Введение к работе
Актуальность проблеми. Страна Советов вступила в новую стадии своего развития - з стадию перестройки всех сфер общества, в стадию у скоренім социально-экономического развития и нотаго мыЕлеккя, в стадию развития демократии и гласности.
В период развития демократии и гласности в нашей стране вопрос межнациональных о" 'енні!, как социальное зло периодов культа личности и застоя,"стал острой социальной проблемой.
Раскрытие корней дружбы народов нашей страны, сформирование культуры меглащоналышх отношений стало серьёзным и актуальным вопросам наших дней.
"Слудует раскрывать истоки дружбы наших народов, - говорится в резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС, - активно формиро-езть культуру межнационального общения, воспитывать уважение к традициям, языку, искусству, истории народов страны, других народов мира .
.Выполнение таких серьёзных задач обязывает науку и культуру, литературу и искусство очень многому.
В этой связи особую актуальность приобретает раскрытие истоков дружбы между народами нашей страны на примере сравнительного анализа произведений классиков литературы Востока, которая воплотила в себе самое ценное из развития человеческой мысли и культуры.
С этой точки зрения в современном литературоведении особую актуальность приобретает сравнительное изучение поэмы "Хайрат ал-аброр" Алишера Навои с поэмами аналогичного яанра "Махзая ал-асрор" азербайджанского поэта Низами Ганджави (ХП век), "Мат-лаъ ал-анвор" лерсоязычяого поэта Индии Амира Хосрова Дехлеви (конец ХШ, начало ХІУ вв)г "Тухфат ал-ахрор" современника и учителя" Навои Абдурахмана Джами, а также определение поэтической.. архитектоники поэмы "Хайрат ал-аброр", художественного мастерства Алишера Навои в создании поэтических рассказов-притч, иллюстрированных к.макалатам-беседам, и систему образов в этих расска-заз-притчах.
I. Материалы XIX- Всесоюзной конференции КПСС. Москва, Политиздат, 1988, с. 137-138.
Степень разработанности проблемы. Как и все творчество Навои, так и его "Хамса", в частности, поэма "Хайрат ал-аброр" была постоянным объектом исследования в созетском литературоведении.
Изучение творчества Навои, его "Хамсы", в том числе поэмы "Хайрат ал-эброр", получило широкий размах накануне 500-летнего и 525-летнего юбилея поэта и в последующие годы в связи с 500-летием создания "Хамсы".
Ценными источниками, дающими сведения о яиани и творчестве Алишера Навои, о его "Хамсе", были монография "Навои" Е.Э.Бер-т ель с а (Москва - Ленинград, 1948), "Алишер Навоий ва тоник ада-биётп" ("Улуг узбек шоири". Маколалар туплами, Тошкент, 1948) Садрцддина Айни, "Алишер Навоий. Хаёти ва иноди" О.Шарафиддико-ва (Танлапган асарлар. УзССР "Фан" нашриёти, Тошкент, 1978).
В 1945 году С.Кутталибов защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Научные исследования в области уточнения критического текста произведения Навои "Хайрат ал-аброр" (Ташкент, 1945, САГУ-ТашГУ) и внес достойный вклад в дало уточнения критического текста поэмы.
Ценные высказывания о жизни, мировоззрении Навои в поэме "Хайрат ал-аброр" и в целом в "Хамсе" изложил академик Айбек в своих статьях "Навоийкинг. дунёкарэши ыасаласига дойр", "Улуг шоир ва гуманист хакида", "Алишер Навоий" (Ойбек. Мукаммал асарлар туплами. Ун учинчи том. Адабий-танккдий макрлалар. УзССР "Фан" нашриёти. Тошкент,' 1975)'.
Важной ступенью в области изучения мировоззрения Навои, его отношения к суфизму стали исследования Е.Э.Бертельса "Суфизм и суфийская литература" (Издательство "Наука", Москва, 1905), а также ВоЮ.Захидова "Мир идей и образов Алишера Кавои" (Узлитиз-дат, Ташкент, 1961) и "Улуг шоир ижодининг калби" ("Узбокнсгон" нашриёти, Тошкент, 1970).
Научная общественность достойно встретила издание прозаического изложения поэмы "Хайрат ал-аброр" А.Хайктметовил в 1974 году и книгу А.Каюмова "Хайрат ул-зброр" талкпни Шктимоий-фалсафий мотивлар). "Адабиет ва санъат" кашрпетп. Тошкент,1977).
О.Шарафиддинов в своем исследовании "Алипер Накопи поэтпкасл-. нлнг баъзи хусусиятлзри" (Таиланган асарлар, УзСС? "Оан" ка'дрио-ти, Ташкент, 1978, А.Лбдугафуров, в своих монографиях "Паюий сатираси" (Узбекистан "5ан" нащриёти, Тошкент, ISG5), "Навоий ижодида сатира" (Узбекистан ССР "Фан" нашриёти, Тошг-ен.т, 1972)
- З -
затрагивают некоторые особенности поэтики Навои, вопросы сатиры как в целом в творчестве Навои, так и в его поэме "Хайрат ал-аброр".
*
Если издание второго тома пятитомной истории узбекской литературы (Узбек адабкёти тарихи. Беш тошик. Іуадкмги даврлардан Улуг Октябрь социалистах револвдиясигача. ХУ асрнинг иккиячк ярми. Узбекястон ССР "Фан" нашриёти. Тоткент, IS77) стало новой ступенью в изучении творче-... а Навои, то выход з свет сборника исследований "Алишер Навоий'"Хамса"си. Тадкикотлар" (Узбекиотон ССР "Фан" нашриёти. Тошкент, 1986) явился синтезом исследований по "Хамсе" великого поэта.
В этой связи особую важность приобретают исследования "Еахрн адабиётининг нодир обидаси" Иззата Султана, "Хамса"нинг ижтимоий мозршти" Абдурашида Абдугафуров'а, "Навоий эст етика сининг юксак боскичи" Абдукадыра Хайитметова, "Нафио характерлар талкини" Суйимы Ганиевой, "Хамса"да. бадиий психологизм типлари" Якубддаяа Исхакова, "Хамса" такмнли" Батыра Валиходкаева, "Хамса" ва форс-тожик адабиёги" Эргашали Шодиева, "Хамса"даги айрим хикоятлар хакдца" Назиры Ганиходжаевой, "Хамса" бадкиятига дойр" Ибрагима Хакдулова, "Хамса аяъаяалари" Содира Эркияова, где наши свое отражение ценные мысли о тех или иных особенностях поэмы "Хайрат ал-аброр". .._.," -*
Книги "Гениал гаоирп"(Тошкент, 1940) Максуда Шайхзаде, "Алитер Навоий" (Узбекиотон ССР "Фан" нашриёти. Тошкент, 1968) Суйимы Ганиевой одукат важными источниками в изучении жизни и творческой деятельности поэта, его поэмы "Хайрат ал-аброр".'
Если в, кандидатской диссертации М.Арипова "Философские и этические воззрения Алишера Навои" (АВД,ЛГУ,Ленинград, 1971) исследуются .философские и этические взгляды Алишера Навои в поэме, то ка-идида-тская диссертация А.Джураева "Жанр фялософско—дидактического -дасгапа в узбекской классической литературе и роль Алишера Навои в его развитии" (АВД, Самарканд, I9V4) посвящена вопросам сравнительного изучения поэмы "Хайрат ал-аброр" Аяишера Навои с дидактическими дастанамн "Кутадгу билиг" Юсуфа хос Ходди-ба и "Хибат ал-хакойик" Ахмада Егнаки.
Если в книге И.Хусапходкаева "Алишер Навоий таълим-тзрбия хасида" (Тошкент, I9G3) анализируется просветитатаские взгляды Алишера Навои, то в исследовании ЇЇ.Гакиходжаевой "Хамса" хико-ятларп" (Узбек адабиётп тарихи масалалари. УзССР "Фан" нацриёти.
Тошкент, 1981) анализируется хикайати (притчи), созданные Али-шсром Навои.
Книга "Алишер Навоий ичкилик ва ичкиликбозликнинг зарари накида" (Тошкент, Узбекистан CGP "Фан" нашриёти, 1939) У.Туйчиева посвящена вопросам критики пьянства и алкоголизма в поэме "Хай-рат ал-аброр" Алишера Навои.
В трудах В.Абдуллаева, Н.М.Шллаева, Х.С.Сулайконова, Э.Рус-тамоЕа, А.Рустамова, Ш.Шомухамедова, Х.Якубова, С.Нарзуллаевои, Р.Вахидова, Н.Каглилова, Т.Ахмедова, П.Хасанова, Х.ЕудратуллаеЕа, М.мухиддинова высказаны ценные мнсли о тех или иных особенностях поэмы.
Однако в целом до сих пор еще нет специального исследования, посвященного сравнительному изучению поэмы "Хайрат ал-аброр" с поэмами "Мазхан-ал-асрор" Низами, "Матлаъ ал-анвор" Амира Хосра-ва Дехлеви, "ТухФат ал-ахрор" Абдураклана Длами, ее генезису, генеалогии и поэтической архитектонике, раскрытию поэтического мастерства Навои в создании хикайатов-лритч, иллюстрированных к макалатам-беседам, что и определило выбор темы нашего исследования.
Цель и задачи исследования. Основной целью и задачей исследования является:
а) Методом сравнительного изучения уточнить степень влияния
поэм "Махзан ал-асрор",Низами Ганджави, "Матлаъ ал-анвор" Амира
Хосрова Дехлеви и "Тухфат ал-ахрор" Абдуранмана Джами на поэму
"Хайрат ал-аброр" Алишера Навои, а такке определить своеобразие
поэмы Навои;
б) определить своеобразную поэтическую архитектонику поэмы
"Хаіірат ал-аброр", как философско-дидактической поэмы, состоящей
из макалатов-бесед и иллюстрированных к ним хикакатов-притч;
в) Раскрыть художественное мастерство Алишера Навои в созда
нии поэтических хикайатов-притч, шшосарировакных к макалатам-
беседам, а также определить их тематическое содержание и сис
тему образов.
Научная новизна и практическая значимотсь исследования. На ссноеє изучения и обобщения большого фактического материала, с учетом достигнутого уровня научной разработки проблемы з работе ее автором предпринята попытка:
I. Научно обосновать, что "Хайрат ал-аброр" является продуктом единого идейно-эстетического принципа, концепции, несмотря на то, что она состоит из отдельных макалатов-бесед и хикайатов-
притч, а такде из глаз характера-приложения, которые якооы "дополняют" " идею", выдвинутую в глакалатах-беседах и хнлсайатах-прктчах.
2. Путе:.; типологического анализа определить* степень в.дияшсд пози "Махзан ал-асрор" ш:за:лі, "Матлаъ ал-анвор" Амгра Хосровз Дехлеви, "Тухйат ал ахрор" Лбдурахі.іана fee:."' в' создании пезглн "Хайрат ал-аброр? Алишера Навои и оригинальность каждой из них, в частности, последнее.
3. Уточнить наличие новых глав в поэме, отражающие з себе действительность Хорасана ХУ века путем типологического анализа с поэмами аналогичного характера І-йз^и, Агліра Хоррова,- Дехлеви и Абдурахшіна .'Xa'.r.u
4. Доказать своеобразие поэмы, хотя в ней имеются традиционные главы, как результат традиции и литературного влияния, но в свою очередь отражающие <йилосо:]йские виводи поэта из жизни своей эпохи.
5. Раскрыть художественное пасторство Навои в создатш поэтических- рассказов - новелл-гакнат.ср, иллюстрированных к макалатам для оживления изложения, определить систему образов з этих притчах.'
Результаты исследования могут быть использованы:
в типологическом изучении произведений классиков литературы Востока изучаемого периода;
з создании учебного пособия ло дидактике;
в исследованиях; посвященных вопроса.; поэтического мастерства в классической литературе;
в чтении спецкурса на филологпчрсіяїх факультетах университетов и факультетов языка и литературы педагогических институтов.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды К.Каркса, Ф.Энгельса, З.И.Ленппа, Программа КПСС, материалы январьского (1987), Февральского (1988;, сентябрьского (1989) Елеігумов ЦК КПСС, XIX Всесоюзной конференции КПСС. При анализе литературных и исторических йактоз автор использовал накопленный в этой области богатый опыт советское литературоведов, применял сравнительный и историко-типолоп-гчсский методы.
В разработке теоретических и практических основ исследования диссертант опирался на труды В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского II. А. Добролюбова, А.*.'..Горького, С.Айви, Е.Бертельоа, И.С.Ера-
- о -
гинского, Н.Г.Неупокоевой, Г.И.Ломидзе, 0.Парафуддикога, В.Д. Абдуллаеъа, М.Т.Айбека, В.Ю.Захидова, И.О.Султанова, Н.'І.Малла-ева, А.П.Кадаова, А.Х.Хайитметова, Б.Н.Валиходжаева, А.Абдуга-cqypoEa.
Апробация основных положений. Основные положения диссертации докладывались автором на конференции профессорско-ярепода-Еательского состава Самаркандского Государственного университета имени Алкшера Навои в феврале I98S года,на областной конферен-: .. дни молодых ученых на тему: "Актуальные гумаштарно-филологпчес-іаіе проблемы в эпоху НТР", проведенной 24-26 июня 1987 года в СамГУ, на областной конференции молодых ученых на Teiviy "Актуальные вопросы филологических и исторических наук б вузе", проведенной 11-13 мая 1988 года в СамГ/' , а также на научно-теоретической конференции - преподавателе!!-кафедр обществешых наук СамМИ на тему "Тордсество советского образа ;:сізюі в Узбекистане", посвященной 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции и проведенной 22-23 июня 1987 года в СамМЙ.
Структура работы. Диссертация соатоиг из введения, трех глав, заключения, библиографии и таблши-приложения.