Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отображение метафизических явлений в "шахнаме" фирдоуси Мири Мухаммадризо Голам

Отображение метафизических явлений в
<
Отображение метафизических явлений в Отображение метафизических явлений в Отображение метафизических явлений в Отображение метафизических явлений в Отображение метафизических явлений в Отображение метафизических явлений в Отображение метафизических явлений в Отображение метафизических явлений в Отображение метафизических явлений в Отображение метафизических явлений в Отображение метафизических явлений в Отображение метафизических явлений в
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мири Мухаммадризо Голам. Отображение метафизических явлений в "шахнаме" фирдоуси: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Мири Мухаммадризо Голам;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2014.- 174 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Понятие сверхъестественности и ее связь с мифом и эпосом 16

1.1. Значение понятия «сверхъестественность 16- 17

1.2. Краткая характеристика мифа и эпоса 17-20

1.3. Связь сверхъестественных элементов с мифом и эпосом 20-23

Глава II. Особенности добрых начал сверхъестественности 24

2.1. Знание будущего и способы его предсказания 24-44

2 3.Видение 65-78

2. 4. Гадание 79-85

2. 5. Предсказания птицы Симург 86-88

2. 6. Небесный голос 89-90

2. 7. Наследие предшественников 90-91

2. 8. Спасительные молитвы (анализ мифологических основ) 91-99

2. 9. Ангелы добра 99

2. 10. Проявление Вестника 100-405

2. 11. Атмосферные явления 106-123

Глава III: Ахримановые свойства сверхъестественного изображения 124

3. 2. Битва с девами (демонами) 129-132

3. 3. Сражение с драконом 133-137

3. 4. Возвращение божественной радости 138-139

Глава IV: Сверхъестественные предметы, месторасположения и деревья 140

4. 1. Предметы 140-143

4. 2. Местность и деревья 143-145

4. 3. Изумительные явления 145-149

Заключение 150-157

Список использованной литературы

Краткая характеристика мифа и эпоса

Сверхъестественность в словарях толкуется как что-то необъяснимое естественным образом, чудесное. То есть относящееся к божественной науке. У древних это понятие является одним из направлений теоретической мудрости, методом которой является божественная наука и научная философия, озарением которой является познание пророчества, пророческая миссия. Аристотель эту область познания ставил после науки естествознания и называл метафизикой [68, 7].

Более ясное толкование смысла понятия сверхъестественность можно обнаружить в следующем определении Кадамали Сароми:« общими процессами сверхъестественности, с одной стороны, является выход за черту естественных закономерностей и нарушение логики развития природы, с другой стороны это - неуправляемые творцом явления. Исходя из интеллекта Фирдоуси, можно сказать: сверхъестественные процессы представляют собой процессы, лишенные разума памяти, наряду с умственными процессами.

Так, если естественные деяния исходят от человечества и человек предстает в различных своих проявлениях героем таких событий и явлений, то героями сверхъестественных деяний и поступков являются: Творец, ахриман, дьявол, демоны (дивы), вечные, небеса и рок». [79, 2-41].

Из этого следует, что сверхъестественность является разновидностью литературного произведения, элементы которого присутствуют в предметах реального мира, однако, когда эти элементы, находясь рядом друг с другом, образуют единое целое и уводят нас в сверхъестественный фантастический и волшебный мир, мы начинаем думать о несбыточности этих явлений и в тоже время надеяться на счастливый конец приключений. Как отмечают исследователи, в определении понятия сверхъестественность, можно черпать полезную информацию и в схожих сюжетах и содержаниях в литературе других народов. Так, на основании полученных результатов Хасан Ибоди отмечает, что «В мифах других древних народов, также наблюдается использование широких сверхъестественных картин, что является одним из важных атрибутов эпических произведений. В качестве примера литература древней Греции изобилует не умещающимися в голове сверхъестественными деяниями помыслами богов. Боги, ахриман, солнце, звезды, послания и осуществляют руководство сверхъестественными процессами и в эпосе Ирана эти неузнаваемые существа являются заместителями богов и множества языческих божеств, как и в мифологии Греции и других народов являются одним из важных составляющих эпоса» [58, 317].

В целом, можно сказать, что « наши традиционные персидские поэмы находятся на службе изображения необычных вещей и явлений, что место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных)». [62, 19] и, что одним из способов создания такого литературного вида, является мастерское использование элементов, относящихся к сверхъестественному изображению.

Краткая характеристика мифа и эпоса В этом разделе первоначально мы коснемся определения мифа, а за тем перейдем к характеристике эпоса, ибо они переплетаются с друг другом. Вначале мы попытаемся ответить на вопрос о сущности мифа.

Касательно природы мифа и его литературной значимости завершено множество исследований, что исключает возможность повторения всех теоретических суждений. По этой причине, мы остановимся в этой части своей работы лишь на общей характеристике данного понятия. Так, подытоживая научные выводы многих исследователей можно отметить, что миф является сказкой, которая, формируясь естественным образом, отображает воображение человека относительно богов, сотворении мира, сверхъестественных личностей, истории, героев и различных созданий и творений со стороны сверхъестественных сил. Иначе выражаясь, по словам Сартера «миф есть своего рода отражение реального опыта» [77, 237].

Миф имеет нерасторжимую связь с литературой. Использованный писателем в произведении миф, приобретает новые черты и значения. Авторское мышление накладывается на мышление мифопоэтическое, рождая, по сути, новый миф, несколько отличный от своего прототипа. Именно в «разнице» между первичным и вторичным («авторским мифом») кроется, по нашему мнению, заложенный писателем смысл, подтекст, ради выражения которого автор воспользовался формой мифа [84, 234].

Другой важной особенностью являются мифологические личности. Именно посредством мифологических личностей происходит реализация событий и явлений, и отражаются в воображении. Однако следует знать, что «воздействие мира мифа существенно шире, поскольку всякое проявление внешнего мира содержит, кроме видимых явлений тайный подтекст». [43, 13]

Большинство мифов повествует о героических деяниях богов, царей и богатырей против сверхъестественных сил, которые можно отобразить лишь в панорамных больших эпических произведениях.

Само слово «миф» в современной литературоведческой и философской, а также лингвистической науке употребляется очень давно и в распространенной форме. Наряду с ним встречается почти в одинаковой по произношению форме во всех индоевропейских и других языках как заимствованная из греческого языка словоформа «myth». Данное слово в древнегреческом языке в форме mythos (myth) означает «сказка», «сказание» и имеет более древнюю этимологическую форму maudjan и встречается также в древнеирландском языке в форме mausti и в в древнелитовском языке в форме mausti со значением «сказка», «сказание». Таким образом, можно сказать, что миф - это сказка, произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев, обладающих сверхчеловеческой силой.

В мифах проявляется общая черта эпического мышления мировой литературы и неслучайно прослеживается нерасторжимая связь между мифом и эпосом. Согласно образному выражению Мирджалолиддина Казози, «миф является такой рыбой, которая взращивает в своей плоти эпос» [111, 2]. По той причине, что между эпосом и мифом существует тесная, нерасторжимая связь,напрашивается необходимость в кратком рассмотрении и эпоса.

Эпос в словаре, понятие эпическое,согласно толкованию доктора Мухаммада Муина, используется в переносном значении и обозначает -величаво-спокойный, бесстрастный, смелый. В литературе же это самое понятие истолковывается как один из видов поэзии, в которой изображаются войны и доблесть героев [119, 1372].

Однако, по мнению Мехрдода Бахора, «Эпос создается, как правило, в стиле высокой величавой поэзии, свойственной языку богатырей и повествует о героических деяниях богатырей и прославленных царей в далекой древности или же об определенных важных исторических периодах человечества, а также их покорениях мира ими». [50, 76].

Деяния и поступки богатырей в обычной жизненной обстановке особо не отличаются от поступков и действий простых людей, однако достигнутые богатырями результаты возвеличивают их в глазах будущих поколений и каждое последующее поколение добавляет к ним что-то свое пока деяния богатырей не достигают пика сверхъестественного, невообразимого по своей широте и силе воздействия.

Небесный голос

Видение в «Шахнаме» - окно в неизвестность, в неразгаданное, которое приходит лишь во сне человека и он, проснувшись, начинает создавать, на основе этих видений, мир реальных событий. В действительности, видения в «Шахнаме» приходят к богатырям и царям во время их снов и предупреждают их о будущем. На самом деле, в «Шахнаме» можно «обнаружить огромное количество примеров снов, которые цари видят, в связи с необходимостью наречения именем своих детей, женитьбы (чаще у богатырей), предстоящей битвой, при рождении детей, судебного разбирательства, для выявления виновника конфликта и т.д.» (182, 124).

Герой должен неукоснительно следовать предсказанию, увиденному во сне, так как «это событие или явление неменуемо и богатырь или богатыри не могут поступить иначе, как подчиниться предсказанию этих видений». [115, 51]

К примеру, такие герои, как Сиявуш и Кейхусрав, сведующие о потаённых символах и предсказаниях своих сноведений, никогда не убегают от предсказанной во снах судьбы. Заххак же, веруя в то, что можно обмануть судьбу, повсюду ищет Фаридуна, чтобы уничтожить своего убийцу.

Известие, посланное посредством снов можно наблюдать также в эпических произведениях и других народов мира: «В эпосе о Гильгамеше, повествуется, что некий царь видит во сне предстоящее сражение с сильным противником. Мать царя предсказывает ему, что этот недруг в скором будущем станет его верным товарищем и ее предсказание сбывается» (89, 53).

Однако в «Шахнаме»: 1-Заххак за четыре года до своей гибели видит во сне, что в его дворец пробираются три воина и полонив его помещают в темницу на горе Эльбрус. Предсказатели снов просят три дня для трактования этого видения. После указанного срока они страшатся сказать ему правду. Однако, старший их них, по имени Зирак (прозорливый) говорит: «На свет явится витязь, по имени Фаридун, который сменит твой трон»: JjJ (jjjLeA J J!l " J U O ЗЇ UJ- J ( W Когда его жизни осталось сорок лет,

Погляди, что послал ему Ездан вслед. В царских чертогах как-то ночью напролет, Он не спал, слушая мыслей своих полет. Потом ему приснилось, что от царя царей, Пробрались в его чертоги трое богатырей. Бросились, они на Заххака отважно рыча, Ударив по голове палицей, смяв его как свеча. Старший из них его путами связал, Грозные речи в его адрес прокричал. Тот, кто за твоими чертогами свои дела вершил, Скинет тебя с трона, противится, ему у тебя нет сил. Имя того богатыря знай, будет Фаридун, Землю светом он озарит, как солнечный свет. Ударит тебя он палицей богатырской своей, Не будет у тебя возможности освободиться от цепей [т.1,39-39;103-43] 2-После того, как Сом отнес своего сына Заля на гору Элбрус, в одну из ночей он увидел сон, что к нему явился странник из Индии и оповестил о состоянии здоровья сына:

Увидел во сне, что из страны Индия в синеве, Какой-то всадник на быстроногом скакуне, Подняв пыль столбом до самых синих небес, Примчался к Сому за один присест. Он Сома о жизни сыне его оповестил , О силе могучей, о благости к нему небесных светил. [т.1,11;113-111] В следующую ночь ему приснилось, большое войско, идущее на него с гор Индии, под начальством красивого юноши, которого, по обе стороны, сопровождали два мобеда. Один из мобедов холодно и резковато стал осуждать Сома:

Ветер, полный пыли смарада поднялся, Штандарт (флаг) с древка сорвался. И от войска бесчисленного моего, Порублено было воинов большинство . Пустился я тогда, куда глаза глядят, бежать, Был дан приказ меня поймать и связать. Как лев могучий в гневе он заревел, Меня пополам порубил, как хотел. [т.2,130-131;75-760] 5-Сиявуш в одну из ночей увидел сон, что посреди огромной реки развели исполинский костер, который, с одной стороны направлялся в сторону Сиявуша, а с другой в сторону Афрасияба и Гарсеваза и они пытаются погасить огонь. Сиявуш поведал свой сон Фарангис. Фарангис сказала ему: «это несчастная судьба, которая послана Гарсевазу. Непройдет много времени, как от Гарсеваза придет тебе послание, с призывом готовиться к сражению с Афрасиябом»:

Я во сне, красавица такое зрелище увидал, Что среди реки движется огня громадный вал. С одной стороны гора огня стремительно идет, И реку водную в плен свой огненный берет. Вдруг в сторону качнулся стремительный огонь, Окружив Сиявуша доблестного со всех сторон. Впереди на слоне, желая погасить огонь, Афрасияб Несется бесстращно, а за ним его знать. Увидев меня, он вскипел и гордо вскричал, Смело прямо в середину огня поскакал. [т.2,195;б-2279] 6- Как то ночью Пирон увидел сон, что Сиявуш идет к нему со свечой в руках и говорит: «Чего ты сидишь тут? Вставай ведь наступил новый день, вслед за ночью, в которую родился Кейхусрав». После пробуждения он послал Гулыпахр к Фарангис, чтоб оберегать ее. Когда Гулшахр достиг цели, увидел родившегося Кейхусрава:

Сражение с драконом

Симург также объясняет Рустаму причину, по которой Исфандияр не вступил с ним в бой, так как является дерзким и считающим себя неуязвивмы, что его кровь приносит несчастье и потому, убивший его не будет жить и сам: И так молвила Симург, что от любви к тебе , Поведаю я тайну, известную лишь небесам. Знай, что всякий, кто кровь Исфандиёра прольет, Отдалит счастье от себя и беду навлечет. Не знать тому в жизни радости навека, Обречет он на муки вечные себя. [т.335;88-3685] 13-2 Божественная овца

А) Блеск и могущество Господа в образе овцы: Узнав от звездочетов свое будущее Ардашер и Гулнор вместе отправляются в Парс. Узнав о побеге Ардашера и Гулнор, Ардаван незамедлительно пускается в погоню за ними. На полпути он спрашивает у людей о беглецах, на что один из очевидцев говорит, что видел как ночью двое всадников проскакали в направлении Парса, вслед за которыми бежала и овца. Визирь говорит Ардавану, что эта овца не что божественная благодать, которая бежит за Ардашером, чтоб слиться с ним:

Жажда и долгий путь по пустыне забрали все силы Рустама и Рахша во втором переходе. Рустам, потеряв всякую надежду на спасение, обращается с мольбой к Богу. Спустя некоторое время он замечает в пустыне одинокую овцу и из последних сил следует за ней, чтоб увидеть место ее водопоя. В результате овца приходит к роднику, из которого Рустам утоляет свою жажду и поит коня своего:

На горячий песок Рустам упал, Язык его от жажды высох, как быть он незнал. Но в это время овца в пустыне появилась, Вглубь пустыни она стремительно устремилась. Рустам за нею вслед в надежде пошел, И спустя какое-то время родник ее нашел...[т.1,258;44-329] 14-2 Переход через пламя огня

Самое величественное пламя огня описано в поэме о Сиявуше и этот костер является костром испытания, « через который, в свое время, проходил и Заратустра, чтобы доказать праведность своего послания». [125,365]

В поэме о Сиявуше в «Шахнаме» повествуется о том, что Сиявуш, чтобы доказать свою невиновность, проходит свозь стену огня, которая была создана по приказу Кейкавуса. Царь, желая удостовериться в невиновности Сиёвуша, приказывает собрать гору дров и поджечь ее. Сиявуш надевает белое платье и садится на черного коня, спешившись перед отцом, кланяется ему, но отец, стыдясь за свои поступок, не смотрит в его сторону. Сиявуш говорит отцу: «Не сомневайся, я уверен в своей невиновности и потому огонь не причинит мне зла». С этими словами Сиявуш, благополучно проходит сквозь стену огня:

Яздигурд стоял на берегу реки Су и вдруг увидел, что из воды вышел белый конь невиданной красоты. Яздигурд велел словить коня, но как воины ни старались, не смогли поймать его. Тогда Яздигурд сам попытался набросить свой аркан на шею коня и это ему удается. Затем Яздигурд кладет коню на спину седло и собирается наладить ему уздечку но конь, ударив его копытом, исчезает в водах реки: 16-2 Письмо, разрушающее колдовские чары.

Кейхусрав с Гударзом и своими сыновьями решают взять крепость Бахмана, как только они приблизились к стенам крепости, по приказу Кейхусрава было написано письмо, в котором говорилось: « Я пришел, чтобы взять твою крепость». Письмо было наколото на копье и Гев поместил его в стене крепости. Внезапно небо потемнело и поднялся сильный ветер. Крепость была обстрелена стрелами, много девов 122 (демонов) были убиты, а остальная часть просила пощады. Таким образом, было снято колдовство с крепости и Кейхусрав бесприпятственно вошел в нее: Длинное копье Хусрав в руки взял, К его концу он письмо своё привязал. Затем он доблестному витязю Геву приказал, Чтоб он письмо то в крепость переслал. И в тот же миг тучи пошли, и всё потемнело вокруг, Земля затряслась, и крепость пошатнулась вдруг. Сев на коня своего гнедого Кейхусрав сказал: «Пошлите на крепость град стрел, какого никто не видал!» [т.2,276;91-1370] 17-2 Восхождение в небеса

Глупость Кейкавуса не знает предела. Однажды пред ним является дьявол и говорит: «Ты великий царь и богатства во много раз превышают сокровища других царей. Поэтому тебе пристойно быть не только сведущим обо всем, что творится на земле, но знать и тайны небес. Поддавшись хитрости дьявола и с помощью голодных орлов, которые поднимают его трон, Кейхусрав возносится к небу. Однако,

Рустам просит семерых богатырей взяться за руки и отбросить камень Аквондева, закрывающий доступ в яму, в сторону. Однако они не могут даже сдвинуть камень с места. Тогда богатырь сходит со своего коня и одним рывком подняв камень, бросает его в сторону крепостной стены города Чин. От падения камня содрогается земля. После этого он опускает свое лассо в яму и вытаскивает из нее Бежана:

У могучих богов он сил попросил, Схватив тот камень, на плечи водрузил. И бросил его в крепостную стену, Содрогая землю изо всех сил. [т.3,192;5-1154] 19-2 Снятие слепоты кровью дева

Рустам, в седьмом переходе, встречается с белым девом и после долгой битвы пронзает его печень своим кинжалом. После того, как извлекает печень дева, смазывает ее кровью ослепшие глаза Кейкавуса и он тут же становится зрячим:

Как только кровью промыли его глаза,

Они прозрели, и как прежде стали видеть небеса. [т.1,271;61 659] Надо отметить, что проявление сверхъестественности можно обнаружить почти во всех частьях «Шахнаме», но, по моему мнению, в этой великой поэме многое связано с именем главного героя-Рустама. Фирдоуси создал образа такого богатыря, которого «не может одолеть ни человек, ни даже нечистая сила. Но, думается, если бы Фирдоуси изобразил своего любимца просто гигантом, наделенным сверхъестественной силой и способным за один присест съесть целого онагра, зажаренного на вертеле, то едва ли этот образ приобрел бы такую огромную популярность, которой он пользуется и сейчас у многих народов Востока. Обаяние образа Рустама заключается прежде всего в том, что поэт, несмотря на все мифические атрибуты этого героя, сделал его глубоко человечным». [225]

Изумительные явления

Сражение с драконом в составе нескольких армий кажется сверхъестественным и смерть дракона воспринимается людьми невообразимым явлением. Чтобы показать погибель этого чудовища народ на протяжении многих веков творил легенды и предания, в которых любимый всеми могущественный герой выходил победителем в сражении с драконом. В «Шахнаме» каждое сражение богатыря из Ирана изображается непременной победой его над драконом и другими чудовищами. В этой связи можно привести примеры сражений Сома, Рустама, Гуштоспа, Исфандиёра, Искандара, Бахрома Гурар и Бахрама

Гаршосп вступает в поединок сразу с двумя огромными огнедышащими драконами, сжигающими своим дыханием все живое, и убивает их. Сражение с девами (демонами) также является одной из особенностей в сюжетной линии «Шахнаме». В этом исследовании были проанализированы самые яркие картины подобных сражений, в частности: битвы Сиёмака, Хушанга, Тахмураса с демонами, сражения Сома и Кейкавуса с девами Мазандарана, бой Рустама с аржангдевом, белым девом, джуядевом и аквондевом.

В исследовании подчеркивается, что девы всегда находятся в тесном союзе с колдунами и часто действую сообща против героев -поборников справедливости и добра. Например, в поэме Тахмурас девами являются все те же колдуны и чародеи. Так, белый дев может поднять в небеса плотные завесы пыли и гари и закрыв ими солнечный свет, послать на землю нескончаемые потоки дождя и горы снега, превратив горячее лето в зимнюю стужу.

В «Шахнаме» Фирдоуси часто можно встретить эпизоды, связанные с божественными предметами и существами, основой которых служат мифы, связанные с судьбой и деяниями героев и богатырей. В качестве божественных предметов в «Шахнаме» изображены: цепь Заратустры, кольчуга Сиявуша, кольчуга Кейхусрава, светящееся ожерелье, волшебная палица говсор, чаша, отражающая мир, степной леопард, меч Салма, знамя кузнеца, плеть Бахрама Гура.

И, наконец, последний вопрос, рассмотренный в данной диссертации является проблема, связанная с эпизодами «Шахнаме», порождающих у читателя изумление. В этом отношении «Шахнаме» представляет собой удивительное произведение, изобилующе, разнообразными сверхъестественными картинами, поражающих воображение и вызывающих удивление. Примером тому могут служить такие эпизоды, как: вырастание змей на плечах Заххака, воспитание младенца птицей Симург, бой Рахша с тигром, появление удивительных существ из реки, страна мягкостопых, женщины с одной грудью, родник с живой водой, говорящие птицы, город из костей, говорящая гора, рождение ребенка с головой льва, висящий в воздухе всадник и др.

В целом, использование в эпических произведениях элементов сверхъестественного изображения является показателем мечтательного духа и безграничной фантазии человечества, связанного с его поисками свободы и справедливости, не останавливающегося ни пред чем, во имя достижения этой цели. По этой причине мы не можем сегодня оставить без внимания проявление сверхъестественного изображения в этом поистине неповторимом шедевре эпического произведения.

Главные инстинкты и чувства человека сформированы его ответом на окружающую обстановку. Вполне определенные чувства, основанные на удовольствии и боли растут вокруг феноменов, причины и следствия которых он понимает тогда, как вокруг тех, которые он не понимает - в ранние времена вселенная кишела ими, - появлялись, естественно, всякие персонификации, чудесные интерпретации, ощущения ужаса и страха, которые только и могло придумать человеческое сообщество с немногими и простыми идеями и ограниченным опытом. Будучи непредсказуемым, неведомое стало для наших примитивных предков ужасным и всемогущим источником радостей и бедствий, насылаемых на человечество тайными и внеземными силами, очевидно, принадлежащими к сферам существования, о которых нам ничего неизвестно и к которым мы не принадлежим. Феномен грез (сна) тоже способствовал формированию представления о нереальном или призрачном мире; в целом все условия дикой низшей жизни пробуждали в человеке ощущение сверхъестественного, и не следует удивляться тому, как основательно наследственная память пропитана религией и суевериями. Это явление, как самый обыкновенный научный факт должно, в сущности, рассматриваться в качестве постоянного, ибо тут задействованы и подсознание, и инстинкты; и, хотя беспрерывное противостояние ареалу неведомого насчитывает уже тысячи лет большая часть внешнего космоса все еще является неиссякаемым источником таинственного, да и перешедшие к нам властные наследственные ассоциации не оставляют без внимания объекты и явления, которые когда-то были сочтены таинственными, пусть даже теперь мы можем многое объяснить. Более того, существует объективная физиологическая фиксация давних инстинктов в нервной природе человека, которая придает им поразительную подвижность, пусть даже сознание полностью отрицает чудес. В заключение надо сказать, что хотя о «Шахнаме» и ее различных аспектах написано много, но нам хочется закончить эту диссертацию словами великого ученного Е. Э. Бертельса: «Конечно, страсти, волнующие героев поэмы Фирдоуси подчас чудовищны, некоторые из этих героев отличаются первобытной кровожадностью и свирепостью, но «Шахнаме» даёт нам и незабываемые образы благородных, готовых жертвовать собой героических защитников родной страны».