Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Первая историческая трагедия в азербайджанской литературе Джаббаров, Эльчин Валех оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джаббаров, Эльчин Валех оглы. Первая историческая трагедия в азербайджанской литературе : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Баку, 1992.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Становление азербайджанской" трагедии,гак самостоятельного яан-ра, нртгалоеь на конец ХІУ столетия,хотя ее ігдсйяо-рствтігчес кие ксрнгг восходят к древнейшим фоль~л:орни:? образца;.;,.к классической эпкчссга-дирической поозкіт.Создание~гйз?-.іТ!:з п формирована? различиях видов этого канра именно з XIX зэке было связано ррэтсде всего.со сгазиши и противоречивым социально-политическим характером ~псхи. Поэтому спустя некоторое время сесіє появления первой азербайджанской реалистической трагедии "Горе Сгхраддкна" (1696) была со гланд первая национальная историческая трагедия - "Недігр "sax" (1899).

В года репрессий и культа личности бцд наложен запрет не только на имя видного писателя,публициста,общественного ;: государственного деятеля Наримана"Нариманова,по :: p.p. его :-;аолгдие .вкля^ая у. Веснину его литературного творчеств? - ттьзсу "Надир max ".А нет? у тем Н.Нариманов является одни:.: из видпеїТдкх писателей,обогпттизЕнх азербайджанскую литературно-культурную мзнь конца ХІХ-начг- тх XX зеков новик образом худокественного иыпленкя,деэдкратической мыслью г духом национального зозремасига.способстхсва&ягл еэ раззитп;о как з идейном плане,так ^ в отношений литературной йог,"-; и содержания..

В современный период - период коренного изменения образа мыт-лечия,пересмотра народами бывшего Союза ь свете нових криторпез своей истории,своего пролпого,оці>нга с зозктгЛ демократического лчтора-туроведения классического литературно-культурного наследия кзадсй отдельно?! личности и каждого произведения стала необходимое?1--;;..

Актуальность- исследования. Теоретик- -эстетические проблему жанра исторической трагедии в азербайджанской литературе,интересе-вавлие литературоведческую мысль периода зарождения этого wanna,."'о настоящего времени за трапеза лис ь главным образом на уровне критических отзывов и рецензий,написанных в связи с изданием и постановко:: отдельных драматически произведений.Не удивительно поэтому,что и первая историческая трагедия в азербайджанской литературе не стала предметом основательного,всестороннего исследования;она рассматривалась или в контексте" ебцего драматурги', с с ко го творчества автора, или в литературных обзорах,или в отдельных исследованиях,посзяіі:й;>.г<">: другой теме..4 меггду тем ваянсегь изучения исторической трагедии "Надир шах" неоспорима.

В конце XIX века общественно-политическое тиюмение з Азербайджане было крайне с яохяым. Прогрессивные деятели осг.чесі.т: отрем-тдпо"-

пробудить национально» самосознание наро^а4длн-гельноа ьр#->4я екв-аего з колониальны?- уодогкях,возвысить ого с сабсїБеших глазах „знуе.-П'Ь wjtbciP'J соОстаепігоі'й достоакЬтаа,,ваз1>гть протест против угкзтенпя к ра6сгьагіоо.г,у.:і'Є?їЬ ка іїорніу за сгоЗоду.дсзсстя дс, кего чериз образцу худснественкеї: дитаратуры «дев осво^сидеикн от иасстраянк;: зэдватчц.-сй я обьєд;;нетая рас; лене шал азербайджанских згиель.Сдсдст^х-к икенпо втой духовной шїрєб.іостк и явилось создайте гсіоричес-оії їрсгєдкк "гіадкр пах",

дра«а-п;чае;сие п^опэгидзния Капкана тар;канова,я в том чясяе-историческая трагедия "Наді.;» іі^х", о кас j.r.i« егрьеь:їое ессдзйстииэ на .. разыг.те об:';20ї-ЗЕийСй кислі: в Лсср^аЯдкаке в начаг.е зеха.Сдіїако.до їгзеєоїжк пр;-тчіиак»с кснда 30-х ц до конца 50--х годов оеп-палыше круі^,к;р'.'!:"3ш-:г і: гесударста?н:и;б'Чї:=-:овниіг»--хскг<ігскя препятсїгогаг.и ї-5ла'гі'Егпрогсігапд:?рс5а;:из ;* :*селадсЕзккю худояс-слгенкнх и публике-тгческгх продав еяекі:;! писателя.Ко,несмотря ка j;cs запрзан іг прзповы, касл^ц;-5 Яаржан-'; Кяри':акеЕа,особеил0.дгсторкчєСг:&я. трагедия "Кадяр пах'%оказаьизь не' пгдвгаоянк spe::eus-t не сей день ссх^акиа? свов худш:;огБе!ШО"-гст-ст-;ческ?а цепяоої'ічГіетуа-їК'іосгі: а значеапзЛ? гток обвіє оссЗув игтузлічость пр;юс5ргтае'г ікспедовакке худскесчзен.югй наследия пжаїекв,:: в тем ч;тсле хшрвоч ксторячссхіЯ трзгсдуи в аьеу-

' бдйддакзкой гятератл^"- трагедій: ,:К;игв сах,!.

:'бьі:у?іт^ль >: Еаінт; 'лсслйііс:;аЕ'.:;;л Объектом исследования явилась ксторпчеег.аЕ ірагедкя К.Кар;:манов "Надир цах".

Цзль диссертации заключается в оіїргдєлзи'П! свскобразЕьіх.ссо-беакоотеЗ пэргой г.сторгческсй трагед::и,сыгрср~;Г; валную родь-в азербайджанской литературе" в процессе национального са/опзанант-я.з su-явзєнии источников литературного воздействия к ее места ?, литературной процессе.Въкду їого/что хачр исторической трагедии 2 азербай-яезноеой аш'ературозедзнии до on пор яе рзссматрічался з історяко-фі-лляог«чєскон аспекте,дкссертаЕТ'счел цезесеобразжя рассмотреть причины еєзііякнозснкя этого наира.Дин обоенсзангтя іі'зеназЕанячх на-

> учнігд пояэженкл в реализации нанесенной цедр было резене:'

- опредеккхь фактору,обусяовїГБїїио-создании -гакра исторэтеекей
трагпдяк в азербайджанской литературе;

- о^есногатъ необходимость гаявдения нового гсторическогс эта
па, новых кд5йгцоЕого содержания:,орма,осветить идеЕяс-теиатяческле.
ь-гнрово-струїлурпь'є качества первой нацгенагьно-ксторкческой траге
дій; . - .

- оезеткть традгягв ъзагмосгязя з взаимодействуя худонбєтьзнно2

тятерзтутм а гсїорзчгсгоР. наукіг на прггмере трагедий "На/д-р ї-зх";

опрсдппитв спуц\'!|'и::.у и :;а:;ровг>е rpamn'u лстсртґісзт'си трагодг-и и дать аналкз лит.-рачурнкх рссОі-ностєй "Наді»» заха";

раскрыть тачяткз :ракта ;т определить am „даракт^р - у:удг,:к&1;1,--э,-;

Г.'О-КСТОрКТ^СКО!* Лроі!ЗВЗДЄЬіі . Н.Ч ОСНГВЄ !!!?.''. арга.ТОВ нерпой HCYOp^itC-FOfi ТріГг>Ді';?;

- рассмотреть so грог об ^"ор^чесгой "'j;;e :: і;егроче;ч:сй «зее з
"Надир пая?".

Теорэгччёская к_методо.~ог^:еска,гі основа діселедсвания, В процессе исследования диссертант сгг/рг;;оя на ::.ог;;т:;г-чый литературовадчзо-ккй опыт в области Ессяедояаник др-літатурити^а ге:<:-.:& соотизгству*;-зда исторические труды.

Е основе тхследовакгя де;п?т прицип ї:атори.:с-;',р.-і^їі!"Г'.і«і':г<г«, системас—структурного аналога худсілїлтвб!і".";гі5 .гок:!Зєд.;-";:,і„

На у; на? иозиана Дгссдртац',",^ ;\'!7сх>ичаоуа!'< грагд";р ti,:iar'<":»-нова "Надир L.'.:-" впервые з азєр^аЛ^днекем лї'Т&ратупо'ятганп;! :і.-:сла~ дуотс* б р?;*'р,риру-э'.:ой диссертации в цзхес^ясп^нопгпл^пчэст'.о;- пер-

КС.

Научную новизну кеследозанлгя составите -лгу'-'сн/й -то;' пг.эблр/аг в контексте зп-тературно-худснсствен^гк '-во гшэт аиерс'вйдгаїїскїг": літературі; XIX :з5ка,і:0 в^аимосвізч о различном:)' волани н какрвм-; драка тическчх прс4'з:«едг;;;"й,огіределзн!'0 'иетв'ков х?.:іт,?. ;-;отпт.''!(:сч'а'Л ?aa--гєдиі^анадчд традиций pev, лис тэт є стах гип-пнаньк^х т-згед.-:":,-..var основного источника канра нетерич-зокой ідіг.уду,-л._ У; д;'.:осту;ац;^ в о ^-сторонне рассмотрены и пре;'ох:.'еятирсва;ві ';ак--*о гопр ;-."J, :-..'* :а.ч пие жанра исторической трагедии в нгцтюгг. ;-но;-і гнтеьатуре.сх;:^;:"— но-ікшітические фактори,обуслоь.гіїлке ьниор те"^„ промаха enve^-a исторического факта, к творческого воображения, eBoeodpaav-e чу,<: '"-">-тзйчке-кстхзрйческогэ лреказедения и тргдшішї,соогно\'е:п'в рспр/--ческоЕ правды ч правди художественной.

В ходе научной разработки теми были заявлена:

- объективнее соцкалідю-подктіГіоокие ар!гчії!Ш,сисдоз;гБ:лгз -ч;з-
нккновєний какра исторической трагедии и их значение,литературно-
культурная озояадия ;: г.угк к новому гкгнру;-

- дана краткая характеристик создания,закономерностей разгит:'"
и особенностей канроз комодик, трагедии траглкомгдт*.,?стсрі:--
ческой трагедии,вх взаимосвязи ті вгахмодехстот-Д-

-- доказана спеннаика лудо-^етваннс-гс-р-'Ч'-^нзВ' наангх'оуо-гіі'я на примерз "Надир и:аха" к /становлена гд/пч:-:, сірацепия

- D -

автора к истории;

раскрыто соотношение достоверности и художественного вымпела;

отмечзны особенности художественной интерпретации исторической те;.:и; -

обоснована современность в художественных произведениях с историческим сюжетсм. ' .."

Подходя к И. Нариманову_как к основоположнику жанра исторической трагедии в азербайджанской литературе,диссортант считает прпеинзшм анализировать его первые пьеси как трагикомедии.

Теоретическое и пракг/'-^ское значение исследования, Ііс.учіше результаты исследования ко гут бить полезными при изучен;:;! истории азербайджанской зитератур;:е--;:удо:-їЄСТвенной мысли.

Бьподы к положения работ могут использоваться в работах,гос-вяце::нгх Наришну Нарикансзу, при написании история азербайджанской литературы, подготовке научно-методических пособий,на спецкурсах в ^u'C'jkx учеб них заведениях.-

Апробацтя работы.Гиссеотадкя выполнена и обсулдена в отделе азерба^ітанской литературы нового периода в Институте'- литера тури имени Низами Академии-наук Азербайджана.

Основные г?до:ієккл исследования - найди своє о?ра?лание з тема-ihv.'ckhx сборниках научных, трудов,учених записках Бакинского государственного ункверситзта.в докладе на научно-практической конференции.

Структура диссерта:—!?. ЗТиссертация состоит из введении,трех г-лав,з;<к;пзчекия и описка использованной литератур:;.