Введение к работе
Актуальность темы. Литературное наследие выдающегося азербайджанского поэта Сэйида Имадеддина Насит /І369-І4І7/ во все времена привлекало внимание исследователей, однако многие проблемы образно-поэтического мира творений этого корифея поэзии Востока не нашли еще должного научного решения. Исследование лирики такого крупнейшего мислителя, как Насими, занимает важное место в изучении философских течений и художественных стилей средневековой азербайджанской литературы. Творчество поэта, в котором синтезированы и получили развитие достижения поэтики и философии Востока, оказало серьезное влияние на тематику,форму и язык поэзии многих тюркских народов. Искусное использование всевозможных смысловых нюансов тюркских слов позволило ему максимально расширить их семантический объем. В связи с этими и другими вопросами роль и место Насими-в истории азербайджанской литературы, языка и философии должны рассматриваться особо.
Несмотря на заметные научные достижения ь области изучения в Азербайджане творчества Насюли, некоторые проблемы его поэзии и мировоззрения, богатейшей системы литературно-философских образов не получили всесторонней научной оценки. В круг этих вопросов входит основательное исследование многогранного поэтического мира поэта, религиозного,мирского и мистико-философского аспектов содержания и системы смысловых уровней его стихов, а такке их образного отражения-в.поэтических формат и фигурах.
Объект, цель и задачи диссертации..В реферируемой работе объектом исследования /с учетом большой научной значимости/ являются "Диваны" Насими на азербайджанском и персидском языках. В диссертации использованы трехтомник "Сочинений"Имадед-дина Насими , * охватывающий большинство произведений поэта на родном азербайджанском языкег а также древнейшие источники и новые издания. В целях более полного представления о наследии поэта к рассмотрению привлечены и персидские сочинения, издан-
I Имадэддик Насими. 8сэрлари,'3 чилдда, Баки,1973.
ные Г.Мамедзаде * и Р.Алиевым.
Целью диссертации является исследование лирики Кмадеддина Насими иа урогно содер;:<ателыго-поэтическкх особенностей его поэзии, а такке определение основних источт'.г.сп творчества этого выдающегося мастера слова.
аостлжєішє указанной цели предусматривало решение следующих задач:
освещение исторки изучения творчества Насими;
выявление путем комплексного анализа основных мотивов и образной системы поэзии 11йс:плі;
определение через систему :іДЄІІНО-лУДО?лЄ'СТВЄНН1іХ поисков поэта глазных направлений его мировоззрения;
характеристика особенностей литературного наследия поэта, определение его роли в обогащении поэтических фигур и форм тюрк-окоИ поэзии.
Тоопетичрстоя основа к методика диссертации. Б работе использован опит средневековых тезкпре, лоэтологичестах исследований азербайджанских, русских, турешеах литературоведов, так или иначе связанных с рассматриваемой проблемок.
В исследовании предмета сочетаются принципы исторнко-лите-. ратурпого и теоретического подходов. Спецификой предмета продиктовано комплексное использование ^птературнонТ-плософского" анализа я сопоставительного принципа при определении мировоззренческих мотивов и поэтических фигур лирики Насталі.
Научная новизна диссертации обусловлена те:.:, что она представляет собой опит, первого специального исследования лирики Насими в комплексе ее идейно-содержательных и художественно-поэтических особенностей. .
Впервые исследованы,фшюсо&жо-пеэтпческиё образы, занимающие значительное место в творчестве поэта и определяющие.его ведущие мотивы. Выделены и рассмотрены стилистические и столовые фигуры, обеспечивающие изящность формы и изложения стиха.
Уточняется место поэта в тюркской лнрико-философской традиции, выявлеш новые аспекты в изучении проблеми преемственности, т.е. связи іїлілософии и поэзии Насими с предшествующим и последующим духовным опытом. Пересмотрены некоторые традиционные оценки ли-рико-философского наследия поэта.
диссертация по своей научной значимости является попыткой восполнить пробел, которий образовался в последние годы в области изучения азербаіідаанской классической поэзии, в частности творчества "божественного творца" /М.Ф.Кепршю/, создавшего драгоценные жемчужины национального стиха.
Практическая ценность работы состоит в том, что ее материалы и научіте ешзодц могут быть использованы в трудах по истЪрии азербайджанской литературы, в исследованиях по, классической восточной поэтике.
Апробация работы. Диссертация выполнена в Институте литературы им.Низами АН Азербайджана. Работа обсуждена и допущена к защите на совместном заседании отделов "Азербайджанская литература древних и средних веков" и "Низамиведение".
Некоторые научные выводи и основные положения работы изложены в 8 статьях, опубликованных в периодических изданиях, доложены на республиканских конференциях.
Структура диссертации обусловлена исследуемыми в ней научными проблемами» Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.