Введение к работе
Актуальность темы. Истоки литературного наследия таджик-:кого народа уходят в глубокую древность. С первых дней своего возникновения оно отражало события и явления жизни в раз-7ичных стихотворных жанрах. За последние годы в таджикском титературоведении немало сделано для изучения некоторых важ-шх проблем поэзии и прозы, которые долгое время не попадали з поле зрения исследователей. Чаще всего рассматриваются троблемы взаимовлияния формы и содержания, их взаимосвязи ; реальной жизнью, основные столпы поэзии — размер и рифма, художественно-изобразительные средства, совершенство и изя-цество стиха.
По мнению Д. С. Лихачева, «литературный жанр — категория историческая... В самом деле, жанры живут не зависимо друг кт друга, а составляют определенную систему, которая меняется исторически» (7,55) '.
Поэтому наряду с изучением истории развития литературно-художественной мысли, сущности и содержания литературы пред-:тавляется очень актуальным исследование также истории возникновения и совершенствования ее жанров.
Исследования в последние годы различных стихотворных жанров (газель, китъа, рубай, сокинома, дубайти, маснави, байт, ірард, мусаммат) и их особенностей (3) подтверждают вышесказанное. С другой стороны, без подробного изучения жанров таджикской литературы прошлого невозможно понять историю развития и сущность стихотворных видов современной литературы.
Цель и задачи исследования. Целью нашей работы является исследование н анализ поэтического жанра касыды в конкретный исторический период. Поэтому мы поставили перед собой задачу определить процесс становления жанровой формы касыды в персидско-таджикской литературе, ее особенности, место касыды среди других лирических жанров, выявить ее сходство и различие с другими поэтическими формами (газель, китъа, мусаммат и др.).
Хотя касыда является одним из весьма распространенных жанров персидско-таджикской поэзии, она до сих пор не стала объектом специального изучения. Поскольку большинство литературоведов и исследователей под термином касыды понимали только ее один вид — касидаи мадхи (панегирическую касыду), мы сочли необходимым при определении касыды рассматривать все ее виды.
Авторы словарей, научно-литературоведческих источников,
иранские и западные исследователи, а также советские востоко
веды дали определение понятия касыды, в общих чертах просле-
і
1 В скобках указываются порядковый номер работы, данной в библиографии, затем, через запятую — номер страницы.
дили ее эволюцию и становление с момента зарождения вплот; до первой половины XI века. Нами же рассмотрена таджикска: касыда, имеющая очень древние истоки (образцы ее встречают ся в доисламской таджикской литературе), со всеми разновидно стями, проанализированы содержание и стиль поэтов — сочините лей касыд. На основе образцов первых таджикских касыд и ка сыд поэтов X — первой половины XI веков определены степеш развития касыды и ее место среди других поэтических жанров.
Степень изученности проблемы и научная новизна. Хотя касы да является одним из известных и (распространенных жанров тад жикской поэзии, тем не менее, она до настоящего времени ні стала предметом специального исследования. Появившиеся з; последние годы труды, посвященные жизни и творчеству отдель ных поэтов (3), содержат сведения о некоторых особенностях это го жанра, но в них не -раскрыта сущность проблемы. Данная дис сертация — первое исследование, посвященное проблеме формиро вания и эволюции касыды. Предпринята попытка показать внут ренние и стилистические особенности касыды, ее видов и их раз витие в творчестве поэтов, ее место среди других поэтически) жанров. Большинство исследователей относили касыду к панеги рической поэзии, не обращали внимания на другие ее виды. Е данной работе впервые касыда и ее виды (хвалебная, элегия, опи сательная, дидактическая, мистико-религиозная, философская, са тирическая, искусственная, жалобная) рассматриваются как ли тературный жанр, имеющий, подобно другим поэтическим жан-рам, свою социальную функцию, идейный источник и обществен ный идеал. Автор" на примере сохранившихся образцов поэзии периода доисламских завоеваний и первых персоязычных таджикских поэтов показал, что касыда не перешла непосредственно и; арабской литературы в персидско-таджикскую, а имеет очень древние истоки. Еще задолго до появления ислама существовала стихотворная форма, сходная с касыдой, которая была известно под названием чома или чакома (ч а к о м а к, ч а г о м а к).
Методологическая и теоретическая основа работы. Методологическую основу диссертации при исследовании жанра касыды составляет принцип сравнительного историко-типологического анализа жацров персидско-таджикской поэзии. При написании работы' методической и теоретической основой служили произведения классиков марксизма-ленинизма, работы русских и советских литературоведов, востоковедов по вопросам теории и истории литературы. Использованы трактаты средневековых персидско-таджикских авторов, монографии советских ученых, а также литературоведческие работы европейских, иранских, арабских и др. ученых.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что
;одержащийся в ней материал и выводы можно использовать при ітении лекций по истории персидско-таджикской литературы (поэзии) и спецкурса по теории поэтических жанров для студентов высшцх учебных заведений. Материалы диссертации также могут жазать помощь при сравнительном изучении литературных жан-)ов других народов Востока..
Апробация работы и публикации. Диссертация была обсужде-іа и рекомендована к защите на заседании кафедры истории тад-кикской классической литературы Таджикского госуниверситета т. |В. И. Ленина (протокол № 13 от 22 мая 1990 г.). Некоторые юложения диссертации были изложены на научной конференции ГГУ (1971). Автор читал лекции учителям таджикского языка и іитературьі в Республиканском институте повышения квалификации учителей и на вечерних подготовительных курсах ТГУ. Основ-іьіе положения диссертации отражены в статьях, опубликованных ; книгах, сборниках и журналах. Их неполный список приводит-я в автореферате.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, аключения и библиографии.