Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метрика восточноармянского стиха Навасардян, Ваган Суренович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Навасардян, Ваган Суренович. Метрика восточноармянского стиха : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Ереван, 1992.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Актуальность, как известно, определяется логикой развития науки, порядком встающих и требующих своего решения взаимосвязанных проблем.

Стиховедение (как впрочем и другие дисциплины) развивается волнообразно. Периоды наиболее интенсивных научных разработок, как правило, приходятся на периоды наиболее активных поисков в поэтической практике, хотя именно последняя "волна" в армянском стиховедении, обрисовываемая границами "конец 60 -середина 80 годов", явилась скорее отголоском леремен, которые произойти несколько раньше в русском стиховедении.

Методологические новшества, новые принципы оценки основ национальной метрики, как и некоторые другие проблемы,, поднятые русскими стиховедами в 50 - 60 годы, послужили для аркадского стиховедения чек-то вроде детонатора, вызвавшего новый всплеск интереса к ритгаяо-метрическим аспектам армянского силлабического стиха, желание .освободить его от "оков" тонической теории и дать адекватное описание. Однако для армянского стиховедения, в отличие от русского, это был .период не развития прерванных традиций, а коренной переоценки "всех ценностей". Не возврат, как это могло бы показаться, к внешне сходным теоретическим положениям XIX века, а выработка новых, рассмотренных пока еще в первом приближении и требующих дальнейшего изучения и уточнения.

Именно это последнее, относящееся к характеру исследований указанного периода, послужило основной причиной, побудившей к написанию реферируемой работы, которая сознательно ориентирована на почти тот же круг проблем и вопросов, поднятых и рассмотренных прежде всего Э.Джрбашяном, РЛїапаяном, Д.Гаспа-ряном, Р.Гульяном, В.Нерсисяном. Учитывая также то, что. перинм

-4-требованиел» всякої: положительной науки является по возможности полное и систематическое описание материала, реферируемая диссертация проСует восполнить (правда, лишь отчасти) имеющийся пробел, выбрав в качестве основного объекта описания Босточноармянский стих.

Цель и задачи исследования. Цель» диссертации является создание целостной картины восточкоармянской стихотворной метрики, описанной с формальной и функциональной сторон, т.е. создание некоего оощего 4она, позволяющего, при специальных исследованиях, судить ой особенностях стиха отдельных поэтов и делать выходы в область анализа поэтического текста. В работе рассматриваются типология армянского стиха и связанные с ней вопросы классификации и систематизации метрических фэрк, пропорции их употребительности (на материале аосточноармян-ской лирики) в соответствии с уже упомянутым вше требованием , описательности - по возможности строгой, последовательной и широкой.

Вполне понимая относительность таких понятий, как "строгость", "последовательность" и "широта", диссертант хотел данной работой создать скорее прецедент для более строгих, последовательных и обстоятельных исследований в дальнейшем. Причем создание "прецедента" кажется e.vy более важным, поскольку описательные исследования с их "разомкнутым" характером, несамодостаточностью приобретают смысл лишь тогда, когда есть некая единая культура научного общения, общность методологических интересов, линия преемственности, позволяющая постоянно развивать и обобщать полученные на определенном этапе результаты.

В связи с поставленной, целью вырисовывается соотнетству-

-5-ющик круг задач: историко-теоретическое освещение и анализ взглядов на природу армянского стиха, выработка критериев определения метрических типов и видов, уточнение имеющихся и разработка новых принципов их классификации, системное описание метрических форм, новый рассмотр процессов, связанных с действием ритмообразугацих факторов, выявление закономерностей в развитии метрических форм на базе вооточноармянской лирики, более полная оценка характера так яаз. "теряновской реформы" в контексте отмеченных закономерностей, рассмотрение вопроса о ее влиянии на дальнейшее развитие вооточноармянской метрики.

Материал исследования. Основным материалом для статистического исследования яеляєтся восточноармянский стих с 50 годов ХІХв. по 1920г. В качестве сравнительного привлекается стих I половины ХІХв., созданный на древнеариянскок, и советского периода (с 1920г.), а также, для параллельного сопоставления, западноармянский сткх середины XIX - начала ХХвв. Рассматривая принципы метрической организации а некоторые другие вопросы, автор в качестве иллюстраций использовал также древний а средневековый армянский стих.

Степень разработанности проблемы и научная новизна. Реферируемая работа, как было сказано, ориентирована на почти тот же круг проблем и вопросов, которые рассматривались з конце 60 - середине 80гг. Разумеется, такая ориентация не есть результат наивного желания повторять то, что у:ке было сказано, или, что еще хуже, строить свою работу в духе последовательного негативизма. Указанные проблемы и вопросы выступают 2 работе постольку, поскольку их освещение необходимо для создания целостной и относительно полной картины вооточноармянской метрики. В ходе яе освещения делались соответствующие коррективы

-s-

и дополнения, в зависимости от степени разработанности данного вопроса.

Что касается так называемой "истории вопроса", которая по соображениям научной этики всегда предпосылается кс всякому исследованию, то диссертант здесь предпочел обстоятельный историко-теоретический анализ более общепринятому беглому обзору. Стиховедческое наследие получило свое достойное отражение в работах Э.Джрбашяна (XIX - нач.ХХвв.) и В.Нер-сисяна (средневековье). Во многом благодаря этим работам диссертанту удалось с некоторыми дополнениями создать обпую картину развития взглядов на природу армянского стиха. Новым здесь является угол освещения и принцип увязки метрической теории данного Бремени с соответствующим периодом в развитии стиха.

Рассматривая вопросы метрической типологии, диссертант, закономерно, ориентировался на значительно более широкий список работ.. Превде всего это работы, в которых большое место уделяется рассмотрению просодических особенностей армянского языка (А.Айтнян, А.Баатрян, М.Абегян, Э.Агаян, Э.Джрбашян, З.Аракелян, Р.Папаян, Б.Гулакш, Р.Гохмахян и др.). Диссертант выдвинул новые подходы к оценке фонологической природы армянского ударения, словораздела, неполносложного редуцированного о Съ3 »к проблеме взаимодействия факторов, определяющих метрическую систеаду или конкретную метрическую форму. Благодаря этому удалось преодолеть определенные противоречия в области .классификации и систематизации метрических форм.

Совершенно новым является исследование метрического репертуара. Лишь отдельные элементы такого исследования можно увидеть в немногих, рассматриваемых в диссертации работах.

Мегодологические основы. Реферируемая диссертация исходит из методологических основ, разработанных представителям русской стиховедческой школы (БЛ'омашевскик, В.Лиркунский, А.Колмогоров, К.Тарановский, М.Гаспаров и др.) с учетом традиций армянского стиховедения и специфики используемого стихотворного материала. Основными методами описания являются структурно-типологический и количественный, а. в случае анализа показателей - также сравнительный.

Диссертанток учтены и использованы все известные работы по армянской метрике, а также ряд наиболее важных исследований русских и.зарубежных специалистов, имевший отношение к проблематике диссертации.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение диссертации определяется наличием в ней разработок и положений, благодаря которым обобщается и связывается в единую картину обширный и разнообразный стихотворный и стиховедческий материал, а также выявляются определенные закономерности в развитии метрических форм восточноармянского стиха. В известном смысле данная работа может быть рассмотрена и как осмысление всего уже сделанного за прошедший период в области изучения армянской стихотворной метрики.

Теоретические-положения, как и конкретные показатели могут быть использованы в последующих стиховедческих исследованиях, а также в работах по истории литературы, текстологии, анализу поэтических текстов. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавательской практике.

Апробация.Основное содержание и результаты диссертационной работы получили отражение в ряде опубликованных статей диссертанта, а также в докладах, читанных им на ежегодных

научных конференциях профессорско-преподавательского состава ЕГУ; других конференциях и сидшозиуках; семинарах кафедры теории литературы и эстетики ЕГУ. Результаты диссертации широко используются диссертантом в его многолетней лекционной практике, на проработках, при работе с курсовиками и дипломниками .

На базе диссертации ее автором подготовлен к публикации цикл лекций для старшекурсников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из вступления, трех основных глав, заключения, приложения и библиографии.