Введение к работе
Актуальность темы. Одной из первостепенных задач, стоящих перед советским литературоведением, является всестороннее исследование в параметрах современного научно-теоретического мышления, классического литературного наследия. В кашя дни с особенной убедительностью проявляется сила художественно-эстетического воздействия, огромная воспитательная роль демократических нереалистических традиций класоической литературы. Как известно, изучению и критическому освоеншо культурного наследия прошлых эпох огромное значение придавал Б.И.Ленин. "Без ясного понимания того, - писал он, - что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру, - без такого понимания нам этой задачи не разрешить". Сегодня, когда мы признаем приоритет общечеловеческих ценностей, вопрос об отношении к памятникам материальной и духоеной культуры ставится с еще большей остротой; "некультурная гласность", никак не моает способствовать перестройке нашей общественной., жизни.
Формирование личности человека будущего, воспитание кав-' дого человека как созидателя и гуманиста.', должны включить в себя и правильное отношение к богатейшей культуре прошлого, доставшейся нам в наследство от гениальных мыслителей минувших времен.
Реферируемая диссертация посвящена изучению литературного творчества одного из выдающихся представителей азербайджанской классической литературы Ахмада Абу Аббаса Казн Бурханедда-на (1344-1398), принадлежавшего к тому поколению азербайджанских поэтов, которые стояли у истоков поэзии на родном языке. Поэтому всестороннее исследование творчества Казн Бурханеддина может пролить свет на многие стороны тех сложных литературно-художественных процессов, которые были характерны для начального
I Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.31, 0.262.
периода азербайджанской тюркоязичвой латературы. Кроме того, тЕорчестзо Кази Бурхакеддина - стариэго современника великого Насини, - испытало влияние разных литературных течений: удачно соединив и обогатив наиболее интересные литературные приемы своих предшественников, писавшій на персидском и арабском языках, с элементами и мотивами народного творчества, он смог выработать на их основе свой собственный стиль, долгое время служивший живым примером для последующих поколешгл азербайджанских поэтов. С его именем связано создание и расдвет жанра гуэт в тгоркоязычной литературе. Произведения Кази Бурханеддина отличаются от творчества его современников также мощным субъективным началом. Однако его поэтическое наследие до сих пор не получило должного осмысления в литературоведческой науке, хотя в исследованиях, посвященных азербайджанской классической литературе, упоминания о нем встречаются часто.
Все указанные вьгае особенности вызывают настоятельную потребность более обстоятельно и глубоко изучить исторические и эстетические предпосылки, характер и идейно-художественные особенности творчества Кази Бурханеддина, сыгравшего достаточно заметную роль также в общественно-политической жизни своего времени, определяют актуальності избранной темы.
Целью исследования явля&тся изучение основных этапов жизни и творчества известного азербайджанского писателя Казн Бурханеддина, выявление особенностей мироощущения авторской субъективности, сравнение лиризма в творчестве изучаемого автора и других азербайджанских лоэтов классического периода. В круг задач соискателя входит:
освещение жизненного пути Кази Бурханеддина и дополнение его биографии новыми данными;
анализ поэтического наследия поэта и оценка его в контексте общественно-литературного движения ХІУ века;
исследование особенностей творческой индивидуальности Кази Бурханеддина и определение места и роли его поэтического творчества в истории азербайда." чекой литературы;
освещение аго заслуг в развитии азербайджанской лиге-
ратурн и литературного языка; '
определение значения связи лирики'Казн Бурханеддина с классическими традициями азербайджанской поэзии, влияния его лирики на творчество последующих поэтов;
доказ в контексте классической поэтической культури своеобразия поэтической речи автора: стилистической роли слова, жанровых особенностей стихотворений, механизма тропов, культуры рифмовки, техники метрики и других черт поэтической речи.
Объект исследования. Основным материалом исследования диссертации явились сборники стихотворений и отдельные издания произведений Казн Бурханеддина, опубликованные в Азербайджане и Турции. В работе использовались также средневековые трактаты, содержащие сведения о жизни Казн Бурханеддина и научные труды целого ряда азербайджанских и зарубежных исследователей. Их наблюдения способствовали более всестороннему и глубокому анализу творчества поэта. В то же время в работе подвергались критике ошибочные на наш взгляд мнения и оценки, данные тем или иным произведениям Казн Бурханеддина.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма, связанные с изучением, пропагандой и изданием классического наследия. В теоретическую основу отдельных частей положены постулаты литературоведов Е.Э.Бер-тельса, Н.И.Конрада, М.Ф.Кзпрпли, Г.Араслн, А.Сафарли и других об общем развитии литературного процесса. При рассмотрении поэтического языка использованы работы М.Джалала, Д.Ж.Хандана, А.Бомбачп, И.В.Стеблевой, А.Длсафара и др. .
Научная новизна диссертации состоит прежде всего в том, что она является первым в советском литературоведении монографически.! исследованием, посвященным поэтическому наследию Казн Бурханеддина. Правда, некоторые вопросы его творчества нашли отражение в отдельных критических статьях и работах общего характера. Однако именно в данной работе, впервые предпринимается попытка обстоятельного и углубленного изучения основных проблем творчества Казн Бурханеддина: рассматриваются основные мотивы его лирики, выявляются художественные особенности творчества автора, определяется его место в азербайджанской литературе. Казн Бурханеддин оценивается
как талантливый поэт и пантеистический философ, внесший много литературных новшеств з азербайджанскую поэзию, одш из подлинных родоначальников азербайджанского литературного языка. Его . многогранная литературная деятельность исследуется в диссертации в органической связи с литературными процессами и восточным ренессансом того времени. .
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она содержит литературоведческий анализ всех аспектов литературно-общественной жизни и политической деятельности Казн Бурханеддина, расширяет имеющиеся представления о характере и особенностях многогранного творчества повта, углубляет познания о его месте и значении в истории азербайджанской литературы. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при. создании целостной картины истории азербайджанской классической литературы, чтении лекций в вузах республики по соответствующей дисциплине, а также спецкурсов для студентов-филологов.
Апробация работы. Диссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедре истории азербайджанской литературы Бакинского государственного университета. Основные ее полонення опубликованы в азербайджанских научных журналах и сборниках, а также заслушаны на республиканских научных конференциях в І98С-І988 гг.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 150 наименований.