Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новеллистика Германа Чарльза Босмана Есаулова Ольга Михайловна

Новеллистика Германа Чарльза Босмана
<
Новеллистика Германа Чарльза Босмана Новеллистика Германа Чарльза Босмана Новеллистика Германа Чарльза Босмана Новеллистика Германа Чарльза Босмана Новеллистика Германа Чарльза Босмана
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Есаулова Ольга Михайловна. Новеллистика Германа Чарльза Босмана : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Есаулова Ольга Михайловна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2008.- 262 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/677

Введение к работе

Актуальность темы. Литература ЮАР в последние годы, после присуждения

Нобелевской премии двум южноафриканским писателям - Надин Гордимер, в 1991 г., и Джону Максвэллу Кутзее, в 2003 г., - вызывает повышенный интерес во всем мире. В нашей стране до сих пор весьма необъективно и отрывочно представлена как южноафриканская литература в целом, так, в частности, и творчество Германа Чарльза Босмана (1905-1951), одного из самых известных и популярных в ЮАР писателей.

До настоящего момента в отечественном литературоведении творчество Г.Ч. Босмана никогда не изучалось. Данная работа представляет собой попытку комплексного исследования новеллистики этого писателя как составной части англоязычной южноафриканской новеллистики первой половины XX века. Кроме того, в работе освещается жизнь и творчество Босмана, исследуются истоки его новеллистики, а также, впервые в отечественном литературоведении, проводится сравнительный анализ бурского и американского фронтиров, дается краткий обзор истории южноафриканской литературы (англоязычной и на языке африкаанс) и публикаций ее авторов в России.

Цели и задачи работы. Основная цель диссертации - исследовать новеллистику Г.Ч. Босмана как основоположника жанра короткого рассказа в англоязычной литературе ЮАР. Цель диссертации предполагает решение следующих задач:

осветить общую историю южноафриканской литературы в ее лингвистическом и этническом многообразии на фоне исторических процессов, происходивших в этой стране в различные периоды;

дать описание жизни Босмана и охарактеризовать его творчество в целом;

выявить истоки новеллистики Босмана;

сопоставить влияние на новеллистику Босмана его литературных предшественников в ЮАР, а также американских писателей;

провести сравнительный анализ бурского и американского фронтиров и выявить их влияние на новеллистику Босмана;

провести сопоставительный анализ двух его новеллистических циклов;

рассмотреть основные темы рассказов;

исследовать особенности новеллистики Босмана.

Методологической основой диссертации послужили труды отечественных литературоведов - А.В. Ващенко, И. Виноградова, А.М. Зверева, A.M. Курганова, Е.М. Мелетинского, Г.Н.Поспелова, В.Я. Проппа, А.П. Саруханян, Н.М. Федя и Л.В. Чернец, а также южноафриканских литературоведов и историков - Л. Абрахамса, М. ван Вик

Смита, С. Грэя, Дж. Круайс-Уилльямс, Ф. Преториуса, В. Розенберг, Ф. Уэлша, М. Чэпмана. В ходе работы был использован комплексный междисциплинарный подход, включающий в себя литературоведческие и исторические аспекты.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественном литературоведении:

делается краткий обзор общей истории литературы ЮАР (как англоязычной, так и на языке африкаанс), а также отдельно прослеживается развитие англоязычной литературы чернокожих и белых южноафриканских авторов на фоне происходивших в стране исторических событий;

представлен обзор публикаций южноафриканских писателей в России, начиная 1870-х годов и до настоящего времени;

излагается биография Босмана и характеризуется его творчество в целом;

выявляется существование в Южной Африке бурского фронтира;

рассматривается влияние на новеллистику Босмана бурского фронтира, а также творчества американских писателей, в произведениях которых нашел свое выражение североамериканский фронтир;

проводится анализ новеллистических циклов Босмана, определяются основные темы его рассказов и приемы, характерные для его поэтики.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Языковое многообразие является характерной чертой южноафриканской литературы, состоящей из англоязычной литературы, литературы на языке африкаанс и национальной литературы на языках многочисленных коренных народностей. На развитие каждой из этих литератур по-разному оказывали влияние не только важнейшие события в истории страны (англо-бурские войны, Вторая мировая война, установление режима апартеида, события в Шарпевилле и Соуэто), но также и этническое происхождение авторов. До недавнего времени англоязычная литература ЮАР воспринималась как часть английской и в самой Южной Африке, и за ее пределами, в том числе в нашей стране. Только в 1970-х годах англоязычная южноафриканская литература постепенно начинает восприниматься как самостоятельная.

  2. Публикации южноафриканских авторов в России можно разделить на 4 периода: дореволюционный, 1920-30-е годы, период «холодной войны» и «постперестроечное время». Выбор авторов и произведений, особенно в советское время, определялся, в основном, идеологическими и политическими соображениями. Именно по этим

причинам южноафриканская литература до сих пор представлена в нашей стране неполно и необъективно.

  1. Творческое наследие Германа Чарльза Босмана разнообразно - это его романы, стихи, пьесы, эссе, литературно-критические статьи. Однако классикой южноафриканской литературы стала его новеллистика. Босман ввел в южноафриканскую литературу жанр короткого рассказа. Заметное влияние на творчество Босмана оказали американские писатели (В.Ирвинг, Брет Гарт, О.Генри, Марк Твен), при этом особую роль в его формировании как новеллиста сыграл Э.А. По и его статья «Философия творчества».

  2. Своими истоками новеллистика Босмана восходит к бурскому фронтиру, который наряду с Северной Америкой существовал также и в Южной Африке. Южноафриканский фронтир (временные рамки: середина ХУП века - англо-бурская война 1899-1902 г.г.) представлял собой своеобразный анклав для замкнутой бурской общины. В рассказах Босман обратился к национальному прошлому своей страны, стараясь сохранить в них «уходящую натуру» бурского фронтира, его фольклор, образ жизни и традиции.

5) Новеллистика Босмана включает в себя два цикла рассказов. Каждый из этих циклов имеет свои характерные особенности - разные временные рамки, периодичность публикаций, место действия. Рассказы первого цикла объединены рассказчиком Скалком Лоуренсом, во втором цикле - постоянная компания фермеров, которые обсуждают различные события, происходящие в общине. Объединяющая особенность обоих циклов - рассказы короткие и повествование в них, за редким исключением, не ведется от первого лица. К стилистическим особенностям новеллистики Босмана относятся, прежде всего, минимализм стилевой системы и приемы, характерные для его поэтики - удвоение событий, повтор ключевой детали, «пассивная лексика», «документирование» событий, а также парадоксальная концовка - пуанта. Кроме того, для усиления комического эффекта автор использовал различные приемы, свойственные фронтирскому фольклору.

6) Жизнь в бурской общине, сохранившей, в основе своей, патриархальный уклад и традиции бурского фронтира, дала Босману темы для всех его рассказов, наиболее важными из которых для него были англо-бурская война и расовая проблема.

7) В своих рассказах (как первого, так и второго цикла) Босман воссоздает особый мир замкнутой бурской общины. Герои его рассказов, выражая взгляды разных поколений общины и являясь представителями различных ее групп, создают полную и объемную картину ее жизни, быта, истории и обычаев. В соответствии с жанровой

концепцией Г.Н. Поспелова («Типология литературных родов и жанров»), новеллистику Босмана можно отнести к этологическому жанру.

Научно-практическое значение диссертации. Настоящее исследование призвано внести вклад в изучение творчества писателя Германа Чарльза Босмана, который практически неизвестен в нашей стране. Кроме того, собранный в работе материал в определенной степени восполняет пробелы в изучении истории южноафриканской литературы, существующие в нашем литературоведении. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке вузовских курсов по истории зарубежной литературы, спецкурсов и спецсеминаров по литературе Южной Африки, а также для работ по истории литературы ЮАР.

Апробация работы осуществлена автором в ряде публикаций и в докладах на XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов (Санкт-Петербург, 2002), XXXIV международной филологической конференции (СПб, 2005), научных конференциях «Африка: общества, культуры, языки» в 2002 и 2005 г.г., а также в изданиях: «Вопросы филологии» (СПб, Изд. СПбГПУ, 2005), и «Вестник Санкт-Петербургского университета» (2007; вып. 2, ч. 11), (2008; вып. 2, ч. 11; вып. 3, ч. 11).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 175 наименований. Общий объем диссертации - 262 страницы.