Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Перевоплощение животных в рассказах "Маснави Манави" Джалоладдина Руми Занди Хатам

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Занди Хатам. Перевоплощение животных в рассказах "Маснави Манави" Джалоладдина Руми : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Занди Хатам; [Место защиты: Ин-т яз., лит., востоковед. и письмен. наследия АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2012.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Антропоморфизм издревле присутствовал в литературе, архитектуре и других формах художественного творчества всех цивилизованных народов и служил средством рождения всевозможных форм прекрасного.

Этот литературный прием явился результатом анализа и познания характера поведения животных в процессе исторического опыта человека и его совместного существования с животными. Многие животные, прирученные человеком и жившие рядом с ним, неоднократно подвергались изучению поколениями иранцев. Некоторые исследователи начало этого процесса связывают с включением в иранские литературные процессы знаменитой санскритской книги под названием «Калила и Димна», в которой животные живут жизнью человека, ведут себя как люди, играют положительные или отрицательные роли подобно людям в повседневной жизни.

Многие поэты персоязычной литературы в художественных образах пользуются нечеловеческими, чаще всего - зооморфическими образами. В этой литературе трудно отыскать диван стихов или поэму, в которых отсутствовали представители животного мира.

В этом отношении Мавлоно Мавлави является непревзойденным творцом создания - человеческих и нечеловеческих образов, который раскрывает их тайны языком символов. Мастерство его особенно проявилось в произведении в «Маснави».

Глубина мысли Мавлоно вместе с неиссякаемым запасом кора-нических басен и притч, практических анекдотов, собранных им у различных племен и народов в течение его жизни, создали неповторимый запас ситуативных мотивов, с помощью которых его острый ум и творческое мастерство сумели разрешить сложнейшие философские и мистические положения в ощутимой и воспринимаемой для людей различных ступеней социальной лестницы. Именно данный аспект исследования многообразного творчества Мавлоно Мавлави и составляет актуальность реферируемой диссертационной работы.

Степень изученности темы. В литературоведении до настоящего времени проблема антропоморфизма еще не получила должного внимания, включая «Маснави». Исходя из этого, данную диссертацию следует считать первой монографической работой по искусству антропоморфизма в «Маснави». Конечно, Мавлоно свое произведение мог завершить без своих вставок, но поскольку он это сделал с тем, чтобы придать художественным деталям определенные функции, то мы обязаны рассмотреть их как часть произведения.

Цель исследования заключается в целостном исследовании произведения Маснави Мавлоно Мавлави. Для реализации этой цели необходима реализация следующих задач:

определить мотивированность обращения Мавлави в его сказаниях к животным;

выявить причину показа поэтом животных положительными или отрицательными;

установить необходимость придания животным личностных качеств человека;

определить использованные при формировании структуры сказа эпические элементы;

установить степень влияния творчества предшественников Мавлави на его произведение.

Методологическая основа и теоретическая база. Методологической и теоретической базой исследования явишісь работы отечественных и зарубежных авторов Ашраф-Заде Реза, Ауфи, А. Зарринкуба, Замани, Пурнамдарияна, Фурузанфара, Яхаки, Д. Лихачева, М. Бахтина, В. Шкловского, М. Стеблин-Каменского, Л. Пинского, Б. Ерасова, А. Сыр-кина, В. Иванова, Т. Павлова и др.

Метод исследования. Диссертация написана с помощью описательно-аналитического метода, с применением по мере необходимости приемов метода количественного анализа.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации определяется постановкой и решением указанных задач, введением в научный оборот малоизученного материала, касающего исследования вставных фаблио в мистическое полотно произведения.

В диссертации впервые в персидском литературоведении на основе произведения «Маснави» Мавлоно Мавлави предпринята попытка рассмотрения роли и места животных в создании образов в баснях, притчах и рассказах, составляющих это произведение.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что полученные результаты позволяют глубже исследовать суть антропоморфизма как одного из известных приемов в персидской литературе и открывают путь для подобных исследований в ираноязычной литературе.

Практическая значимость диссертации. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при создании общей истории персидской литературы и учебных пособий, для высших и средних учебных заведений, а также при чтении курсов лекций по данному предмету в высших учебных заведениях, спецкурсов в учебных заведениях с углубленным изучением истории персидской литературы.

Положения, выносимые на защиту:

Антропоморфизм - метафора перенесения внешних и сущностных особенностей человека на другие предметы окружения.

Верования, вызывающие двойственность (положительную и отрицательную) антропоморфизма, корнями уходят в религию или культуру того или этого этноса.

Для персоязычных поэтов прошлого характерно использование зооморфических образов для более глубинного изображения действительности .

Глубина мысли Мавлоно вместе с неиссякаемым запасом ко-ранических басен, притч, анекдотов, собранных им у различных племен и народов, позволила решить сложные философские и мистические положения в доступной форме для людей, стоящих на различных ступенях социальной лестницы.

-Конечная цель обращения к антропоморфным сюжетам Мавлоно Мавлави заключается в коренном изменении человека, как разумного творца.

Источники исследовании. Базовым источником исследования послужили «Маснави» Мавлави в четырехтомном издании Р. Николь-сона (Тегеран, 1363), «Калила и Димна», «Синдбад-наме», «Марзбан-наме», произведения Санайи и Аттара и т.д.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании отделов истории таджикской литературы и фольклора Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (протокол №1 отЮ.01.2012).

Основные результаты исследования отражены в статьях, список которых прилагается в конце автореферата

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.