Введение к работе
з
Диссертация посвящена исследованию художественного мира австрийского публициста и драматурга Карла Крауса (1874-1936) Выдающийся сатирик и критик своего времени, издатель журнала «Факел», автор драмы «Последние дни человечества», поэт и драматург, К Краус был ключевой фигурой своего времени В 1900-х - 1930-х годах Краус-публицист существенно влиял на культурную жизнь Вены, Праги, Берлина, Мюнхена
Художественный мир Карла Крауса представляет собой систему, порожденную взаимодействием основных элементов Автор +-+ Произведение +-» Читатель (слушатель). Эта система соотнесена с внелитературной реальностью и литературной традицией Для понимания творчества К. Крауса принципиально важен акцент на обратные связи. Издаваемый им в течение 36 лет журнал «Факел» построен на принципе отклика на события действительности Письма читателей Краус использует как механизм «обратных связей» Отсюда вытекает взаимопроникновение публицистического и художественного начал, характерное для журнальных статей и художественных текстов К Крауса
Художественное мышление венского литератора соединяет документ с вымыслом, фикцией. Документальность текстов Крауса построена на принципе цитирования Цитата, словесная или визуальная, входит в структуру текста. Документ при этом сопрягается с художественным вымыслом, а произведение приобретает документальные черты С этой точки зрения художественный мир К Крауса-публициста и драматурга 1900-х -1920-х годов анализируется впервые. Новизна работы состоит и в сближении концепции «универсального произведения искусства» Р. Вагнера и жанровой формы драмы «Последние дни человечества»
В диссертации художественный мир Крауса рассматривается, прежде всего, в аспекте жанра и языка Язык произведений Крауса нацелен на фиксацию «обратных связей», на работу с «чужим словом». Цитирование в творчестве К. Крауса - не просто литературный прием, но конструктивный
4 принцип художественного мира. Цитируя официальные источники Австро-Венгерской империи, вскрывая случаи плагиата, разоблачая продажных журналистов, чиновников и коррумпированных политиков, воссоздавая их собственную интонацию и виртуозно работая с «чужим словом», К. Краус дает характеристику современной эпохи Это эпоха торжествующей «массы», «толпы» Вместе с Р Музилем он разоблачает «фельетонный характер» современной ему действительности
В историю европейской и мировой литературы К. Краус входит и как создатель антивоенной драмы «Последние дни человечества», во многом определившей пути развития театра XX-XXI веков Опираясь на К Крауса, выдающиеся австрийские прозаики Э Канетти и Г Брох разрабатывают оригинальную концепцию «массы», «массового безумия» Современные режиссеры не оставляют попытки поставить эту универсальную драму, свидетельствуя о несомненной злободневности творчества К. Крауса. Все это определяет актуальность исследования
Объектом анализа в диссертации являются произведения К. Крауса 1900-х - 1920-х годов драма «Последние дни человечества» (1915-1922), публицистические тексты («Факел»), афоризмы и стихи.
Целью диссертации является исследование художественного мира К Крауса. При этом центральными становятся проблемы жанра, стиля и языка. Для достижения этой цели оказывается необходимым решить следующие задачи:
вписать творчество К Крауса в литературно-культурный контекст эпохи;
раскрыть соотношение между художественным миром Крауса и внелитературной реальностью,
рассмотреть основные конструктивные принципы, порождающие художественный мир К. Крауса,
охарактеризовать «учение о языке» (Sprachlehre) К Крауса,
охарактеризовать способы использования «чужого слова» и определить жанровую природу драмы «Последние дни человечества».
Методологическую основу исследования составляют труды ММ Бахтина, Д С Лихачева, А Ф Лосева о художественном мире литературного произведения.
С методологической основой связан и круг методов, использованных в
диссертации В качестве опоры было избрано сочетание традиционных
биографического и культурно-исторического методов с системным подходом,
разработанным учеными Нижегородского государственного
лингвистического университета и Одесского государственного университета Анализ конкретного материала ведет от макроуровня (К. Краус в контексте эпохи, в соотнесенности с внетекстовой реальностью) к рассмотрению жанра и анализу языка на микроуровне (цитата, «чужое слово»)
Автор опирается на труды отечественных германистов - В.М Жирмунского, А.В. Михайлова, Н С Павловой, В А Пронина, А В Белобратова, А И. Жеребина ТА Федяевой и других исследователей Основа изучения творчества К Крауса в современной отечественной германистике заложена в диссертациях AM Науменко, посвященных драматургии К. Крауса в контексте австрийской драмы межвоенного периода1 Базовыми для исследования являются труды зарубежных ученых -Э. Хеллера, В. Крафта, Э Тиммса, ИМ. Фишера, П. Шика, Г Вейгеля, Г. Цона, К. Вагенкнехта, Э. Роллета, Дж Дж Карра, П Хавига, П. Альды, З.П Шейхля, Б. Мюллера
Основные положения, выносимые на защиту:
1 Художественный мир К Крауса - публициста и драматурга -
сложная система в немецкоязычном контексте 1900-х - 1920-х годов
1 Науменко А М Творческий метод Карла Крауса-драматурга Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук -М.1975 Науменко AM Жанровая специфика австрийской драмы 1918-1938 годов Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук - M, 1989
6
2 Взаимопроникновение художественного и публицистического
начал - основа художественного мышления К. Крауса
-
Конструктивные принципы порождения художественного мира Крауса - «учение о языке» и монтаж цитат, словесных и визуальных (фотография)
-
«Универсальное произведение искусства» (Gesamtkunstwerk) Р. Вагнера - жанровая модель драмы «Последние дни человечества».
5 Художественное мышление сближает К Крауса с Р Вагнером
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использовать ее результаты при подготовке лекций, спецкурсов и спецсеминаров по истории немецкоязычных литератур первой трети XX века, истории журналистики и в курсе теории межкультурной коммуникации
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на международных научно-практических конференциях в Нижегородском государственном лигвистическом университете (Нижний Новгород, 2003, 2007), в Мордовском государственном педагогическом институте (Саранск, 2003), на XV и XVII Пуришевских чтениях (Москва, 2003, 2005), на второй международной конференции Российского союза германистов (Москва, 2004) и на заседаниях кафедры зарубежной литературы и межкультурной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета. Результаты исследования представлены в 8 публикациях
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы