Введение к работе
Актуальность темы исследования. Вопросы изучения истории многонациональных литератур, их связи, взаимодействие и взаимовлияние давно стоят в центре внимания современного литературоведения. Вбирая в себя богатство национальных форм, красок, она становится уникальным явлением в мировой культуре. Однако не все литературы, составляющие ее основу, изучены с достаточной глубиной, хотя имеется ряд работ в этом направлении.1
Кабардинская драматургия явилась законной преемницей богатейшего устного народного творчества и в первую очередь его драматических элементов. За 70 лет своего развития, находясь под благотворным влиянием литератур братских народов, достигла высот настоящего профессионализма. Одним из таких жанров национальной литературы и явилась драматургия, ставшая заметным фактором формирования новой культуры, активным участником идеологического воспитания трудящихся.
Некоторые вопросы, связанные с кабардинской драматургией, так или иначе были затронуты в исследованиях и трудах по истории кабардинской литературы и в ряде;литературоведческих работ.2
Существующий пробел критико-литературоведческого анализа вопросов развития национального театра и драматургии вос-
1 История советского драматического театра. М.: АН СССР, Наука,
і 967, том 3. История советской многонациональной литературы в 6-ти томах.
М., 1970—1974.
2 Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957; Теунов X. И.
Литература ц писатели Кабарды. М., 1958; Шортанов А. Т. Театральное ис
кусство Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961. Кашежева Л. Н. Совершенно
летие пера. Нальчик, 1968. Очерки истории кабардинской литературы. Наль
чик, 1968; Машитлова Е. М. Первые писатели Кабарды. Нальчик, 1968;
Курашннов Б. М. В кругу друзей. Нальчик, 1973,
>-)
ведов л. Мидова и Б. Курашинова. Вместе с тем следует отметить, что специальное исследование драматургии в ее художественном становлении и развитии — одна из наименее разработанных областей кабардинского литературоведения. Причины такого положения нужно искать и в том, что литературное наследие ряда первых кабардинских драматургов в течение долгих лет находилось под несправедливым запретом или же не привлекало к себе внимания исследователей. Это прежде всего относится к творчеству основоположников кабардинской драматургии П. Шекихачева, Дж. Налоева, Т. Шерет-локова, М. Афаунова и других, безвременно погибших в результате обвинений и грубого произвола в 30 и 40-е годы. Развитие кабардинской драматургии с момента ее зарождения и до сегодняшнего дня рассматривается в русле становления национальной драматургии в литературах народов Северного Кавказа, развивающихся в сходных исторических и социально-культурных условиях, и все выводы делаются на конкретном анализе большого литературного материала, накопленного за 70 лет. Основной задачей является исследование:
-
Истории кабардинской драматургии от ранних народных до современных профессиональных литературных форм.
-
Становления и развития национальной драматургии как искусства слова во всех ее жанровых разновидностях.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации рассматриваются и выявляются богатые истоки адыгской драмы и зрелищиости, ее зарождения и пути ее развития, выявления ее художественного метода и национальное своеобразие, ее связи с драматургией братских народов Северного Кавказа. В работе рассматриваются произведения основоположников адыгской драматургии Хан-Гирея, Ю. К. Ахмету-кова, Т. Тобулова, Т. А. Шеретлокова и других. Анализу подвергается ряд переводных пьес, сыгравших определенную роль в становлении и развитии национальной драматургии.
Теоретическая и практическая ценность исследования заключается в том, что результаты данного исследования могут использоваться в качестве лекционного материала студентами
филологического факультета КБГУ, КЧГПИ, Адыгейского госуниверситета, Северо-Кавказского института культуры (г. Нальчик), театральных училищ. Работа может быть полезна как учителям-словесникам общеобразовательных школ, таки артистам и сотрудникам национальных театров Кабардино-Балкарии, Ады-
использована студентами вузов Северного Кавказа.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в статьях, опубликованных в открытой печати. По теме работы было сделано два доклада на научно-практических конференциях (Майкоп, 1990; Нальчик, 1991) и опубликованы семь статей. В производстве находятся принятые к публикации две статьи. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры кабардинского языка и литературы КБГУ и на совместном заседании кафедр адыгейской и русской филологии Адыгейского госуннверситета и была рекомендована к защите. На основе работы в течение ряда лет читаются лекции студентам отделения кабардинского языка и литературы КБГУ и разработан спецкурс «Пути становления кабардинской драматургии».
Методологической основой исследования являются теоретические работы наиболее крупных современных исследователей литературы и драматургии, театрального искусства. В работе использованы также достижения литературоведческой науки, труды н исследования, в которых изложены вопросы теории, истории, взаимосвязей и взаимовлияния многонациональных литератур.
Структура диссертации подчинена основной цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (списка использованной литературы и условных сокращений). В конце каждой главы даются краткие выводы.
Источниками исследования являются архивные документы Кабардино-Балкарского государственного архива, Кабардинского национального театра им. А. Шогенцукова, музыкального театра, архив Кабардино-Балкарского НИИ, Государственной чациональной библиотеки (рукописный отдел) и Театральной государственной Библиотеки Российской Федерации, периодические издания конца XIX — начала XX вв., рукописи пьес отдельных авторов. Основные трудности, возникшие перед диссертантом, заключались в неразработанности вопросов историко-литературного развития жанров кабардинской драматургии.