Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История критики и литературоведения (теоретико-эстетические основы таджикской советской литературы первого периода. 1920-1954 гг.) Раджабов, Маруфходжа Саидович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Раджабов, Маруфходжа Саидович. История критики и литературоведения (теоретико-эстетические основы таджикской советской литературы первого периода. 1920-1954 гг.) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.03.- Душанбе, 1998.- 71 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы и степень ее разработанности. Революционно-политические и общественные преобразования во второй половине ЭЭ-х голов XX в. оказали плияние различной степени на все обг^". ленные науки. Литературоведение также приступило к переосмыслению истории литературы с новой точки зрения. Эти стремления были особенно сильны в научных центрах Советского Союза. На страницах газет, журналов велись диспуты и дискуссии по различным теоретически;.! и практическим проблемам, созывались конференции и научные симпозиума для определения новой концеп-' ции истории литературы.

Такие научные веяния проявили себя в Таджикистане уже в начальные годы престрс?>ки, а несколько позже еще серьезнее заново были пересмотрены некоторые проблемы истории и теории ли-тезатурьг. Таджикские ученые пришли также к твердому убеждению, что истерия таджикской литератур- должна быть написана заново,

, Напр.,см.: Русская литература XX века. - "Литературная гаое-та"", 15 июля 1987; Актуальные проблемы изучения русской советской- литературы (Круглый стол). - "Вопросы литературы", 1907, > 9; А'.А.Кутейниксва. Всесоюзная конференция "История советской литературы: новый взгляд" (Москва, 11-12 мая I9U9). - Известия АН СССР, Серия лит. и языка, Т.48.. 1989, № >; Q.Кузнецов. История советской литературы: новый взгляд.

- 'Литературная газета", ІГ авг. 1939; А.Бочаров. Покушение
на миоажи. - "Вопросы литеоатузы"4 1968, !* I^'С.Чуприннн.
Позиция. - "Вопрос литературы", і9й8, » 4; Ьвг.Добренко.
"Я падая стремглав, я пр'.бу?"лался..." (об истоках советской
литературы). - "Бопоосы'литературы", I9cS, № б; Г. Бе лая.
Угрожающая реальность. - "Вопросы литературы , 1990', > 4;
А.Гангнус. fla. pvunax п> зитнвной эстетики. - 'Новый міф ,
І90У, 'f 9; А.Калитко, богатство нашего опыта. К анализу
литературного процесс і 20-30-х годов. - "Сибирские огни"
1983', ;.' 12; Е.Оскоцк:;Я.Как управляли литературой ... - 'Во
просы литературы", "991, 4; Э.Бургин. Власть против лите- ^
ратуры. - "Вопросы .-.итеоатуры", 1994, > 2; Какая должна быть
история литературы (Круглый стол). - Вопросы литературы ,
1усі5' ','/ 3. - *

M.iHyxvboB." До пайи царёфтн фахмиши нав. - "Садои йарк", 1990, > 7; Х".іііаопфсз. *арэи адабиет. - "Садои Шар^",_1990, » 7; Его мі: йаърифат ва уунаол эч,од дар адабиети ауравии точ/к.

"Садои Шаок, ,1994, >.',* 5-8: С.ТаОаров. Тачдири се тан адиб.

"Садои" Шарк", 1990, ? 3; А.Саїїфуллоев. Тах/оифн солх,ои аэи-у.-л Зталинй.*- 'Адабиёт ва санъат , І сент. Г988; Р.Мусулмон-гулов. %ъёои бах.о. - "Адзбиёт ва санъат'; 15 март 1990;

Хк. Асоев. Тачднди назар бсяд. - "Садои Парк,", 19'*, » 6; f А.Лблуманнснов, Ф.Шахндй. Танкой. - "Садои Ь;аок", 1990,..>,» 4; .'/.РанабЙ. Партия ва адабиёт. - "Садои Шарк,", 1992, » /-d.

ибо пр' «ниє "Истории" не всегда объективно отражали действительность. В IS88 г. ученые Института языка и литературы All Таджи-кистана'первыми пришли к такому решению, что потребовало изменения научных планов сотрудников, в том числе и автора данной работы. Тщательные научные поиски привели нас к разработке темы "Поиск новой концепции истории литературы", в рамках которой была опубликована монография Таджикская проза периода войны. Эволюция поэтики" (I9S0). Новый подход позволил придти к выводу, что для создания истинной истории таджикской литературы советского периода прежде всего необходимо вернуться к истокам литературного процесса, пересмотреть идеологические, теоретические и эстетические основы литературы, осветить сущность основ-, кого творческого метода той эпохи - метода социалистического реализма, попытаться понять суть проблем, споров и дискуссий, например, 20-50-х годов о литературе, понять представление и чаяния интеллигенции того периода о "новой литературе" и т.п., ' . для чего изучить критику, литературоведение и публицистику тех лет, тем самым заново исследовать и создать историю литературной критики и литературоведения. Нам представляется, что после решения этих проблем намного легче будет раскрыть особенности отдельных художественных произведений и литературных течений, которые особенно цепко были связаны с идеологией и партийной критикой, и, возможно, отпадет необходимость в их тщательном "анализе", кв# это делалось в прежних "Историях".

Прежние "Истории" были написаны без определения теоретических и эстетических основ литературы определенного периода, без выяснения конкретных исторических корней, их опор и требований от литературы данного периода. Напротив, эти "Истории" написаны на основе теоретизирования и собственного понимания эстети—?ских и идейных задач литературы, которые сложились позл_. «тример, в 60-70-е годы. Это, по нашему мнению, по методике ^воек ошибочно. Такую традицию необходимо разрушить. Ибо пока не исследуются теоретические основы формирования литературы изучаемого времени, пока не уточнятся задачи и цели, представления и думы писателей определенного периода о литера-Tvpe, трудно понять саму литературу, которуо они создали. Русские теоретики В.Л.Баранов,' А.Г.Бочаров, Ю.И.Суровцев отметили,

что " критика не диктует, не.навязывает, но она создает ту атмосферу, в которой реально совершается художественный поиск . ВьшіепривелРчіГчп наш тезис исходит из того, что в советский период, особенно в IS20-IS54 гг. литературная критика, опираясь на партийную .ідеологи» и вместе с партийной критикой и "диктовала и навязывала", и создавала особуо атмосферу, в которой вынужден был проходить художественный "поиск". Поэтому ми думаем, что при создании "Истории" каздого периода, иногда даже нескольких годов литературы, прежде всего необходимо исследовать, проанализировать теоретические и эстетические основы тех-конкретных лет. Мы этим скромным трудом пытаемся эаявоть, что такой путь исследования должен стать основной методикой создания истории таджикской советской литературы.

Возможно, в силу острейшей необходимости такой методики в большинстве статей, написанных с новых позиций (на некоторые из них мы ссііяаемся), анализируются не чисто художественные произведения, а в основном проблемы теоретического и эстетического мышления. В сборниках "Писательская критика" (Душанбе, І98Р, 1990) также подвергнуты обстоятельному изучению некоторые проблемы литературной критики 20-30-х годов. Однако в этих книгах еще отражено много примет с-арого взгляда, старого подхода к литературе и литературной 'фи'тике. Важнейшим из них является оценка критики и литературоведения 20-30-х годов на базе политической идеологии как схематизирующего, положительно формирующего фавтора. Это обстоятельство ясно прослеживается в нескольких статьях А.Наби.:ва, написанных специально на эту тем^г, и в кандидатской диссертации М.Муродова .

Цель и задачи и ;еледозания. Основная цель работы заключается в новом взгляде на раскрытие теоретических и эстетических основ таджикской литературы IS20-IS54 гг., т.е. критика и литературоведение исследуются именно с новой точки зрения.

Изучение матеряачоэ привело к выводу, что поставленную

  1. Е.'Л.Барансв, А.Г.Бочаров, .3.'Л.Суровцев. Литературно-художественная коитяха. - М.: Бысшэл школа, І&Ж, с.20Б.

  2. См.: Л.Иабиев.'Адабиёт ва нак,ди адаби. -Д.: Адиб, 1%«3, ее. 170-190.

  3. .'.{..{уроде?, іермиоовйняе каша литедатуоной рецензии я таджикское пеочодике Ib20-it.'!0-x гг. - Айі, І-Ьб.

цель ' хшо достичь лішь разобравшись в таких конкретных проблемах: I. Отнесения критики и литературоведения с джацидизмом (с литературой конца XIX- начала XX б.ч.). 2. Поиск точных идеологических источников изменении теоретических и эстетических воззрений, анализ особенностей первых литературных организаций и обществ. 3. Специальное исследование сущности отношений теоретического и эстетического мышления с "двумя источника-ми советской литературы" - с классической литературой и фольклором, 4. Изучение творческого метода советской литературы - метода социал'стнческого реализма и других лозунгов и теоретических понятий. 5. Выяснение связи критики и ; нгературоьедения с чисто национальным;! и политико-социальными проблемами 1920-1954 гг. Причина обращения автора к этой теме заложена в содержании критики и литературоведения, которые в данный период были связаны с теми проблемами до такой степени, что зачастую цельм анализа художественных произведений являлось желание быть созвучным политическим и социальным проблемам времени и ато чрезмерно усиливало их публицистическое начало. В целях всестороннего и глубокого освещения сути таких споров азтер был вынужден прибегнуть к анализу и чисто публицистических статей 1920-1954 гг. 6, Определение малейших изменения в хронологическом аспекте в теоретических и эстетических воззрєниі'ч 1920-1954 гг. Исследование показало, что такие изменения существовали и в основном именно они стали причиной появления глав и разделения на :;иклы истории теоретической и эстетической мысли.

Аэтора\:и л:ггературозедческих и критических произведений I92C-I954 гг. являются саки писатели и поэты. Эти сочинения помогает уточнить их чисто эстетические позиции,и путем сравнение их науч1:-- и хуцомг'тг.енных прензг-п'-і'.ий можно буде-; луоде и б цел су ,етазпть их творческий портрет. >'. отсяда, на нал взгляд, над подход к исследованяо поставленных проблем должен Сыть ііривлекателен.

і'уточники исследования. Основными источниками работы являются критика и литературоведение 1920-1954 гг., в большинстве представляющие собой газетные и журнальные статьи. Но в целях -' точного, полного и всестороннего охвата источников и времени гсроінлчни/ отрицательных или положительных изменений диссертант

пересмотрел разнообразнейшие материалы. Поэтому источники, использованные в диссертации, можно разделить на следующие группы: а) Критика и литературоведение; б) Материалы съездов, пленумов и другие соораний Союза писателей СССР и СП Таджикистана; в) Решения КП о литературе и искусстве; г) Материалы съездов и пленумов ЦК КП и выступления известных партийных и литературных деятелей; д) Материалы Государственного архива Таджикистана (касающиеся архивов издательств и СП Таджикистана); е). Словари и энциклопедии; ж) Произведения персидско-таджикских теоретиков классического периода по литературной криііяе (Атоул- ' лах Махмуд Хусайни, Шамс.Кайс Рази, Низами Арузи Самарканди); з) Статьи отечественных и зарубежных ученых по истории критики и литературоведения.

В связи с этим хочется отметить, что в процессе работы нами в;:сргче введено в научный обиход много ранее неизвестных статей. Ограниченный объем автореферата не дает возможности привести их список, и мы ограничимся лишь упоминанием статей „4 о джадидизме, материалов первого съезда писателей Таджикистана, * множества статей, посвященных 1000-летнему юбилею Оирдоуся IIS34 г.).

Теоретические и методологические основы исследования. При исследовании выбранной темы диссертант прежде всего опирался на теоретические и научные виводи статей и монографий русских и таджикских ученых, особенчо тенях, как Г.Белая, А.Бочаров, Евг.Добренк», Ю.Буртин, ИЛукуров, Р.Амонов, С.Табаров, Р.Хаци-эаде, А.Сатторов, X.Шерифів, Х.Асо-заде, РЛусульманиян, О.Акбаров, В.Самад и др., "перелиставших" история советской литературы с новой точки зрэния, а также материалы конференций, круглых столов, посвяягиных поискам нового взгляда на литературный процесс. В целей нас вдохновляли следующие слова известного русского литературоведа М.М.Бахтина: "Литература - явление слишком сложное и многогранное, а литературоведение еще слишком молодо, чтобы можно было говорить о каком-то одном "единоспасаюцем" методе в литературоведения. Оправданы и даже совершенно необходимы разные подходы, лишь бы они были серьезными и раскрывали что-то новое в изучаемом явлении литературы, помогали более глубокому его понимании)" .

I. М.М.Бахтин. Литературно-критические статьи. - Л., 1985, с.503. -

- б -

'еоретической к методологической основой исследования является принцип хронологизма и истерика-теоретического подхода к выявлению теореткческо-эстетической основы литературы. Между тем, придерживаясь "доктрины" М,М.Бахтина, автор попытался оценить особенности критики и литературоведения новыми методами. Например, в большинстве случаев особенности критики и литературоведения определены в соответствии с сущностью социальной и литературной политики партии. В первой главе диссертации судьба литературного к политического движения - джадидизма прослежена и определена после специального исследования многочисленных политических документов и исторических источников, публицистических стате!* привлечения трудов по многим общественным наукам и чисто художественных произведений, что в нашем литературоведении доселе не практиковалось. Попытка комплексного исследования проблем, поставленных в диссертации, обязала прибегнуть к втому методу.

Поэтому могско сказать, что основной метод исследования составляет фактология, т.е. приведение политических, исторических,

критико-литеоатуоовелческих. публицистических, -х-люжйственных '. основанная на переосмисленая scerc фактического материала, фактов,-\/в результате чего проясняется теоретическое и эстетическое мышление в конкретном историческом цикле, особенно в ее тесной связи с политикой. Диссертация и автореферат должны доказать, что упомянутый метод достоин поддержки, та" как повышение его эначенил связано прежде всего с тем, что в начале XX в. сама теоретическая и эстетическая мысль неразрывно была связана с политикой.

Научная нопизна. Представленное исследование является первой работой, г которой проблемы истории критики и литературоведения ієшаотся совершенно под новым углом зрения. До сегодкяв-кєгі . .-.лени п высших и средних учебных заведениях история таджикской литературы изучается по старым книгам и руководствам. Данная , иссертация може помочь и исследователям, и студентам филологических факультетов познакомиться с новыми, во многом совершенно неизвестными сведениями, фактами, касающимися боль-лих и малых художественных произведений, с оригиналами речей, подлинными высказываниями литераторов, их литературными взглядами и вкусами, с сущностью дискуссий, на первы/. взгляд "запу-

'- 7 - .

тайных" споро'в, а иногда и с "секретными" (в издательствах) материалами IS-20-I954 гг.

безусловной уверенностью можно заметить, что'материалы, представленные в диссертации, окажутся полезными как в теоретическом, так и в практическом плане всем ученым и специалистам е области общественных наук, -делающим изучить прошлое с новых позиций.

Апробация работы. Диссертация была обсуэдена на расширенном заседании отдела современной таджикской литературы и литературных связей Института языка и литературы им.Рудаки АН Таджикистана ЦІ.І0.І997), на секции литературоведения Ученого совета того же Института (23.1.1998) и рекомендована к защите.