Введение к работе
Актуальность темы. Саиб Тебриэи (1601-1676) является видней-
іим представителем "индийского стиля", гпсподствовав-
іего в персоязычной поэзии с конца ХУІ в. дп середины ХУШ в. собое значение поэзия Саиба для адекватного ппнимания и правильна оценки "индийского стиля" определяется тем, что она дает наи-плее полное представление об идейно-философской и эстетической юновах этого стиля, а такие о его формальних параметрах. В дис-ертации творчество великого азербайджанского поэта рассматривает-я именно с этой точки зрения.
"Индийский стиль" характеризует цеяуо эпоху в истории персо-зычной поэзии и без выяснения его историко-литературной и типоло-'ической сущности верное понимание закономерностей исторического іазвития персоязычной литературы представляется невозможным.
Следует отметить, что в исследовательской литературе выдвину-'о много противоречивых, а подчас и предвзятых суждений о характе-е персоязычной поэзии эпохи Сефевидов, о генезисе, сущности,ос-овных особенностях и об отдельных представителях "индийского сти-я". И хотя библиография работ, посвященных "индийскому стиле" ох-атывает довольно широкий круг различных по характеру и объему аучных трудов,-сама проблема до сих пор остается нерешенной, что
немалой степени объясняется отсутствием четкой методики исследо-аниЯ.
Если исходить из диалектики общего и особенного, то изучение ворчества отдельных представителей "индийского стиля" в стилевом спекте (конечно, в связи с "общкм" стилем) - наиболее эффектив-ый путь определения его сущности и главных особенностей. С этой е целью диссертант обращается к творчеству Саиба Тебризи - ярчзй-его представителя "индийского стиля".
Надо сказать, что подобное исследование актуально не только
плане выяснения закономерностей развития персоязычной поэзии,но
с точки зрения изучения таких проблем, как классические литературные связи Азербайджана, место азербайджанской литературы среди итер".тур Востока и т.п. И наконец, при рассмотрении поэзии Саиба
таком широком контексте, создается более полное и ясное предс-авление об эпохальном значении его творчества, "представляющего пбоя веху в развитии всей персоязычной поэзии" .
.Алиен Г.Ю. Персоязычная литература Индии. М., 1?68, с. 149.
- k -
Цокь и задачи .диссертации. Основная цель диссертации - рассмотреть проблему "индийского стиля" через приз'ку творчества Cat da Тебризи и по мере впампкнпсти, представляемой материалом, вы! нить ьамнеашие вопросы, способствующие определении его исторш литера туг-"" и и эстетической сущности, а такие показать роль азе; байджзнского поэта в формировании и распространении "индийского стиля". Для реализации этой цеди поставлены и решены следующие дачи:
-'дать картину историко-спциальных условий возникновения " д'лйского стиля", проследить в лице его основных представителей ти его развития.и определить этапы его эволюции;
на материале газелей Саиба Тебризи, а также других преде витеяей "индийского стиля" определить идеологические факторы у эстетические принципы, обусловившие появление "индийского стиля
дать системний анализ процесса трансформации жанра газе; и. творчестве Саиба Тебризи;
подробно анализируя творческий метод Саиба Тебризи и сті левые черти его газелей, определить тип художественного познані в "индийском стиде" и специфику его проявлений в поэтической р(
Объектом исследования- является лирика Саиба Тебризи. К и< следование привлечены произведения других представителей "инди скпп) стиля", а также некоторые синхронные историко-литературн источники.
Методологической и теоретической основой работы послужил марксистско-ленинская концепция историзма, законы материалиста кой диалектики, а также общетеоретические труды советских лите туроведов - Д.СЛихачева, М.Б.Храпченко, I.И.Тимофеева, Ю.Б.Бо вэ, Л.Н.Соколова, А.Ф.Волкова и других.
Научная новизна исследования заклочается в том, что творч во'Саиба Тебризи впервые а советском литературоведении рассмат вается в широком историко-литературном Контексте и на совремеи теоретическом уровне. Сделана попытка определить этапы эволвци "индийского стиля", его идеодогическув и эстетическую основы. материале газелей Саиба подробно прослежены изменения, происхе шие б этом жанре, широко, проанализирована художественный мето; сталь Саиба Тебризи.
Практическое значение работы видится в том, что ее резул! ты расширяют научные представления о сущности "индийского стш
и о роли Cauda Тебризи в его формировании, дополняет'картину развития персояаычкои литературы и могут йить использованы при написании обобщающих трудов по истории литератур Азербайджана и Ирана, при изучении классических литературных связей, а такие'в сравнительно-типологических исследованиях. Работой можно пользоваться и при преподавании в вузах истории литератур Азербайджана и Ирана'.
Апробация. Диссертация выполнена и обсуждена в Отделе иран
ской филологии Института востоковедения АН Азербайджана. Основные
ее положения изложены в форме докладов на Всесоюзной научной кон
ференции колодых ученых по общественным наукам (Ташкент, 26-29 сен
тября, 1988), на Научно-теоретической конференции ИЗ АН Азербайд
жана (Баку, 15-17 мая 1989), на Первой научной конференции молодых
востоковедов Закавказья (Баку, 29-31 мая, 1969), на Пятой Всесоюз
ной шкоде молодых востоковедов (Звенигород, 1989), а также отраже
ны в ряде статей.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заклечения и списка использованной литературы.