Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение сложных вопросов лите-атуры через ее главного объекта - человека - является одним из $фективннх и ведущих путей развития современного литературоведе-їя. Ибо при всей многогранности проблем художественного твор-эства они тяготеют к единому центру - воссозданию облика, дея~ «й и идеалов человека, воплощающего особенности понимания гума-дзма своего времени. Исследование в этом направлении литературы рошлого века - одного из слабо разработанных звеньев татарского лтературоведения способствует более широкому осмыслению идейной груктуры не только художественного творчества, но и всей общест-энной мысли того периода.
XIX век - особый этап в истории татарского народа. Он озна-энован активным пробуждением общественной мысли, национального амосознания и усилением освободительной борьбы народных масс. азвитие капитализма в России, вызвавшее коренной перелом в со-иально-политической и экономической жизни русского народа, не огло не сказаться и на судьбах "инородцев". Татары были одним из аких народов, втянутых в орбиту капиталистического прогресса, то вызвало постепенную ломку феодально-патриархальных устоев в кономике, изменило быт татарского общества, привело к возникнр-ению торговой, промышленной и сельской буржуазии. В таких усло-иях обнаружилось вопиющее противоречие между интересами личности продолжающими сохраняться старыми порядками, между традиционной атриархальной моралью и зарождающейся буржуазной идеологией, что босгряло внимание к человеческой личности, выдвигало на первый лан вопрос о месте человека в мироздании. Весь этот процесс воеобразно и ярко зафиксирован в литературе этого периода, пред-тавленной преимущественно поэзией. Хотя общественная мысль татар К в в известной степени изучена1, конкретное проявление этого роцесса в литературе, в творчестве ведущих писателей и поэтов ой эпохи еще не разработано в достаточной степени.
* Абдуллин Я.Г. Татарская общественная мысль. - Казань,1976. Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди та-ар Поволжья (І800-І86І) - Казань: Изд-во Казанск.^ун-та, 1972; [афигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской обществен-[О-политической мысли. - Казань: йзд-во Казанок.ун-та,1964 и др.
Совокупность сложных, подчас запутанных, непоследовательны] противоречивых воззрений авторов литературных произведений на мир и на человека является непосредственным выражением атмосфері жизни татарского общества в эпоху перехода от средневековья к н< вому времени.
Выбор темы нашего исследования обусловлен еще и тем, что дс настоящего времени в литературоведении существует предвзятое мн< ние о том, что татарская поэзия XIX в. в целом остается на позициях средневековья или, в лучшем случае, состоит из "островков Э море религиозно-дидактической литературы"1. Комплексное изучена литературного процесса показывает, что письменная поэзия ХБС в., представленная творчеством Габдрахима Утыз Иыяни (Г754-І834), Габделджаббара Кандалый (1797-1860), Мифтахетдина Акмуллы (1831-1895) и ын. др., стала главной ареной, где готовилась почва и формировалась татарская просветительская литература. В ней задолго до появления первого'просветительского романа "Хисаметдин менла" (1866) Мусы Акъегетзаде- создавалась концепция просвещение го человека, утверждалась идея нравственного "исправления" общества.
Работы ряда татарских литературоведов (М.Гайнуллина, М.Усме нова, М.Гайнугдинова, А.Шарипова, Ш.Садретдинова, Р.Ахметова, Х.Миннегулова, М.Ахыетзянова и др.), освещающие, в основном, тво чество отдельных поэтов этого времени, не рассматривают специалі но проблемы человека. Исследование поэзии XIX в. чаще всего сва дится к анализу конкретных произведений иди творчества отдедьнс взятых авторов, трудов теоретического' характера очень мало. Значительным достижением в области системного изучения поэзии рассматриваемого периода можно считать второй том многотомного академического издания "История татарской литературы" (1985), где наряду с другими затрагиваются вопросы, связанные с процессом формирования и эволюции концепции личности в поэзии прошлого сто летия.
Целью диссертационной работы является: дать представление о концепции личности в татарской поэзии ХП в. и показать ее эволю ционное развитие. Для достижения этого необходимо решить следующие задачи:
* Нуруллин И.З. Путь к зрелости. - Казань, 197I. - С. 167.
- Ч -
I) раскрыть социально-философские и этические поиски поэтов в период перехода от средневекового застоя мысли к критическому восприятию мира и общества;
Z) выявить то новое, что внесли поэты XIX в. .в понимание человека как "общественного индивида";
3) проанализировать те проявления новаторства в поэзии, которые связаны с отражением внутреннего мира человека, что составляет неотъемлемую часть концепции личности.
Научная новизна и практическое значение работы. Диссертационная работа является первым опытом в татарском литературоведении монографического исследования концепции личности, а также комплексного изучения письменной поэзии XDC в. Решение этих задач, в частности, способствует определению идейно-мировоззренческого содержания поэзии, показывает ее приверженность передовым идеям своей эпохи, ее неразрывную связь с гуманистическими традициями как предшествующих, так и последующих эпох истории-развития татарской литературы; а также раскрывает две тенденции в формировании концепции личности в поэзии: следование этическим воззрениям классической поэзии, исламской религии, средневековой восточной философии и начало процесса демократизации поэзии, усиления в ней гражданских начал, подготовившего почву для дальнейшего развития просветительской и революционно-демократической литературы. Результаты исследования показывают, с одной стороны,-рост возможностей татарской поэзии в сфере отражения морального состояния, общественной активности личности я обогащение поэзии за счет усиления лиризма и внимания к интимной жизни человека, с другой.
Исследование поэзии XIX в. ведется на основе анализа большого количества материалов, в научный оборот вводится немало новых имен и художественных произведений.
Материалы и выводы, данные в работе, углубляют и расширяют, представления о культурном наследии татарского народа. Практическая значимость работы заключается также в возможности использования материалов исследования при создании обобщающих работ по истории татарской литературы, в вузовских лекционных курсах и практических занятиях по истории татарской литературы.
Методология и источники исследования. Методологической основой работы является марксистско-ленинское учение о личности. В методологическом плане диссертант опирается на теоретические выводы и основы, содержащиеся в трудах видных советских литературоведов и представителей-общественных наук (в частности, М.Б.Храп-ченко, З.Г.Османовой, И.Т.Фролова, В.Р.Шербины, С.Ваймана и мн. др.), в которых всесторонне и глубоко освещаются актуальные вопросы изучения концепции личности.
Диссертант придерживался принципа историзма, при оценке фактов и явлений литературы учитывались специфические условия, при которых они возникали: исторические, социально-политические, национальные, географические. При оценке художественных произведе» ний диссертант использовал метод анализа и синтеза, общее выявлялось из частного, при конкретном анализе частностей делались обос щэния.
Основным объектом исследования явились поэтические произведе ния ХЕС в., опубликованные на арабской и современной графике, а также рукописные источники, хранящиеся в отделах рукописей КГУ и ИМИ иы. Г.Ибрагимова КНЦ АН СССР.
Апробация По материалам исследования диссертант выступил н итоговых научных конференциях Казанского университета (1988), Елг бужского пединститута (1988, 1989, 1990), на конференции молодых ученых в ШЛИ им. Г.Ибрагимова (1990), на Всесоюзной конференции "Закономерности развития и взаимодействия национальных языков и литератур" (Казань, 25-28 сент. 1989). По теме диссертации опубликованы 4 статьи.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.