Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные и жанровые особенности таджикской прозы 30-50-х годов о деревне Шукуров, Кудрат Закирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шукуров, Кудрат Закирович. Художественные и жанровые особенности таджикской прозы 30-50-х годов о деревне : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Ин-т языка м литературы.- Душанбе, 1996.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-2/3040-9

Введение к работе

Актуальность работы. Внимание исследователей давно привлекает сложнейший социально—психологический процесс формирования личности и ее многообразных взаимоотношении с обществом в условиях перехода от индивидуального к коллективному труду и оообекностЕ его отражения художественной литературой. Ь частности, эта тема являлась предметом специального изучения в работах некоторых литературоведов бывшего СССР1, а в таджикском литературоведении её общая характеристика дана б трудах И.С.Брагинского, М.Ш.Шукурова, Ю.Бабаэва, С.Табарова, А.Сай-$уллаева, Л.Н.Демидчик и некоторых других авгороЕ.

Некоторые общие проблемы развития таджикской прозы 30-50-х годов в целом рассматриваются з работах ряда критиков и литературоведов- "

  1. Есемуратов Г. Образы тружеников села в послевоенной каракалпакской литературе(1945-1960),АКД. Нукус, 1962; Каграманов К. Колхозная деревня в азербайджанской советской художественной прозе ЧІ523-І945).АКД.Баку,І963; Теракопян I. Пафос преобразования.-М.:"Художественная литература".,1974. Мппокие М.Б. Современная советская проза о'колхозной деревне. М.: Просвещение,1977, и другие.

  2. Брагинский И.С. Хаёт ва эчодиёти С .Айни, -Душанбе:"Ирфон", 1958; Еукуров U.E. Насри солхои 1945-1974.-Таързхп адабий-ти советии точек. Ч..ІУ.-Душанбе: "Донш",1980. Бабаев Ю. Исторический жанр п гоман Садгшддина Айни "Рабы". -Стали-набад: "Назрдавточ"," 1948; Садриддин Айнц. -Душанбе, ч,."До-ниш", 1968; Хабаров С. "Рабы" как исторически; занр.АКД. Сталпнабад,1949; Садриддин Айни -асосгузори адабиётп советии точик.-Сталинобод.. -ч."Дониз",1954 и др.;.Сайфуллоев А. Образи кахрамонони мтсбати мубориз дар ромаихопустод Садриддин Айни.-Душанбе: ДГШІ им.Т.Г.Шевченко, I960: Проблемы взаимодействия литератур. - Душанбе- "Доншг, 1976; Демидчик Л.Н. Насри солхои 30. - хаърихи адабвети советии точек. 9.П.-тттаан-бе: "ДошшГ, 1978.

  3. Климович Л. Роман о таджикском горном колхоз е.-Дружба народов, I94S,J;S: Ыирзозода X. Насрнависи баистеъдод. -Оаркп Сурх, ІУ49..'І7; Бурлаков С. Некоторые соображения о романе Лж .іїктісемк Шоди". -Шарки Cypx,IS5u,KI0: додкзода Р. Повесть дар бораи куввап чавоки. -іатжЕ-Сітох.І95Г..'."і: Хохомова .'.'

Дар бораи романи "Навобод"-ГСарки Сурх, 1957, J2; Хусейнлода Е. ^алол Йкроми - Сталршобод; Нашрд^зточ, 1959; Отахонова X. Рахим Чалил ва эчодиёти у. -Душанбе: "Дониш", 1962; Худойдодов Е. Романи "Шодй" за баъзе масъалахои махоратн нависакда.-Корхои илмии аспирантур.-Душанбе: ДГШ,1967: Бако-заде Дж. Черты нового (современность и проза),-Душанбе: "Дониш",1974; Он же. Чусту-чухои Эчодй дар насри точик. Душанбе: "ИрФок",1932; Шукухюв Ї.Г. Обновление. Таджикская проза сегодкл.-Ц.:Сов.писатель,1936; Кабиев А. Тасвири одами ботпкта инсон, навзсанда ва замон.-Душанбе: "Адиб", х987; Рачабов М. Таджика таърих - таджики характер. -Душанбе: "Адиб",1990.

Несмотря на то, что указанные труды представляют собою серьезную основу для- изучения литературного процесса 30-50-х годов, ряд.существенных вопросов всё ещэ.остается открытым. Так, недостаточно внимания уделено изучению структурных элементов повествования и их фуккциа в образной системе творчества того или иного писателя исследуемого периода, влиянию общественно-политической обстановки на идейно-художественную и жанровую структуры прозы того времени. Попытка изучения таджикской прозы на тему о селе о этой точки зрения, выявлечше её особенностей на этих исторических этапах развития общества, их связь с традициями прошлого и настоящего до сих пор не предпринимались. Исследование этих вопросов в свете достижений современной критики и литературоведения в диссертационном плане, разумеется, на данную тему, наїли предпринято впервые.

Цель и задачи работы. В диссертации предпринята попытка кої плексного анализа и теоретического осмысления процесса формирования темы и традиций таджикской советской прозы, освещающей коллизии сельской жизни 30-50-х годов, а также рассмотрены некоторые тенденции её дальнейшего развития. Поставленная цель обусловила необходишсть решения следующих задач:

выявить истоки становления темы коллективизации сельского хозяйства в таджикской прозе;

обозначать жанровые особенности и провести вдейио-художест-вешшй анализ произведений прозы таджикской литературы 30-50-х годов;

путем сопоставления художественных образов установить вх эстетическую значимость; . .

проследить процесс формирования литературных традиций s таджикской прозе 30-50-х годов на примере теш сельской жизни и попытаться виявить некоторые 03" положительные и отрицательные .черты.

Научная новизна работы. Анализ таджикской прозы 30-60-х ' годов позволил:

- классифицировать произведения исследуемого периода и выявить
их своеобразные национальные черты;

очертить некоторые характерные пути взаимодействия, тадгин-окоі: клаосичесхо*; традиции о форнирувликися традициями тсд -еикоко!: литературы 30-50-х годов и опытом советской многонациональной литературы, б худояествекном осмыслении деревенек;,;. темы, труда к личности, происходяиие е худокесгЕеиної системе национально;, прссы:

опираясь ка результаты наследования, показать непосрегствеь-ноб влияние обшеотвенно-лолитическоі. обстановки на жанровую структуру художественно;; лрозк и, кроне того, доказать, что

в таджикской npose 30-50-х годоз прослегивается очевидная тенденция к реалистическому воссоздании действительности, о чём говорит успешная интеграция оп::та таджикских прозаиков о опытен писателей бывиего СССР (ив первув очередь, с русской ), в тэкеэ об их настойчивой стремлении освоить форму "объективного, повествования".

Методология и источники исследования. Методологической основой диссертации являются основные полояения, выдвинутые выдающаяся литературоведами, социологами и философами, ваз-невпиі, тезис зстзтики о преемственности градации, некоторые партийные документы ЗО-х годов о литературе и искусства, работы русских и таджикских литературоведов -таких как Ц.Бахтин, Л.Гинзбург, Г.Ломидзе, іі.ІПукуров, Л.Демидчик и др.

В качестве источников использованы произведения таджикских прозаиков - С.Аііни, Р.Джалил, Х.Каріша, С.Улуг-заде, То-диса и некоторых других, чьё творчество было ведущим в таджикском литература 30-50-х годов.

Првктическ&я ценность диссертации. Основные полоаеная работы могут быть использованы при чтении спецкурса по современной таджикской литературе, при создании учебных пособий по курсам " Игчории тадаикокої: литературы XX в.", а такїь при написании новых обобщающих трудов по истории таджикского романа и повести.

Апробация исследования. Диссертация обсувденє на заседаниях кафедры таджикской литературы 2^ыанОинского государст -

венного педагогического универоитета иы.К.Ш.Джураева-( 1.02.1926 г.), секции литературоведения Ученого совета Института языка и литературы им.Рудаки АН Республики Таджикистан и рекомендована к защите. Отдельные разделы диссертации опубликованы в виде 7 научных и научнс—популяртс: статей на страницах журналов к других научных изданий.

Основные положения диссертации изложены также в научных докладах, прочитанных автором в научно-практических конференциях- профессорско-преподавательского состава Душанбинского государственного педагогического университета им.К.Ш.Джурае-ва.в 1230-1996 гг,-.