Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Носир Бухори и развитие газели в XIV веке Исрофилов, Шарифмурод Рахимович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исрофилов, Шарифмурод Рахимович. Носир Бухори и развитие газели в XIV веке : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.03 / Исрофилов Шарифмурод Рахимович; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2010.- 359 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-10/164

Введение к работе

Актуальность темы. Носир Бухори является одним из выдающихся поэтов-лириков начала XIV в., однако, к сожалению, до настоящего времени изучению его жизни, творчества и места в истории персидско-таджикской литературы не было посвящено ни одного исчерпывающего исследования. Между тем, вклад Носира Бухори в развитие любовно-мистической газели настолько огромен, что даже величайший поэт той эпохи - Хафиз не избежал влияния его поэзии. Причшюй забвения Носира Бухори, на наш взгляд, является отсутствие доступа к спискам его дивана и научно-критического текста его произведений.

Авторы литературных антологий, в которых упоминается Носир, характеризуют его как «познавшего Истину» поэта-мистика и как талантливого поэта-лирика.

Носир Бухори вступил на стезю творческой деятельности в то время, когда мистицизм в исламе достиг кульминационной точки в своём развитии и когда окончательно оформились два стиля в лирической поэзии - мистические газели Джалал ад-дина Руми и любовные газели Саади Ширази. Носир ещё до Хафиза синтезировал эти два стиля при написании газелей, которые стали сплавом этих стилей.

Носир - поэт и мистик, и эти два качества - свободный поэт-лирик и познавший истину суфий - побудили его творить любовно-мистические газели, которые и определили его место в мистицизме и изящной словесности. Его тардже'банды и таркиббанды, касыды и кыт'а, рубай и маснави, и особенно - его газели, изобилуют религиозно-мистическими и социально-политическими воззрениями, а также несут в себе личный мистический опыт поэта-суфия.

Для адекватного понимания поэзии Носира необходимо знание суфийских и мистических учений, и их особенностей, распространённых при жизни поэта. В качестве источников в данном аспекте могут послужить трактаты, посвященные суфизму, таких теоретиков суфизма, как Шакик Балхи, Абухамид Газоли, Ахмад Газоли, Худжвири, Мухйиддин Ибн Араби, Наджмудцин Рози, Абдуррахман Сулами, Махмуд Шабустари, Шамсуддин Лохиджи, Маъсумшах Ширази и др.

Следует отмстить, что изучению различных сторон суфизма и его роли в литературе было посвящено большое количество серьёзных исследований как отечественных, так и зарубежных учёных, которые моїут оказать существенную помощь при изучении наследия поэтов-мистиков, включая поэзию Носира. К их числу относятся исследования таких учёных, как Касим Гани, В.А. Жуковский, Б. Фурузонфар, А.Дж.:

Арберри, Р.А. Никольсон, Е.Э. Бертельс, А. Зарринкуб, Н. Пурджаводи, Т. Пурномдориён, Б. Хуррамшохи, А. Мирзоев, А.Афсахзод, Дж. С. Тримингем, И.П.Петрушевский, А.Д. Кныш, К. Олимов, Н.И. Пригарина, Н.Ю. Чалисова, М. Рейснер, А. Мухаммедходжаев и др.

Для всестороннего исследования темы, диссертантом предпринята попытка определить тенденции и предпочтения эпохи Носира, характерные особенности суфийской литературы в городах и странах, где жил поэт-мистик, его взаимоотношения с поэтами и правителями, а также его связи с последователями мистического пути познания. Для определения места поэта в истории персидской литературы, объектом всестороннего исследования стали этапы формирования личности Носира как поэта-мистика, жанровый состав и идейное содержание его поэзии, его творческий стиль, методы и индивидуальные стилевые особенности, степень влияния на него творчества поэтов - предшественников и взаимовлияние с поэтами - современниками. При этом, также необходимо было сопоставить идейное содержание газелей Носира, его творческий стиль и художественно-изобразительные средства, его систему мистического познания (тарикат) и её доктрину с творческим наследием величайшего поэта-лирика персидской литературы - Хафиза, поскольку указанные поэты имеют схожие стили и методы. Всё это позволит выявить этапы развития любовно-мистической газели и определить место Носира в истории персидско-таджикской литературы, особенно-в жанре газели.

Цель и задачи исследования. Для всестороннего исследования темы нами было определены следующие задачи:

изучение общественно - политической и литературной жизни эпохи Носира на основе имеющихся сведений в средневековых источниках и в современных научных исследованиях, а также выяснение идейных истоков его творчества;

определение маршрутов странствий поэта-мистика и выяснение социально- политического фона и литературных тенденций в городах и странах, которые он посетил;

идентификация персонажей, которых восхвалял поэт, а также государственных и общественных деятелей, наставников мистического пути познания (тарикатов), с кем Носир имел связи, кому посвящал свои панегирики и кем был облагодетельствован;

определение тенденций общественно-философской мысли, в частности, мистических школ, и связей Носира с ними;

сопоставительное изучение сообщений литературных, исторических и географических источников, научно-критический обзор результатов исследований современных ученых с целью реконструкции подробной, научно-проверенной биографии Носира Бухори;

выявление и идентификация рукописных списков стихов Носира, хранящихся в рукописных фондах различных стран, в том числе в Таджикистане, Узбекистане, России и Азербайджане, и выпавших из поля зрения учёных, и их научная оценка;

сопоставление выявленных списков дивана Носира с хранящимися в Иране и Турции списками, а также реконструкция автографа поэта методами современной текстологии;

критическое изучение опубликованных диванов и избранных стихов Носира, а также исследование научно-проверенных текстов его наследия;

анализ поэзии Носира на предмет определения поэтических жанров, а также их художественно-стилевых особенностей;

выяснение побудительных мотивов обращения Носира к панегирикам, определение отличительных черт его хвалебных касыд от подобного рода касыд других поэтов;

определение уровня мастерства поэта в каждом из поэтических жанров, и выявление тем и мотивов в его поэтических произведениях;

определение мазхаба (толка) и изучение религиозных, богословско-философских, общественно-политических воззрений, а также мистических устремлений Носира;

анализ тематики газелей Носира и определение его места в мистицизме;

идентификация личности старца - наставника, ведшего Носира по мистическому «пути» познания, уставных требований его школы и методов для прохождения «пути»;

исследование поэтики стихов поэта с точки зрения стихотворных размеров, архитектоники и видов газелей, применения поэтических фигур, стилевых особенностей и т.п.;

определение степени влияния на Носира творчества таких поэтов-предшественников, как Анвари, Захир, Саади, Хакани, Мавлави, Санои, Низами и его приемственность в продолжении традиций таких несуфийских поэтов, как Фирдоуси, Адиб Сабир, Амир Муиззи и других;

определение поэтического таланта Носира в русле традиции «творческого подражания» (татаббу'), приверженность традиции и новации поэта в этом жанре поэтического творчества;

сопоставительный анализ созвучных мотивов в поэзии Носира и в поэтических творениях поэтов-современников-Хафиза,Салмона, Камола; определение степени влияния поэзии Носира на творчество других поэтов;

решение проблемы атрибуции стихов, приписываемых как Носиру, так и Хафизу, Носиру и Сапмону.

Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных учёных-востоковедов, а также труды по теории литературы средневековых и современных литературоведов. Для решения поставленных в работе проблем нами был использован метод историко-сравнительного анализа, а также были задействованы нормативная поэтика, текстологические принципы и подходы.

Источниковедческая база исследования. Работа выполнена на основе привлечения широкого круга источников и поэтического наследия Носира Бухори, Хафиза Ширази, Хакима Санои, Шайха Аттора, Джалал ад-дина Руми, Ироки, Салмоиа Саваджи, Камола Худжанди, а также литературного наследия несуфийских поэтов: Фирдоуси, Амир Муиззи, Адиб Собир, Асджади, Анвари, Захир Фарьяби и мн. др.

Степень изученности проблемы. Начало исследованию жизни и творчества Носира Бухори было положено на Западе, во второй половине XIX в., с научных сообщений востоковедов-источниковедов Г. Эте (9,674)', Ч. Рьё (20,598) и Е. Блоше (4,372).

На Востоке о Носире, как об известном поэте-панегиристе своего времени, впервые упоминает Шибли Нуъмани в своём комментарии к биографии Салмоиа Саваджи(28, 154). Позднее С. Айни, опираясь на сообщения «Тазкиратушшуаро» Давлатшаха Самарканди, даёт краткую оправки о времени поэта, и приводит отдельные образцы его стихов (2, 72).

Первое, сравнительно серьёзное исследование творчества Носира принадлежит перу Парвиза Нотила Хонлари, который, наряду с выявлением созвучных мотивов в поэзии Носира и Хафиза, описал его жизнь, литературное наследие, и его поэтические и стилевые особенности (15,929).

Махди Дурахшон, на основе списков диванов Носира, хранящихся в Иране, составил относительно полный диван поэта, предварив его подробным введением, в котором повествуется о биографии поэта, его родословной, местах проживания и о скитаниях, количестве стихов, поэтическом стиле и других сторонах творчества Носира(8).

Со времени издания дивана (1353/1974) в Иране и вплоть до настоящего времени было опубликовано несколько статей, посвященных, однако, творчеству других поэтов времени Носира. Одна из них принадлежит перу Б. Хуррамшахи, обнаружевшему влияние Носира на Хафиза (28, 73), автором же другой статьи является С. Муджаррад,

1 Первая цифра указывает на порядковый номер цитированной книги в «Библиографии», вторая означает страницу цитаты

который исследовал созвучие мотивов Носира Бухори с Салмоном Соваджи (18,31).

В исследованиях по истории персидско-таджикской литературы, проведённых З.Сафо (21, 995), Яном Рипкой (19, 472), И.С. Брагинским и X. Мирзозаде (14, 57), содержатся краткие сведения о биографии и литературном наследии Носира. Работа З.Сафо, в отличие от других, является наиболее полным и серьезным научным исследованием.

И. Абдуллаев, после обнаружения списка дивана Носира в Намангане (Узбекистан), написал несколько статей, знакомящих с этим диваном, эпохой и произведениями Носира (1, 44). Позднее, С. Курбанов, на основе изучения данного списка дивана, написал кандидатскую диссертацию на тему «Лирическое наследие Носира Бухари» (13).

В 1990 г. А. Хабибов издал «Избранное» из поэтического наследия Носира (23).

В энциклопедических трудах, изданных в Таджикистане, Иране, Афганистане, Узбекистане на персидском, таджикском и узбекском языках, приводятся очень краткие сведения о Носире и его стихах.

Несмотря на это, до сих пор не проведено ни одного исчерпывающего литературоведческого исследования о Носире и его поэзии. Большинство из упомянутых работ содержат лишь сведения общего характера, в которых Носир представлен как посредственный поэт. Из числа упомянутых исследований, относительно серьезным представляется монографическое исследование С. Курбанова «Лирическое наследие Носира Бухори». Тем не менее, недостатком этой работы, является то, что в ней полностью проигнорированы мистические взгляды поэта на «пути познания Истины (Бога)», и религиозно-этические мотивы в его мировоззрении, которые превалируют в поэтическом наследии Носира. Кроме того, Курбанов, описывая жизнь и творчество Носира, счёл достаточным Офаничиться лишь источниками, находившимися в его распоряжении.

С учётом вышесказанного, можно утверждать, что жизнь и наследие этого поэта-мистика не изучены должным образом, не раскрыто его поэтическое мастерство и его мистические воззрения, а также не определено его место в истории персидско-таджикской литературы. Сведения о нём, содержащиеся в научных и литературных источниках, а также наличие большого количества доступных списков дивана поэта, позволяют нам определить место Носира в мистицизме и в поэтическом творчестве, а также определить его роль в развитии персидско-таджикской литературы, особенно в жанре газели.

Научная новизна. Диссертация является первым монофафическим исследованием, посвященным творческой биофафии Носира Бухори,

культурной, литературной и общественно-политической обстановке, в которой он жил и творил, изучению тематики, стиля и поэтики, а также художественных особенностей наследия поэта. Впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка исследовать мистическую и философскую концепцию поэта-лирика Носира Бухори. В работе критически рассматриваются и обобщаются сведения из средневековых источников, сообщения составителей рукописных каталогов, мнение современных учёных по разным аспектам биографии и поэтического творчества поэта. Изучая степень разработанности темы, мы пришли к выводу, что в предшествующих научных работах литературоведов затронуты лишь отдельные аспекты изучаемой темы, к тому же они полны ошибок и недочётов и не охватывают всей проблемы.

Данная диссертация, кроме того, является первой попыткой в таджикском литературоведении рассмотреть индивидуальный поэтический стиль Носира Бухори в общем контексте поэтического творчества эпохи поэта, определить его место в мире поэзии.

В работе впервые, на основе сведений литературных и исторических источников, всесторонне исследовано окружение поэта, реконструирована наиболее полная научная биография Носира, изучено его творческое наследие, благодаря привлечению рукописных списков его стихов из фондов Ирана, Турции, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и России.

Впервые всё литературное наследие Носира стало предметом научного исследования, определено его идейное содержание и художественно-эстетическая ценность. Помимо этого, впервые газели поэта подверглись исследованию по тематике, идейному содержанию, метрике, рифме, рефрену и художественным средствам.

Большое внимание уделено также художественому символизму в наследии поэта. Изучение данной темы привело нас к выводу о том, что лирика Носира подготовила почву для зарождения индийского стиля, что, в свою очередь, способствовало определению заслуживаемого Носиром Бухори места в персидско-таджикской литературе.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретические и практические подходы, использованные в настоящем исследовании, могут быть полезны при исследовании лирической и мистической поэзии других персоязычных поэтов, а также послужить основой при их сравнительном анализе.

... Полученные результаты позволят расширить научные представления о месте Носира в общем литературном процессе и могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории персидско-таджикской литературы.

Материал, содержащийся в диссертации, может быть использован в процессе изучения истории персидско-таджикской литературы и особенно этапов развития мистической литературы. Выводы и результаты предпринятого исследования внесут определенный вклад в персидско-таджикское литературоведение.

На основе материалов диссертации, на восточных и филологических факультетах университетов республики, в целях углублённого изучения истории развития мистической литературы, можно ввести спецкурсы и специальные семинары, посвященные жизни и творчеству Носира Бухори, вопросам проникновения мистицизма в светскую литературу и г.д Поскольку жизнь и творчество Носира исследуются на фоне широкого диапазона культурного взаимодействия, то это открывает новые возможности для изучения вклада таджикского народа в сокровищницу мировой литературы.

Наконец, выводы и результаты исследования могут послужить важным источником для учёных, занимающихся изучением исторической и литературной жизни персоязычных народов других регионов.

Работа в целом представляется полезной литературоведам, историкам, специалистам по истории персидско-таджикской литературы, преподавателям высших и средних учебных заведений, где преподаётся персидско-таджикская литература.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета (20-го октября 2009 г., протокол № 18),

Основное содержание диссертации отражено в монографии и четырех книгах, а также в более, чем в 25 научных статьях, опубликованных в Таджикистане, Казахстане и Иране на таджикском^ персидском и русском языках.

Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на международных и региональных симпозиумах, научных конференциях и семинарах (Душанбе 1991, 1995, 2008, 2009 гг.; Тегеран 1997, 1999, 2008 гг.; Шираз 2000 г.; Мешхед 2008 г.; Алматы 2004, 2006 гг.; Медина 2006 г.), а также на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского национального университета и Таджикского государственного института языков (1995-2009 гг.).

Объём и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.