Введение к работе
Актуальность темы. Важным источником литературио-критичо-ской мысли, основным сродством выражения критических воззрений, художественно -эстетических идей поэтов прошлого является их творческое наследие. Часто в стихах, иногда в личной переписке поэтов выражен авторский взгляд на отдельные стихи или творчество того или иного мастера слова. Нередко в таких случаях художник выражает свои суждения о собоственных произведениях и творчество в целом. Подобные оценочные моменты имеют особо важное значение для выявления характера литературной критики эпохи, ибо особенности литературного процесса каждой эпохи наиболее отчетливо проявляют себя в ее поэтическом творчестве. На основе художественно-эстетических воззрений поэтов формируются также и литературные каноны, оценочные критерии.
Литературно-критические высказывания поэтов имеют немаловажное значение для изучения их творческого наследия, так как часто дают возможность определить принадлежность художника к тому пли иному литературному течению, стилю или ориентируют исследователя на определенные выводы в этом направлении.
Проблема литературно-критических высказываний поэтов уже довольно давно привлекает внимание исследователей пирсоязыч-ной классической поэзии. В монографических трудах и статьях ч прошлом советских исследователей Е.Э.Бертельса, АЛЬЕолдыре; а? Ш.Хусейн-заде, Р.Хадизаде, Х.Шарифова, Р.Мусулманкулс>-л А.Сатторова, Н.Сайфнева, ЬІБакаева, иранских ученных А.3арр;ш-куба, М.Киянуша и других содержатся любопытные выводы по этому поводу. При этом, следует отметить, внимание исследователей было направлено на художественно- эстетические и критические мысли Насира Хосрова, Низами Ганджеви, Абдуррахмаиа Джами. Это обстоятельство связано с тем, что упомянутые мастера слова больше других авторов затрагивали тонкости поэтического искусства. Их творчество дает достаточно обильный материал для выводов по многим вопросам литературно-критического, эстетического порядка.
Учитывая степень изученности проблемы отражения художественно-критической и эстетической мысли в творчестве поэтов классического периода, автор данной диссертации поставил целью расширить тематический круг ее рассмотрения литературно-критическими и эстетическими воззрениями одного из наиболее выдающихся представителей персоязычной классической поэзии, мае-
. 4
тера панегирического жанра Афзал ад-дина Бадиля Хакани Ширвани.
Как и абсолютное большинство его собратьев по перу, Хакани Ширвани не создавал специальных трактатов или иного рода со-чинонин по теории поэзии и литературной критике/Материал, положенный нами в основу исследования, составляют его мысли и высказывания о значении поэтического творчества, миссии художника, сущности поэзии, об уровпе творческого мастерства его предшественников и современников, выраженных им в процессе самооценки своего творчества. Подобные воззрения Хакани Шир-ванн нашли свое отражение в некоторых его касыдах, кит'а, а также отдельных посланнях.
Анализ литературно-критических мыслей Хакани поможет прояснить некоторые неясные моменты творческого метода, поэтического стиля, идейно-эстетических позиций, а также морального облика самого художника, воссоздать состояние литературно-критической мысли и творческой атмосферы XII в.
Цели и задачи исследования. Главкой целью диссертационной работы является изучение литературно-критических воззрений Хаканч Шириани. Для реализации ео диссертант ставит перед собой следующие задачи; определить степень изученности творческого наследия Хакани Шнрванн; рассмотреть вопросы мастерства, художественные особенности поэзии, лнтературио-кри-тические воззрения Хакани Шнрванн и определить его взгляды на сущиость поэтического слова; выяснить характер отношения Хакани к творчеству предшественников и современных ему поэтов; на этой почве выявить взгляды современников на творчество Хакани; определить место литературно-критических воззрений Хакани Ширвани в истории критической мысли; рассмотреть вопросы творческого самопознания н художественного совершенства поэтического слова с позиций Хакани Ширвани.
Теоретические и методолгыческие основы исследования.
Теоретические и методологические основы данного исследования определяются сравнительно-историческим принципом научного анализа и трудами иризнанных ученных-востоковедов.
Источники исследования. Диссертация осуществлена иа основа анализа более чем 40 литературных источников, критического издания дивана Хакани Ширвани, его полных "Муыша'ат" ('Сочинения"), меснези Тухфат ал-Иракайн" ("Дар двух Ираков"), трех комментариев его дивана, а также соответствующих тазки-ре и диванов поэтов до XIII в.
Новизна исследования. Настоящая диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным литературно-критическим воззрениям Хакани Ширваии. Здесь впервые предпринято развернутое рассмотрение существующих взглядов и мнении о творчестве поэта. На этой основ автор диссертации рассматривает литературно-критические, эстетические воззрения Хаканн Ширвани с позиций художественных, духовных, нравственных, социальных, идейно-эстетических критериев, определяет их ценность для истории литературно-критической мысли.
Научная и практическая ценность исследования. Материалы и научные выводы работы в будущем могут быть использованы в учебных пособиях по истории литературной критики. Отдельные части исследования могут бить использованы при чтении лекций и специальных курсов для студентов филолгических факультетов.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры новейшей персидско-таджикской литературы ТГУ (протокол N 7 от 27. 01. 1995г.). Результаты исследования широко использовались автором при чтении лекций и спецкурсов по литературной критике на факультете таджикской филологии ТГУ. По отдельным аспектам исследования диссертантом сделаны сообщения на традиционных научно-теоритиче-ских конференциях профессорско- преподавательского состава ТГУ. Основное содержание работы нашло отражения в опубликованных автором статьях и тезисах.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.