Введение к работе
Актуальность темы. Антропоморфизм издревле присутствовал в литературе, архитектуре и других формах художественного творчества всех цивилизованных народов и служил средством рождения всевозможных форм прекрасного.
Этот литературный прием явился результатом анализа и познания характера поведения животных в процессе исторического опыта человека и его совместного существования с животными. Многие животные, прирученные человеком и жившие рядом с ним, неоднократно подвергались изучению поколениями иранцев. Некоторые исследователи начало этого процесса связывают с включением в иранские литературные процессы знаменитой санскритской книги под названием «Калила и Димна», в которой животные живут жизнью человека, ведут себя как люди, играют положительные или отрицательные роли подобно людям в повседневной жизни.
Многие поэты персоязычной литературы в художественных образах пользуются нечеловеческими, чаще всего - зооморфическими образами. В этой литературе трудно отыскать диван стихов или поэму, в которых отсутствовали представители животного мира.
В этом отношении Мавлоно Мавлави является непревзойденным творцом создания - человеческих и нечеловеческих образов, который раскрывает их тайны языком символов. Мастерство его особенно проявилось в произведении в «Маснави».
Глубина мысли Мавлоно вместе с неиссякаемым запасом кора-нических басен и притч, практических анекдотов, собранных им у различных племен и народов в течение его жизни, создали неповторимый запас ситуативных мотивов, с помощью которых его острый ум и творческое мастерство сумели разрешить сложнейшие философские и мистические положения в ощутимой и воспринимаемой для людей различных ступеней социальной лестницы. Именно данный аспект исследования многообразного творчества Мавлоно Мавлави и составляет актуальность реферируемой диссертационной работы.
Степень изученности темы. В литературоведении до настоящего времени проблема антропоморфизма еще не получила должного внимания, включая «Маснави». Исходя из этого, данную диссертацию следует считать первой монографической работой по искусству антропоморфизма в'«Маснави». Конечно, Мавлоно свое произведение мог завершить без своих вставок, но поскольку он это сделал с тем, чтобы придать художественным деталям определенные функции, то мы обязаны рассмотреть их как часть произведения.
Цель исследования заключается в целостном исследовании произведения Маснавн Мавлоно Мавлави. Для реализации этой цели необходима реализация следующих задач:
определить мотивированность обращения Мавлави в его сказаниях к животным;
выявить причину показа поэтом животных положительными или отрицательными;
установить необходимость придания животным личностных качеств человека;
определить использованные при формировании структуры сказа эпические элементы;
установить степень влияния творчества предшественников Мавлави на его произведение.
Методологическая основа и теоретическая база. Методологической и теоретической базой исследования явіишсь работы отечественных и зарубежных авторов Ашраф-Заде Реза, Ауфи, А. Зарринкуба, Замани, Пурнамдарияна, Фурузанфара, Яхаки, Д. Лихачева, М. Бахтина, В. Шкловского, М. Стебліш-Каменского, Л. Пинского, Б. Ерасова, А. Сыр-кина, В. Иванова, Т. Павлова и др.
Метод исследования. Диссертация написана с помощью описательно-аналитического метода, с применением по мере необходимости приемов метода количественного анализа.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации определяется постановкой и решением указанных задач, введением в научный оборот малоизученного материала, касающего исследования вставных фаблио в мистическое полотно произведения.
В диссертации впервые в персидском литературоведении на основе произведения «Маснави» Мавлоно Мавлави предпринята попытка рассмотрения роли и места животных в создании образов в баснях, притчах и рассказах, составляющігх это произведение.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что полученные результаты позволяют глубже исследовать суть антропоморфизма как одного из известных приемов в персидской литературе и открывают путь для подобных исследований в ираноязычной литературе.
Практическая значимость диссертации. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при создании общей истории персидской литературы и учебных пособий, для высших и средних учебных заведений, а также при чтении курсов лекций по данному предмету в высших учебных заведениях, спецкурсов в учебных заведениях с углубленным изучением истории персидской литературы.
Положения, выносимые на защиту:
Антропоморфизм - метафора перенесения внешних и сущностных особенностей человека на другие предметы окружения.
Верования, вызывающие двойственность (положительную и отрицательную) антропоморфизма, корнями уходят в религию или культуру того или этого этноса.
Для персоязычных поэтов прошлого характерно использование зооморфических образов для более глубинного изображения действительности.
Глубина мысли Мавлоно вместе с неиссякаемым запасом ко-ранических басен, притч, анекдотов, собранных им у различных племен и народов, позволила решить сложные философские и мистические положения в доступной форме для людей, стоящих на различных ступенях социальной лестницы.
-Конечная цель обращения к антропоморфным сюжетам Мавлоно Мавлави заключается в коренном изменении человека, как разумного творца.
Источники исследования. Базовым источником исследования послужили «Маснави» Мавлави в четырехтомном издании Р. Николь-сона (Тегеран, 1363), «Калила и Димна», «Синдбад-наме», «Марзбан-наме», произведения Санайи и Аттара и т.д.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании отделов истории таджикской литературы и фольклора Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (протокол №1 от10.01.2012).
Основные результаты исследования отражены в статьях, список которых прилагается в конце автореферата
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.