Введение к работе
Актуальность темы. Выдающийся армянский прозаик Дереник Демирчян за шесть десятилетий 20-го в. прошел трудный путь творческих исканий начиная с опубликованных в конце 1890-х годов стихотворений до произведений прозы и драматургии. Новый подход к историко-художественному наследию писателя имеет актуальное значение - само время сегодня настоятельно требует пэреосмыслить творчество авторов, считающихся классиками метода социалистического реализма, созданные ими художествешшв ценности. В этой связи возникает необходимость дать новые оценки, в новом аспекте осветить литературно-художественные достижения знаменитого рома-ниста и, выяснив его идейные ориентиры по вопросам истории п исторического, сословий и классов, древних народных войн и восстаний, раскрыть упущения при художественном воспроизведении прошлого, недостаток прямолинейного социологического истолкования истории: при художественном освоешш темы Демирчян ішогда, подчиняясь известному идейному диктату 1930-40-х годов, допускал искажения исторической действительности. Исследоваше полностью ведется в русле этих чрезвычайно интересных и актуальных в литературоведческом плане проблем.
Степень изученности темы.- Исторические произведения Дер8пика Демирчяна были предметом!обстоятельного изучения армянских советских литературоведов (В.Налбаддян, Т.Луумян, Г.Ыурадян) в основном с середины 50-х (1955 г.) по начало 1960-х (1951 г.) годов. Две работы написаны впоследствии: "Дерешк Дешгрчяп" Г.Тамразяна (1976 г.) и "Дереник Демирчян" В.Мкртчяна (1987 г.). Эти монографии в основном представляют уровень декирчяноведеппя Т.960-70-Х годов. В литературоведческом анализе тех лет господствовало некритическое отношение к писателю, как следствие литературных приписок - приукрашивание, вульгарный социологизм, почти полное игнорирование критериев эстетического в оценках художественного воплощения конкретных фактов истории. Современное армянское литературоведение прокладывает новые пути в понимании и интерпретации прошлого, в частности писательской позиции художественного воссоздания истории и исторического, пытаясь осветить и понять такое сложное явление, как художественное осмысление исторической истины.
Хронологические рамки работы. ;*. историческому прошлому Д.Де-
карчян впервнеобращается еще в начале века, в поэые "Лэнк Тимур" (1905 г.). 3-теы его интерес в этом направлении выражается в драме "Васак" (написана в 1912, опубликована в 1914 г.). Третий период художественного воплощения истории начинается для писателя после Октябрьской революции, в частности в 1930-е ходы. В 1935 г. он пишет историческое эссе "Книга цветения", в 1939 г.-драму "Страна родная", сюжет которой заимствован из истории Ани, армянской столицы 11-го века. В 1943 г. Демирчян публикует первый том исторического романа "Вардананк", в 1946 году - второй (в романе повествуется о героическом восстании против персидского владычества, имеющем решающее значение для судеб армянского народа). Следующим был роман старого писателя "Месроп Маштоц".
Методологическая основа. Методологическую и теоретическую основу диссертации составили марксистско-ленинская философия, исторический подход к изучению явлений общественной жизни, а также лучшие теоретические произведения литературоведов и эстетиков прошлого и современности.
Материал исследования. В ходе работы изучено все творческое наследие Д.Демпрчяна, в том числе его литературоведческие и публицистические произведения. Затем специальному анализу подвергнуты историко-художественные сочинения писателя. Предварительно творческий путь Демирчяна условно разделен на три периода: 1910-е года, 1920-30-е годы и 1940-50-е годы. Использована также вся существующая по данной теме критическая литература (монографии, теоретические исследования, аналитические статьи, рецензии, воспоминания, архивные материалы, и т.д.).
Практическое назначение. Теоретические вывода и обобщения, сделанные в диссертации, приведенные и рекомендуемые факты и аргументы могут быть использованы в новых литературоведческих изысканиях, а также в посвященных Демирчяну, и не только ему, лекциях, специальных курсах, в пособиях по истории армянской литературы.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре армянской советской литературы Ереванского государственного университета. Основные ее положения отражены в опубликованных статьях и в тезисах докладов, прочитанных на республиканских научных конференциях.
Структура и объем исследования продиктованы целями и задачами диссертационной работы. Она состоит из краткого введения, трех