Введение к работе
Актуальность темы. Текстологическое исследование ху.оже-гиакного произведения, как важнейшее звено дитературоведчес-эго процесса» имеет огромное теоретическое и практическое іачениа. "Текстологическое исследование - это фундамент, на зтором строятся ася последующая литературоведческая габота." .
Необходимость усиления текстологической работы особенно істойчиво трвбуея соарзивннов состояние данной филологической «сциплши а тадшисхой науке. Равнодуяие к этой литературовед->е:іой отрасли здесь настолько велико» что на сей день мы не «еем ни одного критического 'издания произведений современных чджихских писателей. Издание 15-томного Полного собрания сс-тений основоположника тадтотсской современной литературы
.АЙНЙ0 ЯврВЫЙ ТОМ КОТОРОГО УВИДЗЛ СЗет ПОЧТИ СООСК ЛЄТ TCT'V
ізад, все еще остается незавершенным.
Основная задача текстологии заключается в исследозлкк їтории текста художественного произведения, которое, осуществится в неразрывной связи с мировоззренческой и творческой )кц8пциями художника, социальными и культурными особениостя-і его эпохи.
Если специалист по ютории или теории литературы имеет я о с последним текстом художественного произведения, то текс-дог имеет дело е различивши рукописной и печатными его тзкс-ми в процессе их измеиакия и развития. Анализ ^ехстя в по-хпной последовательности его .развития» с одной сторони,, и во акиосвязи друг с другсы я историческими вгхами» с другой стоим, дает возможность исследователе более отчетливо раскрыть оцесс становления творческого мастерства, формирования миро-. спринткя писателя0 подготовить почву для установления полного кета произведения. Исходя из этого, большинство текстологов дает предпочтение сравнительно-историческому методу научені'..; кета.
Вывода текстологической работы необходимы не только для [тесного осуществления различных литературоведческих иссле-оаний, а неменьшей мері они дополняет и гах:« отрасли знаний.
Лихачев Д.С. Текстология (на гаатеэяале русской литевзтусы Х-ХУП вв.). Л.гНаука, 15Ш, c.2 пек палсогрофкя, археография, лингвистика, история, искусствоведе ну.е. В процессе шализа текста проявляется не только стилистические особенности, хопутствоЕаввие творческому становление художника, но и такие связанные с его творчеством обстоятельства, как исторически-судьба произведения, "состояние его рукописей, отношение писателя к публикации своего творения, даже такие на пэрььй взгляд мелочи, как особенности почерка, средства письма, практическая творческая манера, привычки и т.п. С другой стороны, исследование истории произведений отдельных писателе;; служит важный средством непрерывного развития и соЕерпенствования общей теории текстологии. Изучение истории текстов произволений Рудаки, Фирдоуси, Низами Ганджави, Саади Ширазя, Хафиза Ширази и других художников слова служит теоретическим источником и практической школой текстологии средневековой и современной таджикской литературы. Возникновение и раэв!'-ме текстологии связано с научными и культурными потребностями эпохи; L-ацачи, которые стоят перед нами, стояли и в советский период нашей жизни, однако о них больше говорили, .чем решали. Наглядным примером этому могло бы служить упомянутое выше издание собрания сочинений САйки^ Но за относительно короткий период нашей жизни произошли слизжда значительные события, чтобы пройти мимо них в литературоведении и а частности в текстологии. Совершенно необходимо, чтобы мы выявили дух времени и показали жизнь произведения литературы в кем. Более всего на это имеет право творчество зачинателя новотаджикской прозы Садриддина Айни. Цель и задачи исследования. Без всестороннего текстологического исследования произведений писателя айниведение не сможет претендовать на высокие научные достижения. Более того, сгрьезное изучение истории текстов произведений С.Айнн по своему значения шире рамсгс самого айнивецения: оно служит теоретической базой и практической школой для таджикской текстологии новейшего времени. Пеэтому большуо ценность в г^том отношении " будут иметь надежные научные достижения. Исследования и публи-кеции, осуществленные К.Айни, М.шукуровым, Р.Хаиимом, С.Таба-ровык, А.Сайфуллаевым, С.Азимовку., Р.іукимсвнм, А.Уруновым, С.Саяохом и другими, как первые шаги по текстологическому изучение произведений С.Айни, не могут претендовать на исчэрпыза- оїдее решение основополагаоцях проблей критики текстов произведений писателя .Теперь настала лора от критики текстоэ отделызи произведений и частных проблем перейти н решение общих задач текстологического исследования произведений писателя, к исслв-довйничі этапных произведений, концепции филологического анализа текстов в целой. Исходя из этого, диссертант ставит перед собой следуощие а), с учетом достижений современной текстологической науки и привлекая критические тексты прозаических произведений С.Айни 20-31-х гг., которые w.en в его творчестве этапное значение, углубленно рассмотреть основные вопросы текстологии многогранного творчества писателя; б) спираясь на налетов и конкретное исследование текстся в) используя опыт и достижения в изучении истории техстеэ г) разработать принципы установления точных текстов произве іетодологическиз основы 'наследования. При осуществлении исследования автор опирает-"", на принципы сравнительно-исторического метода и комплексного исследования истории текста литературного произведения, которые успепно используотся русским текстологом Д.С.Лихачевым и такими зарубежными и отечественными исследователями, как В.АДуковский, Б.В.Томаиевсхий, Б.І.Эйхенбаум, Е.Э.Бертельс, Н.-М.О.Османов, В.С.Бородин, С.Й.Тимина, ?..&.Алив, Р.Хаци-зэде, Эраджи Афаор, Е.И.Прохоров, К.Айни, Х.Атаханова, А.Л.Грииуннн, Л.Д.Опульскея, А.А.Макаров, А.Афса. зод, Еахиди Дастгирта ': Л.ПЛрелалшкли. Данный метод исследования дал автору возможность рассмотреть мировосприятие, творческое мастерство и эстетические взгляды С.Айни в беспрерывном их развитии 'л нерасторжимом взаимоотношении с культурными,- потребностями времени. Источники и материалы исследования, lie достаточная упоряд чинность Архива С.Айни, невозможность пользоваться т б научны ;,*і.їях вынудила'диссертанта начать процесс исследования с уста-' немения основных источников рукописных и печатных текстов про-наведений писателя. Документы и материалы, обнаруженные в Архиі СЛйки, Центральном архиве Республики Таджикистан, рукописных і печатных фондах Национальной библиотеки Таджикистана им.Фирдоуси и Российский государственной библиотеки, послужили почвой для суждений и выводов диссертанта. В основу исследования леглі таким обранок, многочисленные рукописное и печатные тексты произведений С.АКш, пре/где-всего таких его этапных полотен, как "Одкна", "Дохунда", мРабы" к "Смерть ростовщика", В несдедова-' , тельейнй процесс частично вовлечены таккэ произведения .шеате-лей советского периода "Утро нашей ж«знй"(С.Улуг-заде5е иШу~ рабв(Р.Дясалил), "Течение жизни"(Дж.Оцина), "Лук Рустама'ЧС.Тур-сун), фрагменты стихов мастеров поэзии классического периода, а так}*е некоторые отрывки из произведений мировой литературы. Научная новизна. Диссертация является первым развернутая текстологическим исследованием в современном таджикском литературоведении. 8 кзй впервые текстологическому анализу подвергнуты все рукописнкэ и печатные тексты важнейших прозаических произведений С.Айни. Этим научным актом в.таджикском литературовед иии утверждается понятие "персональная текстология". В диссертации впервые на материале творчества С.Айни научно рассматривается проблемы установления основного текста произведений современных т&дживских писателей. Практическое значение исследования. Создание филологической концепции текстов произведений С.Айни со всей серьезностьо ставит проблему научного издания наследия писателя. Острая необходимость издания научно выверенного текста сочинений писателя совершенно очевидна хотя бы по критическому изцанио повести "Одина", в котором автор диссертации обнаружил и установил свы-це 250 разночтений, ошибок и упущений различного характера. Необходимо, чтобы в собраний сочинений С.Айни рассматривались все ввяросы кантику текста, связанные с проблемой установления ос-нйыюго текста прекззедеяяй, которые определяет дальнейшую су-одьбу рукописных и печатных текстов произведений худояняка. Такой подход в дальнейшем должен стать правилом при научном изда- нии произведений других классиков современной тадчикскг.Я литературы. Апробация работы. . Диссертация' является результатом многолетней научной деятельности и преподавательской практики. Целый ряд проблем и выводов диссертации изложи на "Айнинских чтениях", гтрсвоцивгвихся по инициативе Института языка и литературы , нм.Рудакк АН Республики Таджикистан СДуианбе, 1984,1936), на традиционной Всесоюзной научно-теорегпческсй конференции "Проблемы писательской критики", организованной факультетом русской филологии Тад-кихского госуниверситета IДушанбе, 1990), на научно-теоретических конференциях молоди уче;іьг< и специалистов-(Душанбе, 1990) и профессорскс-ггоелсдавательсксго состава Ку-лябского госуннверсигета (.Куля?, I9S-I996). Теоретические и практические результаты не следе с и: ;ш попользуется на занятиях по истории и теории литератур», введенії? в литературОЕевр;!"-?, на специальных курезг и семинарах аил вузов я научно-мегсти"-"*-ских учреждений Республики Таджикистан филологического прсилл. Диссертац :я обсуждена и рекомендована к защите на совместней заседании кафедр таджикской литературы, методики преподавания таджикского языка и литературы, таджикского языка Кулябско-го госуниверситета (26.12.95), на секции литературоведения Ученого совета Института языка и литературы им.Руцаки АН Республики Таджикистан (25.03.97, протокол № 8). Публикации. Основные проблемы и выводы исследования изложены в публикациях, указанных в конце автореферата. Общий объем опубликованных работ достигает 4и печатных листов. Счда входят две монографии, 'научный текст повести "Одина" С.Айни, 'трактаты Лир Сайда Али Хамацони ^Самопознание" Ч "Маърифат-и нафс") и "Тракта, о святости" ("Рисала-йи куддусийа"), снабженные вступительными статьями и комментариями, а также статьи, опубликованные в различных изданиях страны. Структура диссертации. Диссертация сострит "из введения, четырех глав, заклэчения и библиографии.
задачи: '
произведений С.Айни, проследить такие важные вопросы персонаж
ной текстологии, как движение текста и творческий процесс, а;
крепление последней творческой воли писателя и обметивши ос-
нови определения текста;
произведений С.Айни, определить .пути развития и матодологкческ:*.!
принципы таджикской текстологии;
дений С.АГіНи и теоретическое обоснование научных изданий его со
чинений.