др. Как правило, в большинстве работ этих ученых содержатся обширные сведения об учении баулов, однако непосредственно их песням внимание уделяется лишь эпизодически.
В отечественной индологии произведения баулов упоминаются в работах Е. К. Бросалиной, Т. Е. Морозовой и статьях автора диссертации.
Помимо специальной литературы, в диссертации использовались также и работы общефилологического характера.
Целью диссертационной работы является изучение идеологических, структурных и художественных особенностей песен баулов. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
основываясь на максимальном количестве доступных источников, обрисовать наиболее полную картину, связанную с происхождением термина «баул» и сообщества баулов;
выявить основные положения, на которые опирается мировоззрение баулов;
опираясь на самостоятельный анализ материала, дать обзор основных понятий кодового языка, которые встречаются в песнях;
- исследовать типологию песен баул-ган, их структуру, тематику,
изобразительные средства и образность, а также рассмотреть их музыкальную
составляющую.
Объектом исследования в диссертации выступают песни баулов.
Предмет исследования - идейное содержание баул-ган, их структура, основные образы и приемы художественного изображения.
При работе с текстом использован дескриптивно-аналитический метод, который подразумеает ряд последовательных действий: широкий предварительный анализ песен, взятых из различных источников, с целью выявления характерных черт, определяющих их жанровые особенности; формирование из отобранных песен корпуса текстов для дальнейшего
исследования; перевод песен (с бенгальского языка) с сохранением, по возможности, синтаксической структуры произведения; создание комментариев. Далее - анализ оригинального текста (с привлечением доступных аудиозаписей) в целях рассмотрения идеологических, структурных особенностей и изобразительных средств.
Теоретическое значение данной диссертации заключается в том, что она вносит определенный вклад в понимание характерных особенностей одной из живых традиций бенгальского фольклора, а также в изучение бенгальской литературы нового времени в целом.
Практическая значимость. Материалы работы могут быть использованы для расширения имеющихся курсов по истории индийской (в частности, бенгальской) литературы, для создания теоретических курсов индийского фольклора и, возможно, индийской музыки для студентов вузов, а также для подготовки справочных и учебных пособий в области индийской литературы и устного народного творчества.
Аппробация исследования. Частично результаты работы были изложены в виде доклада «Концепция совершенного человека в творчестве народных певцов-баулов» на XXXI международной научной конференции «Зографские чтения» (Санкт-Петербург, 2010).
По теме диссертации опубликовано 3 работы, из них 2 статьи в журнале, рекомендованном ВАК РФ. Диссертация прошла обсуждение и рекомендована к защите на кафедре индийской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Основной текст диссертации изложен на 140 страницах.