Введение к работе
Актуальность темы Вопросы ирано-восточнославянского взаимодействия в области культуры были и остаются одними из насущно актуальных для истории, языкознания, археологии, этнолингвистики, этнографии, искусствоведения и других научных дисциплин. Каждая из указанных отраслей отмечает факты глубокого и благотворного языкового и культурного влияния иранцев на восточных славян и ставит перед собой задачу определения конкретных путей и форм этого влияния.
Совокупность проблем, связанных с малоизученной многоплановой тематикой восточнославянского язычества, частично разрушенной в период христианизации восточных славян, а также спаянностью в зороастрииской религии индоиранских языческих представлений с четырьмя теологическими традициями зороастризма- «гатической», «младоавестийской», среднеперсидской и поздней - делает актуальной научной задачей всестороннее изучение вопросов не только генетических и типологическиих схождений указанных культур, но и путей их взаимодействия. В связи с этим диссертация посвящена изучению тотемизма и его трансформации в зороастрииской и восточнославянской мифологии, который до сих пор оставался без внимания отечественных литературоведов. Тем не менее, накопленный к данному моменту в науке фактический материал по зороастрииской и восточнославянской мифологии требует пересмотра и масштабных дополнений, поскольку тормозит развитие науки о мифе и мифотворчестве в целом и выявление этногенетических и этнокультурных связей в частности.
Тотемические верования являлись одной из центральных составных частей общественных взаимоотношений и прогрессировали наравне с развитием общества, будучи порой точкой пересечения этнических культур. Исследования в области тотемических верований позволяют углубить знания об архаическом мифотворчестве зороастрийцев и восточных славян и решить ряд вопросов об обособленности или взаимопроникновении указанных культур в этой сфере. В данный момент в европейском и, в частности, в русском литературоведении проводятся исследования названных теоретических проблем с комплексным анализом мифотворчества различных народов [9,17-24; 14,23-60; 15, текст из Интернет], и для таджикского литературоведения настоящая диссертация представляет собой первую цельную работу, основная задача которой выявление эволюции мифотворчества зороастрийцев и его влияния на восточнославянскую культуру.
Актуальность исследования и выбор темь, обусловлены растущим
РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА С.Петербург 200НРК
интересом к мифологии в целом и к мифологическому наследию зороаст-рийцев и восточных славян, как в России, так и в ряде других европейских стран, где данное наследие зачастую используется как материал для создания различных культурологических конструкций. При этом локальные исследовательские выводы пока ещё не объединены в максимально единую систему, раскрывающую содержание феномена зороастрийского и восточнославянского мифотворчества в целостности. Цель исследования: На основании анализа памятников древней культуры выявить тотемистический пантеон, характерный для мифологических традиций зороастрийцев и восточных славян, и проследить их контактно-генетические схождения, типологические аналогии, характер взаимодействия и степень заимствований, а также локальные модификации в процессе мифотворчества. Задачи исследования:
1.Опираясь на широкий спектр отечественных и зарубежных исследований, выявить круг наиболее почитаемых тотемных животных, проследить истоки их тотемического почитания, трансформацию культа тотемных животных в мифологии и фольклорных жанрах. 2.Выявить связи между социокультурными изменениями и объектами тотемического поклонения на ранних стадиях развития древних иранцев и восточных славян. 3.Провести сопоставление литературных источников, выявляя закономерности развития мифологических образов. 4.Изучить явление мифотворчества в доисламских литературных источниках персидско-таджикской классической литературы и восточнославянской фольклористике. Методология исследования:
1. Основным рабочим методом исследования служит системный метод, основанный на распознавании в памятниках мифологии повторяющихся мотивов и образов.
-
Базовым в диссертационном исследовании является сравнительно-исторический метод. На основе генетического единства индоевропейских народов сопоставление мифопозтических образов зороастрийцев и восточных славян будет способствовать нахождению типических черт и обнаружению истоков тотемического почитания животных.
-
Выявить структурное ядро пантеона и варианты его функционирования в различных этнических культурах помогает в работе типологический метод.
3. Поскольку восточнославянское язычество не обладало единым мифологическим сводом, а зороастрийская Авеста сохранила древнюю иранскую мифологию достаточно фрагментарно, невозможно обойтись без культурно-исторического метода.
Для исследования необходимо также привлечение индийских, скифо-сакских и общеславянских памятников, поскольку именно в них порой могут найти отражение те элементы, которые были свойственны восточнославянской и древнеиранской системе представлений, но не нашли отражения в сохранившихся зороастрииских памятниках и «Шах-наме» Фирдоуси.
Методологическую основу исследования составляют работы крупных литературоведов и фольклористов Европы, России и Таджикистана, представляющих различные школы и течения. Применяя историко-сравнительный, исторический и типологический методы исследования, автор опирается на труды следующих исследователей и учёных: А.НАфанасьев, М.Бойс, Е.Э.Бертельс, И.С.Брагинский, В.Я.Пропп, В.М.Жирмунский, Е.М.Мелетинский, В.В.Иванов, В.Н.Топоров, Б.А.Литвинский, М.И.Стеблин-Каменский, И.В.Рак, М.Шукуров, В.Асрори, Р.Амонов, О.М.Муродов, Х.Шарипов, А.Нуралиев, Дж. Назри-ев, МДиловаров, ШМ.Шукуров, А.А.Рахмонов, Р.Рахмонов и другие. Научная новизна исследования заключается в определении роли тотемизма в становлении мифологии зороастриицев и восточных славян, а также в выявлении путей и форм взаимодействия древнеиранской (зороа-стрийской) мифологии с язычеством восточных славян. Теоретическая ценность работы Типологизация позволяет систематизировать все многообразие тотемических мифологических образов зороастриицев и восточных славян и прояснить связь между религиозно-мифологической и социокультурной сферой на ранних этапах развития общества.
Практическая значимость Выводы данной научной работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов для высших и средних учебных заведений, разработке учебных пособий по культурологическим дисциплинам и чтении спецкурса по мифотворчеству. Апробация работы Диссертация была обсуждена и представлена к защите на расширенном заседании кафедры теории и истории новейшей тад-жикско-персидской литературы филологического факультета ТГНУ с участием учёных-фольклористов из Академии наук Республики Таджикистан (протокол №12 от 29.06.2004 г.).
Диссертант сделал ряд докладов по теме диссертации на междуна-родных и республиканских конференциях, симпозиумах и семинарах [Международная научно-теоретическая конференция «Проблемы истории и теории литературных связей народов Центральной Азии» (Душанбе, октябрь 2000), семинар «Гендер: язык и литература (фольклор)» (Душанбе, апрель 2001), международный симпозиум «Авеста и мировая цивилизация» (Душанбе, сентябрь 2001), научная конференция учёных и молодых исследователей «Молодые учёные и современная наука» (Душанбе, ноябрь 2002)]. По теме диссертации написано и опубликовано 10 статей, библиография которых приведена в конце автореферата. Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, словаря авестийских имён и названий и библиографии.