Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литература средневековой Беларуси и становление классической художественной традиции в поэзии Янки Купалы Проневич, Геннадий Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Проневич, Геннадий Николаевич. Литература средневековой Беларуси и становление классической художественной традиции в поэзии Янки Купалы : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Минск. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького.- Минск, 1990.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-11/1378-4

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема истоков іг исторического генезиса новой литературы, зарождения в ней классических национальных традиций - одяг из наиболее сложных и противоречивых з современной литературоведческой науке. По признанно Д.С,Лихачева, "?/w понемногу начинаем поникать, что решение многих проблем истории русской литература ее классического периода невозможно без прішле-чения истории древней русской литературп" .

.«.„ ^ белорусском яе литературоведении в подобной плоскости вопрос не ставился вовсе. 3 нем особенно трудно формировалась конца»», пия"непрерывного литературного процесса. Долгоо время считалось, что традиции литературного развития оказались прерванными. Лишь с выходом в конце 60-х годов академической "Истории белорусской литературы, появлением работ А.Мальдиса, посвященных этой проблематике, окончательно утверждается мысль о непрерывности литературного процесса.

А мелщу тем сущность проблемы - диапазон, глубина, механизм сцепления и взаимодействия средневековой и новой литератур - до настоящего времени специально не изучались. Ко получи-и они доланого освещения н в ходе борьбы концепции Фольклорного и литэратур-кого происхождения белорусского искусства слова. Историческая перспектива становления к развития ново:* белорусской литератур», особенно на ее внсшем, классическом этапе остается недостаточно изученной, конкретизированной.

Целью настоящего исследования является всестороннее изучение творчества Янки Купа.та в его отношениях и связях с традициями и художествеїшнм опытом литературн средневековой Беларуси, а такте основними закономерностями и проблемами образования классических основ в белорусской литературе XIX - начала XX в. Решение означенных задачяепосрєдстЕєнно сопряжоно в работе с задачей создания теоретической концепции переходного периода от древней к новой литературе, а также выяснением сутюстк и специфики классического этапа как качественно вмегаего, завершающего звена п становлении национальной литературі,

Отсюда вытекает и ряд конкретних задач:

- раскрыть содержание и супрость процесса стаимления епкоруо ской литературн ХІХ-ХХ вв. с точки зрения преемственности опнтз

1* Лихачев Л.С. Избранные рао'отн: В 3 т. - Л., IS87. Т. I,- С. 654.

предшествующего литературного развития;

установить основные источники, формы и уровни влияния ста-рслитературных традиций на пооэию Я.Купалй, общественные и лично-стно-творческие предпосылки этого процесса, его историческую обусловленность, основные закономерности и этапы;

исследовать разнообразные каналы и формы связи творчества поэта с традициями старобелорусской литературы, изучить характер и сущность їіх влияния на идейно-тематическое содержание, стиль, поэтические образы и мотивы, формирование целостной концепции национально-духовного бытия и г. д.;

выяснить к исследовать основные типологические черты, признаки и особенности купаловского героя с позиций решения в творчестве поэта к средневековой литературе проблемы самоценности человеческом личности.

Кроме того, одну из важнейших задач работы диссертант видит в том, чтобы раскрыть маситаб и потенциал творческой личности Янки Купалн как классика национальной литературы и одного из духовных лидеров славянского мира.

Материал и метрик исследования. В работе исследуются опорные классические произведения лирики, эпоса и драматургии Я.Купали: стихотворения "?фжик",, "Л кто там идет?", "Светает". "Молодая Беларусь", "Песня солнцу", "Весна 1915-ая", "Ворон", "Восстань...", "Белорусским партизанам",, ijosuij "Курган", "Сон на кургане", Тори-слава", "На кутью", "Неназванное" и др.

С другой сторо'ш, предметом исследования явились "Повесть времякных лет", "Слово о полку Игореве", "Житие Ефросиний Полоцкой", белорусско-литовские летописи, наследие Ф.Скориш, Н.Гусовского, М.Смотрицкого, Я.К.Пашкевича, А.Рншш, С.Полоцкого, Литовские Статут, "Речь Ивана Мелеято" и "Послание и Обуховичу", другие произведения литература эпохи феодализма.

В плана литературного влияния, историко-типологической соотне-сєіиости и генетической общности в работе исследуются идейно-тема-тическоа содержание, стиль, образность, пафос, наяровие формы, поэ-їмчосная лексика, возникавшие в творчестве поэта вседствие влияния старолитературных традиций аллюзии, реминисценции, контамяации, наследования, образные, интонашюшше и ритмические созвучия, ассоциации, типологические связи и схо-еденил, исторические аналогии и параллели.

Еольлое «есто в рабогэ отведено также сопоставительному ана-

лизу сопутствующих, альтернативных или посреднических связей купа-ловского творчества с нзвиоизльньм фольклором, белорусской литературой XIX п., польской и романтическое русской поэзией, изученк» их влияния на характер восприятия и интерпретации поэтом староли-тератутнмх традиций.

Проблем, исследуется в тесиоЦ связи с социально-политическими процессами возрождения и формирования белорусской нации, об-иественно-культуркым и национально-освободительным дзияеяиеы в Белоруссии Хїл-ХХ вр., а также изучается в контексте славянского и европейского романтизм-.

Общетеоретическая часть работы выполнена ка основе трудов Г.В.Гегеля, К.Марнеа, В.И.Ленина, В.Г.Белинского, II.Г.Чернышевского, а также с учетом наблюдений и выводов Д.С.Лихачева, Н.Я.Голе-нищепа-Кутузона, Г.ІГ.ЬГоясєезой, Ф.Я.Прийми, белорусские учен"х В.А.Коваленко, А.И.І.Їальдиса, В.М.Кояона, О.А.Лойко, Б.А.Колесника, Г.С.Борезкина, А.С.Яскевича, А.К.Кавко и др,

В работе широко использован системно-сгруктурннй метод исследования явлений литературной эстетики, который внстуг.эет в сочетания с исторлко-генетическим и сравнительно-типологическим методами исследования и как вторичный но отношение к ним, что позволяет изучать литературные явления в их системной взаимосвязи и исторической обусловленности.

При этом диссертант сочетает принцип историко-хрокологической подачи и исследования материала с развернутыми системными наблюдениями над стилем, эволюцией художественных образов и т. д.

Научная новизна исследования определяется правде всего вкладом автора в разработку и обоснование общяИ концепции классического эт?па как качественно вылшего, завершающего звена в становлении национальной литературы. Диссертантом предложена принципиально новая модель возникновения и развития ново* белорусской литератур», утзерлдащая приоритет старолитературюзс традиций в процессе'образования классических художественных основ в белорусской литературе ХІХ-ХХ вв., а также решается ряд актуальных для белорусского литературоведения проблем:

-дается новое, расширительное толкование преыственности и содержания яитературнгос традиций и литературного процесса,;

устанавливается обтая направленность, основные г.акономепно-сти и тенденции переходного периода от древней к новой литературе;

дается развернутая системная характеристика классического

этапа, раскрывается его содержание и отличительные признаки;

устанавливается и раекрызается древнейший стилевой прототип -купаловского романтизма, восходящий к 'стилю монументального историзма, древнерусской литературы XI-XII вв.;

дается сравнительно-историческая и типологическая характеристика купаловского героя с точки зрения решения проблеим самоценности личности п поэзии Я.Купглы и средневековой литературе;

уточняется исторический генезис, идейное содержание и эстетическая сущность образов Молодой Беларуси, гусляра, князя, воина, мотивов солнца и славы, исследуются конкретные обстоятельства и условии их возникновения к развития.

Иссле.цуя проблему, автор впервые вводит в научный оборот некоторые малоизвестные произведения поата, а также обращается к другим малоизученным источникам:, историкоархеологическим сборникам, календарям, невостребованным до недавнего времени работам А.Луц-кєвича, В.Ластовского, материалам русской, белорусской, польской дореволюционной периодики и т. д.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации могут иметь теоретическую и практическую значимость при создании обновленной модели возникновения и развития новой белорусской литературы, выработке целостной концепции истории белорусской дооктябрьской литературы, научной разработке отдельных периодов ее развития, создании.учебников и учебных пособий для студентов ВУЗов, а также в учебнем процессе при чтении курсов истории древней и новой белорусской литератур, истории БССР, раэра^тке спецсеминаров и спецкурсов по творчеству Янки Купали и белорусской литературе начала XX в.

Апробация работаї. По теме диссертации опубликовано пять статей. Диссертация обсуждалась на кафедре белорусской литературы Врэстсвого педагогического института км, А,С.Пушкина и на кафедре белорусской литературы Минского пединститута им, А.И.Горького. Основные положения работы излагались в .докладах на республиканской научной конференции, посвященной 100-летии со дня рождения народних позтов EJCP Янки Купаж и Якуба Коласа "Творческое наследие Янки Купали и Якуба Коласа и развитие славянских языков и литератур" /Минск, сентябрь 1982 г./, и научной конференции, посвященной 8Г0-Л9ТИЮ "Слова о полку Игореве" /Минск, Белгосуниверситет им. В.И.Ленина, декабрь 1985 г./

Объем и структура исследовангя. Обилий объем диссертации составляет 204 страницы. Диссертация состоит из зведення, трех глав, заклгачения и библиографии^