Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мифологические предпосылки "Шахнаме" Фирдоуси : в мифологической и героической части Бобоев Шоди Азимович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бобоев Шоди Азимович. Мифологические предпосылки "Шахнаме" Фирдоуси : в мифологической и героической части : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Бобоев Шоди Азимович; [Место защиты: Тадж. гос. нац. ун-т].- Душанбе, 2007.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования Научным исследованием «Шахнаме» Фирдоуси — гениального памятника всемирной культуры стали заниматься в конце XVIII и начале XIX века, исследование неизученных проблем, относящиеся к этому эпосу иранских народов продолжается и в наши дни. Многократные переводы «Шахнаме» иранскими разных стран и времен и исследования по нему, которые осуществлялись с конца XVIII века до наших дней свидетельствует об огромном интересе исследователей и читателей к великому творению Фирдоуси.

Шахнаме Фирдоуси представляет собою один из шедевров мировой цивилизации, в мифологических героях которого воплощены идеи любви к Отчизне, уважительное отношение к личности, высочайшая человеческая мораль, чистота помыслов и справедливость, добросовестность и честность, патриотизм и общечеловеческий гуманизм

Следует отметить, что к воплощению мифологических образов и героев после Фирдоуси в течение 10 столетия обратились Абурайхон Беруни (род в 973г), Асади Туей (род в 1065-1066г), Ибн ал-Балхи (род в 1119-1132г) и другие известные поэты и писатели. В их произведениях мифологические образы и сказочные изображения, тесно взаимосвязанные между собой, ярко показывают исторические события древнего мира. Например, в «Осор-ул-бокия» Бируни даны ценные исторические сведения о Собилийцах, Харронийцах, Калдонийцах, Пешдодийцах и Сасанидах Однако же в отличие от произведений названных выше авторов в мифологических изображениях "Шахнаме" Фирдоуси даются сравнительные сведения, что требует особого внимания

Востоковедение располагает рядом ценных научных исследований, где рассмотрены Фирдоуси и место его "Шахнаме" в истории мифотворчества с достаточной полнотой В их числе

можно назвать капитальные труды Е Э Бертельса, MHO Османова, Г Абрамяна1 и других ученых-востоковедов

Методические и методологические проблемы изучения мифов, их поэтики, где "Шахнаме" уделено большое внимание, рассмотрены в трудах Я Лосева, В М Мелетинского, О М Фрейденберга и других ученых2

Однако, несмотря на многочисленные работы исследователей Европы, России, Ирана, Индии Таджикистана и других стран до сих пор остаются недостаточно изученными некоторые проблемы, относящиеся к источникам «Шахнаме» К таким важным и недостаточно изученным проблемам относится и определение мифологических источников «Шахнаме» Фирдоуси и выявление процесса проникновения мифологических и аллегорических образов в этом гениальном эпосе иранских народов

Осмыслению места мифа и мифотворчества, в том числе мифологии «Шахнаме» в современной таджикской литературе, его жизнеспособности посвятил ряд трудов известный таджикский ученый Абдуджаббор Рахмонов3, успешно защитивший докторскую диссертацию4, в которой особое внимание уделено трансформации мифов и мифологических образов иранских

Бертельс Е Э Абулькасим Фирдоуси Ленинград-Москва Изд-во АН СССР, 1935, Османов MHO Фирдоуси, Жизнь и творчество-Москва Изд-во восточной лит-ры,1959, Г Абрамян, Фирдоуси и его "Шахнаме" -Москва, 1973 идр

2 Мелетинский Е М Поэтика Мифа,2-е издание -Москва Восточная литература,

1995, Лосев А Я Античная мифология -Москва Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957, Фрейнденберг А М Миф и литература древности -Москва Наука, 1978,Рифтин Б Л От мифа к роману -Москва Наука, 1979, Лотман Ю М Литература и Мифология // Труды по знаковым системам Вып XIII Семотика культуры -Тарту Тарту с гос ун-т, 1981

3 Рахмонов А А Назария ва сайри таърихии устурасозии форси-точики -
Душанбе Дониш, 1999, его же Пиндорхои асотири дар адабиети точики -
Душанбе ДДМТ, Диловар 1999

4 Рахмонов А А Мифологические истоки таджикской литературы первой
половины XX века // Автореф дисс д филол н-Душанбе, 1999

народов в современной литературе Труды А Рахмонова помогают глубокому проникновению в поэтику мифологии «Шахнаме», в особенности роли и места мифов и сказок, легенд и преданий, пословиц и поговорок в мифотворчестве

Тема нашего исследования представляет актуальной и по той простой причине, что человечество и общечеловеческая цивилизация переступили порог нового тысячелетия, в котором опыт прошлого приобретает большую актуальность, ибо не располагая правильным представлением о мифологии и легендах, о своей древней истории трудно дать объективную оценку современным событиям и явлениям

Цель и задачи исследования. Мифология представляет собою не только мировоззрение людей древнего мира, отражение фантастических и сверхъестественных событий и явлений далекого прошлого, но и является отображением реальной действительности Мифология дает возможность поверить вопреки своим желаниям в том, что кажется нам чуждым, принять за реальность те события и явления, в которых вряд ли можно поверить По этой хотя бы причине изучение древнеиранской мифологии способствует решению многих проблем современного мира, в котором живет человек

Следует подчеркнуть и то, что изучение и исследование мифологических и аллегорических образов «Шахнаме» давно привлекло внимание отечественного и зарубежного востоковедения

Патриотизм и подвиги мифологических героев покорили наше
воображение, стали объектом пристального внимания еще в эпоху
самого Фирдоуси Проникая в различных формах и проявлениях в
художественное мышление персоязычных народов

мифологическое содержание и понятия с одной стороны способствовали повышению их значения, а с другой - создали предпосылки для познания сути древнейшей культуры

С этими целями связано наше решение об изучении и исследовании мифологических и аллегорических образов в

«Шахнаме» Фирдоуси В связи с этим в диссертации предпринята нами попытка решения следующих задач

а) изучение научно-литературных и теоретических точек
зрения ученых древнего мира и средневековья о мифологии,

б) сравнительное исследование научно-теоретических взглядов
ученых-востоковедов с определением места мифологических и
аллегорических образов в «Шахнаме» Фирдоуси,

в) определение основных предпосылкой мифологических
образов «Шахнаме»,

г) характеристика места и роли мифологических образов с
исторической точки зрения,

д) выявление места ислама и его отношение к мифологическим
образам

Источники исследования Основными источниками для проведения данного исследования явились «Авеста», произведения Гардези, Беруни, эпические поэмы из первой и второй частей (мифологическая и героическая) «Шахнаме» Фирдоуси и «Гаршаспнаме» Асади Туей Па основе сравнительного анализа мифов различных эпох автор уделяет основное внимание на общечеловеческую значимость мифологических и сказочных образов «Шахнаме», рассматривает эволюцию мифа с древнейших времен до появления эпоса Фирдоуси

Не обойдены вниманием исследования выдающихся ученых XX века, такие как доктор Сайд Нафиси, Муджтабо Минави Абулькасим Ширази, доктор Махмуд Рахим Поризи, Махмуд Али Джалолзода, доктор Исмоил Хокими и ряда других исследователей, в трудах которых затронуты актуальные проблемы мифа и миротворчества в "Шахнаме и мифы в нем в том числе.

Как подробно рассматривается в диссертации, начиная с середины 50-х годов прошлого столетия в иранском литературоведении появились отдельные конкретные статьи о поэмах "Шахнаме, о его мифологической части в том числе

В 1956 году известный иранский ученый Мухамадали Ислами Нудушан опубликовал статью под названием "Судоба и Сиявуш в

оценке Фирдоуси и Ж Расина" Эта статья прежде всего ценна тем, что исследователь, проведя типологический анализ сюжета поэмы о Сиявуше с трагическим сюжетом произведения французского драматурга Ж Расина, выявляет их общность и особенности Примечательно, что в следующих исследованиях Нудушана тема эта получает дальнейшее развитие В рамках своих новых исследований о «Шахнаме», продолжая полемику о поэме о Сиявуше, он развивает свои прежние суждения, что делает его изыски еще более привлекательным для науки

М Нудушан в другом своем исследовании, посвященном анализу поэмы о Рустаме и Исфандияре, вновь возвращается к поэмы о Сиявуше Теперь уже внимание ученого привлекает художественная концепция человека на примере Рустама и Сиявуша Можно, пожалуй, сказать, что мысли и размышления Нудушана, выраженные им в его трудах, могут служить хорошим подспорьем к исследованию мифологических и аллегорических образов «Шахнаме»

Другой иранский исследователь Забехулла Сафа в своих трудах, посвященных возникновению и эволюции персидско-таджикского эпоса, довольно подробно останавливается на вопросах мифологических и аллегорических образов в доисламских письменных памятниках

Необходимо отметить и факт о том, что начиная с первой половины 30-годов XX века советское востоковедение обратило серьезное внимание изучению жизни и творчества Фирдоуси. Велика роль в этом отношении Е Э Бертельса, И С Брагинского, В В Бартольда, MHO Османова и других ученых в исследовании данной проблемы на примере «Шахнаме»

Научная новизна исследования. Изучения и анализ мифологических и аллегорических образов «Шахнаме» Фирдоуси впервые стали объектом монографического постижения в нашей работе В этой связи большой интерес представляет проведенная нами историко-сравнительная характеристика источников по теме Хотя наука располагает рядом исследований, посвященных мифологическим и аллегорическим образам в «Шахнаме», в них не

показано их отношение к историческим событиям По этой причине нами впервые предпринята попытка исторической периодизации мифологических образов с последующим их анализом В связи с тем, что героическая часть «Шахнаме» содержит мифологические поэмы и суждения об их героях, нами обращено особое внимание на мифологические особенности образов Рустама и Сиявуша В процессе же анализа сказочных образов «Шахнаме» в центре внимания были поставлены два образа - образ Рахша и Симурга, которым в эпосе отведено значительное место

Методологическое исследование: составляют сравнительно-исторический принцип и комплексный анализ художественного произведения Автор при этом руководствуется принципами исторического литературоведения В этом отношении принято во внимание место Фирдоуси в духовной и литературной жизни общества его времени Вместе с тем автор при работе над темой руководствовался теоретическими выводами таких выдающихся исследователей, как Е Э Бертельс, И С Брагинский, В В Бартольд, MHO Османов, А А Стариков, Е М Мелетинский, А Ф Лосев, В Н Топоров, В Я Пропп, Забехулла Сафа, X Мирзозода, М Шукуров и ряд других ученых, касающихся мифологических и аллегорических образов

Теоретическая и практическая значимость работы. Настоящее исследование представляет собой первый труд, посвященный изучению роли и места мифологических героев в персидско-таджикской литературе IX-X веков Материалы нашей работы призваны помочь разрешению многих вопросов, связанных с изучением мифологических и героических поэм и всего эпоса Фирдоуси Результатами исследования могут пользоваться ученики средних общеобразовательных школ и их учителя, студенты средних специальных учебных заведений, техникумов, вузов и их преподаватели Работа наша призвана дополнит также вспомогательным материалом существующие труды при создании коллективных исследований об истории литературы IX-X вв,

комплексных трудов о "Шахнаме" в целом, об эпосе и мифологии народов мира в частности

Апробация работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр таджикской литературы и таджикского языка и литературы Таджикского государственного педагогического университета (ТГПУ) имени С Айни (протокол № 5 от 10 июня 2005г) и кафедра истории таджикской литературы Таджикского государственного национального университета (протокол № 7 от 13 марта 2007г) и рекомендована к защите Отдельные моменты диссертации освещены в научных докладах, прочитанных автором в традиционных конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ им С Айни (2000-2007годы) По теме диссертации опубликовано 4 статей, список которых приводится в конце автореферата

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы