Введение к работе
Актуальность проблемы и степень се разработанности,
В .литературе ХІТ и. наиболее значительными являются имена Аппаріг Абеварлн, Задира Форёбн, Абула.ло Гаплжа-вп, Рашидадднпа БатяОта, Джамолпддипа Иефахоцп, ДІуД-жпра Байлакопн, Аспрпддпна Ахспкати, ТТіпомл Ганлжавл, ікііішь їх творческая деятельность которых изучены і! бо.л:,-шеі'г или меньшей степени. Имеете с тем па литературный процесс данного столетня позитивное влияние оказали и другие поэты, обогатившие сокровищницу корсидско — таджикской поэзии яркпмн жемчужинами, однако ввиду отсутствия серьезных исследовании, их имена окапались в ряду второстепенных поэтов. ТТыие наслало время обратиться к нх творчеству, исследовать осташпеепл вне ноли зрении поэтическое наследие и выявлть место и значение этих писателей в литературном процессе конкретной ::плх::
Афзалиддпп БаДн.л пбп Али ТІаджОр Хакани Шарвапп относится к числу тех самобытных поэтов, жпзщ, и творческая деятельность которых не стали еще предметом пристального внимания .литературоведов. Хакани был признанным поэтом своегС времени п его талант, знания п творческое дарование получили высокую оценку мастеров слова как двенадцатого столетня, так н последующих веков.
По утверждению автора «Лубоб — у;г — а.тбобч, «Хакани был целой областью в пауке изложения мысли и именно поэтому его создатель получил псевдоним Хакани. он был воспроизводителем словептностн Хассана, за что быт назван «Хассон— ул — Аджам».-. и некоторые полагают, что искусство красноречия 'доведено до вершины Хакани» (І) я, по словам Давлатпюх'а Самарканді! в «Тнзклрат — уш — туаро», он «л науке не имел себе равного, в пОэзпп был наставником других и великие мастера слова носпепалч его (2).
-
Му.^аммад Авфпи Бухороп. «Лубоб-ул-алио-j». Бо купшши С. Нафисй, Техрон, 1335, сах.. 324.
-
Давлатшо.хи Самарканді!. «Тазкнрат-уш-шуаро». Те?;оон, 1370, сах;. 256.
Творчество Хакаші еще при его жизни высокО цопилОсь выдающимися учеными и критиками, составителями анто-логпії п историками и часто цитировалось в их трудах в качество наилучшего образца современной цм поэзии.
Знаток творчества Хакапи Саджодп определяет количество стихов поэта в его диване в пределах 17 тысяч бейтов, составляющих 100 больших и 110 малых касыд, "около 200 кыгьа, 330 газелей, около 300 рубан п примерно 450 бейтов на арабском языке.
Особый Ьптерес жизни н творчеству Хакапн проявили известные востоковеды ТІ- В- ХаньнОв, Э. Браун, її Ф. Мппорскпи, К- Залеман, Г. Это, Ю. Марр, К. Чаіікпн, А-Болдырев, М. Занд, К. Э. Бертельс н целый ряд иранских и азербайджанских исследователей Фурузопфар, Саджодп, Каззозп. Муштра СултОпп, Али Нозпм, Ма^ад Сайд Орду-боди, Г. Капдлц, X. Арасли и др-
Среди огромного количества источников, дающих сведения о жизни и творчестве Хакапн, наиболее известными являются «Оташкада» Озара, «Лубсб—ул—албоб» Анфп Бу хороп, «Тазкнрат —уш— птуаро» ДавлатіпОха Самарканді!, «Пафахот—ул—унс» Джамп, «Таърнхи гузида» Хамду-'лОха Муставфи, «Рпёз—ул—орифнн» и «Маджма —ул —фу:ахоч Рпзокулпхопа Хндоята и др.
В таджикском лптуРатуровеДенпн творческое наследие Хакапн не стало опте предметом пристального изучения. Том не менее имеются отдельные ценные замечания некоторых таджикских исследователей, высказанные по различным аспектам творчества поэта.
Образцы творчества Хакапн впервые в таджикской литературе были изданы СаДрпддщЮм Аіінн в ого антологии «Памупаи адабиётн точпк» — «Образцы таджикской ноззип». Остетцая жшшь и творчество Асири Ахенкатн, Аііпи указывает па творческие взаимосвязи поэта с Хаьанп и для подтверждении своей мысЧтн приводит газель Хака-ни и ответ Ах'Сикати, высоко оценивая при этом поэтическое дарование первого-
R исследованиях А- Фптрата, Т. Зехнп, А. Мпрзоева, 1ТІ. Хуееппзода, X. Мпрзозода, II- Каххоровой, А. Саі'іфуллосва, Л. СулеііманоііОГі, Вали Самада, посвященных различным вопросам истории литературы, содержатся краткие, но цепные сведения о жизни и творчество Хакапн Шарвапп-Отдельные статьи творчеству Хакаші посвятили таджикские
литературоведы Фотох Абдулло (1) и Л. Девонакулов (2)-К числу попейпшх трудоп яо хакапиведеппю относится кандидатская диссертация Б- ШарнпОпа о литературно—кри-тняосіїЛіх воззрениях но.тга (3).
Творчество Хлкаптт многогранно и освещение всех проблем, снизанных с его жнзпыо ті деятелт>ностыо, и пределах одіюіі диссертации тгс представляется возможным. Поэтому я нашей диссертационной работе исследуется лишь один из аспектов творчества Хакапи — проблема художественного восприятия касыд поэта па примере конкретного анализа комментариев. пацнеаппых Аланп Шодцободи п ХЛ^ТТ в. — «ТПархи касопди Хокоцй». Актуальность пастоя-птей преблемы подтверждается тем. ято в ттстОпшг псрсь'Д-ско — таджикской литературы Хакани нрпобпел славу прежде всего как представитель папегерпческой по.лип п больтштнетво комментариев, составленных в течение нескольких столетий, охватывают каепдьт поэта. По нпедешгн к дивану Хакапи П. Саджодп называет более 10 комментариев, посвященных его творчеству.
«НТархн Шодпободи». являюпшГп я наиболее важным и содержательным комментарием и посвященный разъяснению и толкованию труднодоступных слои и выражении. создан в ішдиііскон ніколи герменевтики.
Цел// и задачи диссертации- 13 хпде работы Диссертант поставил перед собой следующие цели п задачи: I. Всесторонне изучить ком.меаїтарип к поэзии Хакапи п па этой базе определять художестпеппьте и стнлевг.іе осо-бетптоеттт творчества поэта.
-
Определять значение комментариев в изучении творчества поэта.
-
Исследовать критерии и уровень художественного восприятия комментаторов предыдущих столетии.
Источшшм исследования. Основными материалами и источниками для проведения исследования п написания диссертации явились различные варианты комментарием к творчеству Хакантт, хранящиеся в фондах библиотек и тг
1 Ф. Абдулло. «Кремль» на «Айвонл Мадонн» //"!\1.:орпф і;а маданият, 25 июли с. 1975.
-
А. Девонакулов. Неъмате бех,тар аз озодй пест//. Садом мэрдум, 25 июни с. 1995.
-
Б. Шарипов Литературно-критические воззрения Хакани. Автореферат дне... кандидат филол... наук. Душанбе, 1995, 24 с.
стптутов рукописен АН республик Таджикистана и Узбекистана, а также варианты изданий диванов и полного собрания сочинении Х'акашг, осуществленных на основе древнейших рукописей-
Методологии исследовании. ТеОротнко — методологической основой данной работы является принцип сравнительно — исторического и конкретно — индивидуального анализа-При отом автор опирается па труДы известных зарубежных п отечественных ученых и литературоведов: Н. В. Хапьп.о-ва, В. Ф. МнпОрского, ГО- II. Марра, Э. Брауна. Фурузои-фара. Саджоди, А. Насрпддинова и др.
Научная новизна исследования- В диссертации впервые в таджикском литературоведении творческое наследие Хаканп исследуется в тесной взаимосвязи с комментариями к нему. Особое внимание уделено автором исследованию проблеми художественного мастерства п творческой индивидуальности поэта, критической оценки его касыд, Определению места и значения поэта в таджикской литературе-
Практическая значимость диссеРтИіпш. Научные выводы диссертанта могут быт.ь привлечены для написании книг по истории таджикской литературы, сочинению комментариев. Кроме того, настоящая работа може г иметь важное значение для последующих исследователей творчества Хаканп. Материалы диссертации могут быть использованы также при написании учебников, чтении курсов лекций и вузах, при написании дипломных, научно — исследовательских и курсовых работ па факультетах таджикской фило.чошн.
Апробация работы- Диссертация была обсуждена на заседании кафеДры таджикской классической литературы университета, (9 нюня '1999 г.), секции лптсрагуровс.іі: і:ітл Ученого Совета (10. XII. 1999 г.) ХуджапД,акОГо государственного университета mi. академика Б. Гафурова п рекомендована ,к защите-
По теме диссертации прочитаны Доклады на научных конференциях молодых ученых ХГУ им- акад. Б. ГафурОва. Основные положения диссертации отражены в книге «Комментарии к «Мпръот—ус—сафо» Хакани, (ХуДжаиД, 2000), а также в статьях ц тезисах докладов, опубликованных в научных сборниках н периодической печати.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих несколько разделов, заключения и списка использованной литературы,