Введение к работе
Актуальность тема: Изучение парадигматических образов дре*»-;грузинского агиографического памятника "Литие св.ц?но" представ-іется одной из важных задач истории грузинской литературы. 3 хшзведении отображены события, связанные с самой значительной :хой христианской Грузии- с обращением в христианскую веру дент-шьной ее части- Картли. Это не ыэгло не отразиться на развитии [тературно-эстеткческой кисли. Проникнуть в сущность парадагма-іческих образов, нередко скрытых в канве исторических реалий и їлигиозннх верований,- задача, требующая усилий ни одного учено-нксследователя.
Б научной литературе из "Жития св.Нино" выделены некоторые ірадигштичєские образы, в частности, крест из виноградной лозы, где кия св. Нино, затмение солнпд, воздвижение животворящего стол-I, воздвижение крестов и т.д.
В предлагаемой работе раскрыто символическое значение язы-іского божества дрмази, падения языческих идолов и связанного с ал образа благородного камня- берилла. Выявленные символы стано-[тся моделями грузинского образного мышления, начиная с древне-I периода и включая новейшую литературу. По своему историческо-' содержанию падеше Армззи представляет собой культурно-истори-:скув парадагму высочайшей значимости, многосторонне осознанную осмысленную в грузинской литературе.
Анализом парадигматических образов диссертационная работа юсит овоэ лепту в изучение исторш грузинской слэвестности.Изу-іниє конкретных образов не только способствует моделированию >нцептуальных схем всего произведения или отдельных эпизодов,но выходит за рамки эстетического значения и раскрывает корни ре-[гиозных верований грузинского народа в историческом іюнтккстз
- 4 -эпохи. Выявленные в работе общие образы-идеи , элементы которых
заложены в языческих представлениях, в трансформированном виде продолжают функционировать в христианской эстетической системе. Виявлене!п художественных особенностей "Жития св.Нино" даст возможность определить его значение не только для грузинской , но и всемирной литературы.
Состояние изучения проблемы, Несмотря на многостороннее изу чение памятника древней словестности "житие св.Нино", на сегодняшний день его эстетической значишсти посвящены работы лишь единичных автор в (Р.Г.Барамидзе, Р.Г.Сирадзе, Г.Г.Парулава и ді Специальное исследование отдельных художественных образов всех редакций "Жития", а также их сопоставжние с историческиья проыг ведениями с целью выявления их парадигыатичности до сих пор не проводі лись. Не раскрыты также взаимосвязь символики "Жития св. Нино" с образами из Ветхого завета, характер трансформации этих образов в последующей грузинской литературе.
цель исследования: Изучить парадигматические образы из "Жития св.Нино"- языческое божество Армази, крушение идолов, симвс лику благородного камня, как остатка языческого культа; показан использование этих образов в различных редакциях "Китая", в исторических сочинениях, а также в произведениях грузинских писателей XX века; выявить элементы художественной семантики этих образов и их символическое значение, место этих образов в исторг художественного мышления, их де сакрализацию и насыщение христиан оким символом.
Задачи исследования: I.использовать общетеоретические иссле дозания по вопросам парадигматических образов мышления; 2.Выде-лить и изучить в древнейшей Щатбердо-Челишской редакции "Жития" художественные образы языческого бокества Армази, эпизоды кру-
яензе идолов, а также символику благородного-камня- берилла; 3. Сличение разных редакций "ития"- Леонтия Мровели (XI в.), Арсения (ХП в.), второй метафрасской редакции, "Слова" Николоза Пулаберидзе, древнейшего армянского перевода "Картлис цховреба" [история 1"рузии), исторических произведений Вахушти и Теймураза іагратионя, романа Василия Барноза "Крушение Армази"; путем со-юставления обобщенных сходно-отличительннх черт соответстзущих образов показать их парадигматический характер; 4. Раскрыть в теїстах Ветхого*Завета предпосылки исследуешх образов.
Научная новизна, диссертационный труд является одної из :ервых попыток монографического изучения образной системы древне-рузинской словестности с помощью парадигматических образов. Это остигается путей изучения тех моделей-образов, парадигматичес-ое значение которых сформировалось в древнегрузинской словест-ости и сохраняется на протяжении всей последующей грузинской итераторы вплоть до сегодняшнего дня.
Специальное изучение микроструктур отдельных образов (идол-Зогество Армази, крушение идолов и благородный камень берилл) и іределеше их места в общей образной системе позволяют сделать ахвые обобщения.
Теоретическая и методологическая основа. В представленной іботе, с целыз осмысления путей развития грузинской словестнос-i методом сопоставленного анализа художественных образов, ис-иьзованн труды грузинских, русских и западноевропейских уче-[X по общетеоретическим проблемам и вопросам истории грузинской [тературы.
Практическое назначение работы. Основные положения и заклания работы могут быть использованы при разработке лекционного грса по истории дрзвшгрузинской литературы, а также спецкур-
сов по грузинской литературе XX века.
Материал из диссертационной работа монет быть включен в уче кыс пособия по истории древнегрузинской литературы.
Апробация работы, диссертация выполнена, рассмотрена и оде рена на кафедре истории древнегрузинской литературы. Осювше пс ложения и выводы работы были доложены на университетских и республиканских конференциях. Отдельные части в виде статей опубликованы в научных сборниках и научно-литературном журнале.
Объем и структура работы. Диссертационная работа, изложенная на 200 страницах машинописного текста, состоит из введения трех глав, заключения и списка цитированных литературных источников, включающего 171 наименований.