Введение к работе
Актуальность темы. В последние десятилетия писатели, работающие в жанре исторической прозы, начали проявлять все больший интерес как к поворотным моментам своего исторического прошлого, так и к значительным фигурам, в определенной мере повлиявшим на судьбу своего народа. По этой причине на современном этапе гуманйтаристика стала- более внимательно относиться к проблеме изучения менталитета как отдельных народов, так и всего человечества.
В своих многочисленных исследованиях литературоведы особо выделяют функцию образов исторических персонажей, что представляется вполне закономерным. Творчество великих мыслителей и писателей как зеркало отражает все явления и события, нравы и уклад жизни, иначе говоря, образы выдающиеся личностей, которые позволяют наиболее полно воссоздать реальную картину социально-политической жизни той или иной эпохи, постичь особенности национального самоосознания и обнаружить невидимые нити, связующие целые поколения.-
Исследование означенной проблемы началось с конца пятидесятых годов. Особую лепту " в него внесли М. Бахтин, И. Е. Высочина, Л. Я. Гинзбург, О. Д. Зайналова, 3. Г. Османова, С. Панченко, А. С.Силаев, Ю: И. Суровцев и другие ученые как России, так и республик бывшего СССР'*
1* Бахтин М.М.. Эстетика словесного творчества.-М.:Искусство,1979-;
он же: Проблемы поэтики Достоевского.-М.: Сов.Россия, 1979..;
Высочина Е.И. Образ художника в общественном сознании как научная
проблема.//Художественное творчество: вопросы комплексного
изучения.-Л.:Наука,1982; Гинзбург Л.Я. О литературном герое.-
Л.:Сов.писатель,Ленингр. отд-ние,1979 ;Зайналова О.Д. Образ Низами в
азербайджанской советской литературе.АКД.-Баку,1982; Османова З.Г,
Художественная концепция личности в литературах Советского Востока.
М.:Наука,1972; Панченко С. Образ Алишера Навои в узбекской '.
советской литературеАКД.- Самарканд, 1963; Силаев А.С. Люди
искусства и проблемы художественного творчества в современном
романе.- Дисс. на соискание уч. ст. к.ф.н., Харьков.-1988; Суровцев Ю.И.
Люди искусства и науки в современном советском роуіне.-М.:Знание,
1976, -
4' Следует подчеркнуть,, что объектом изыска названных ученых явились как теоретические, так и чисто прикладные проблемы. Однако в таджикском литературоведении проблема образа писателя в контексте художественного произведения до сих пор остается мало изученной, хотя ее отдельные аспекты частично затрагивались в работах таких литературоведов, как М. Шукуров, Ю. Бобоев, А. Сайфуллоев. С. Табаров, Л. Н. Демидчик, В. Самадов, М. Раджабов, А.Набиевидр. .
Как показывают их исследования, таджикские писатели неоднократно обращались к выдающимся историческим фигурам.В частности, с конца 40-х годов личность Ахмада Дониша стала предметом особого внимания литераторов. Думается, что подробное изучение его литературного образа прольет свет на многие процессы,предопределившие развитие таджикской исторической и документальной прозы.
Цели и задачи исследования. Основная цель настоящей диссертации - определение основных параметров художественного образа Ахмада Дониша и их роли в формировании и становлении различных видов исторических жанров таджикской литературы.
Люди искусства и науки в современном советском романе.-М.:3нание, 1976,'
2*Бобоев Ю.*Эстетнка ва кадамхри насру назми то^ик. Душанбе: Адиб, 1987; Демедчик Л. Н. От правды жизни к художественной правде.- Душанбе: Ирфон, 1985; Дониш ва Айнй.-Дар кит:Аз таърихи афкори адабии тоцик. / Мач,муаи нлмй.-Душанбе, 1977; Набиев А. Тасвири олами ботинки инсон. кависанда ва замон.- Душанбе: Адиб, 1987; Ранабов М. Тадк^ік^ таърих -тадкикд характер. -Душанбе: Адиб, 1990; Сайфуллоев А. Мактаби Айнй.- Душанбе: Ирфон, 1978; Самадов В. Тушаи хамдилй. -Душанбе: Адиб, 1989; Табаров С. 2(ает, адабиет, реализм. Душанбе: Ирфон, к. 1,-1966; к.2,-1978; Шукуров М. Диди эстетикии халк, ва насри реалистй. -Душанбе: Ирфон, 1987; его же: Насри реалистй ва тах,аввули шуури эстетики. - Душанбе: Ирфон, 1987; его же: Пахлухри тадцики бадей. - Душанбе: Ирфон, 1978; его же: Пайванди замонхо ва халда: Мачмуаи макрлахр, Душанбе: Ирфон, 1982; Чрмй . ва адабиети советии тоцнк. - Абдурах,мони Чрый: Мачмуаи мак,олах,о, Душанбе: Дониш, 1973.
Принимая во внимание сложность и многогранность избранной темы, нэ претендуя на исчерпывающее освещение всех вопросов, в ходе исследования были выдвинуты следующие задачи:
а) обзор художественных произведений, посвященных
писателям, поэтам, философам и др. творческим
личностям прошлого;
б) изучение традиций и новаторства в структуре
художественных произведений на историческую тему;
;в) изучение художественного образа писателя и авторской
индивидуальности на примере образа Дониша в
современной таджикской прозе. Методологические основы исследования. В процессе разработки темы диссертант опирался на методику"исследования, используемую как отечественными, так и зарубежными исследователями -М. М. Бахтиным, Б. Сучковым, Г. Ломидзе, В. Оскоцким, В. М.. Петровым, Я. Гординым, Л. Я. Гинзбургом, 3. Г. Османовой, Ю. Суровцевым, М. Шукуровым и другими.
Научная новизна. Данная работа в- отечественном литературоведении является первым исследованием, посвященным изучению важнейших проблем современной художественной прозы на материале произведений об Ахмаде Донише, их идейно-художественной значимости и особенностям стиля тех или иных авторов. Кроме того, в диссертации впервые рассматриваются отдельные аспекты такой ботшой проблемы, как творческая индивидуальность писателя.
Прагтичяпгая i/ffHHonrh. Результаты исследования ДОПОЛНЯЮТ И
расширяют историю современной таджикской литературы, в частности,
ее раздел, посвященный произведениям на историческую тему, а также
проливает свет на отдельные теоретические вопросы
литературоведения. Некоторые положения диссертации содержат
фактологический материал, представляющий большую
ценность.который впервые вводится в научный оборот. Часть выводов и наблюдений натоящей работы могут быть использованы при написании учебников, подготовке учебных пособий, при чтении специальных ' курсов лекций по истории и теории литературы на факультетах таджикской филологии.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры таджикской литературы Таджикского Госпе;;унивврситета
им. К. Джураева (30.07.93) и секции литературоведения Ученого Совета
Института языка и литературы им. Рудаки АН Таджикистана (24.05.94 г.) и
рекомендована к защите. Основные положения работы изложены в семи
статьях, опубликованных на страницах журналов и научных сборников, а
тахжо доложены на конференциях молодых ученых (Ленинабад, 1990:
Курган-тюбе, 1991) и конференции кураторов высших школ республики
(Душанбе,1993). Диссертант сделал семь докладов по отдельным
вопросам исследуемой темы на научных конференциях Пединститута
(1837-1993).
«