Введение к работе
Актуальность темы. Интерес к гениальному произведению Абулкасима Фирдоуси "Шахнаме" на Востоке возник ещё при жизни автора, а в Европе изучением этого памятника всемирной культуры стали заниматься в начале прошлого века. Многократные переводы "Шахнаме" иранистами разных стран и времен, а также исследовательские работы по этому произведению, которые осуществлялись с конца XVIII века, до наших дней свидетельствуют об огромном интересе исследователей и читателей к великому творению Фирдоуси. Ныне изучением жизни и творческого наследия Фирдоуси занимаются иранисты-фирдоусиведы стран Европы, России, Ирана, Азербайджана, Таджикистана, а само исследование жизни и творчества поэта превратилось в отдельную отрасль иранистики.
Однако до сих пор существует ряд проблем и спорных' вопросов, касающихся "Шахнаме" Фирдоуси, которые не подверглись должному и всестороннему исследованию. К чисту таких вопросов относится вопрос о мифологических источниках поэмы "Снявуш".
Упоминание о Сиявуше и его отражении в писменных памятниках встречаются в отдельных замечаниях известных иранистов С.П.Толстова, М.М.Дьяконова, Ибрагима Пурн Давуда, Мехрдода Бахора и др. Изучению места и роли поэмы "Снявуш" Фирдоуси и рассмотрению её как образца поэтической трагедии посвящена работа таджикского литературоведа Ш.Асророва. Но работа Ш. Асророва осуществлялась на принципах структурного анализа и была направлена на определение авторской позиции, а также изучение характерных особенностей личности героев. Мы в своей работе придерживаемся сравнительно-аналитических принципов современного литературоведения применительно к изучению восточной литературы, в частности поэм иранского героического эпоса. Структурный анализ Ш. Асророва, хотя и дает общее представление о произведении, не раскрывает диалектику развития сюжета мифа, возникшего в условиях первобытного состояния общества и переросшего в религиозную, затем историческую легенду, а позже - в художственное произведение - поэму с яркой этико-эстетической картиной соответствующей основным представлениям эпохи Фирдоуси. Именно эта сторона вопроса обусловила выбор и научную разработку данной темы. В настоящее время нет монографической работы, посвященной всестороннему изучению мифологических источников поэмы "Сиявуш" и определяющей её идейно-эстетическую ценность. Акту-
альность данной работы заключается и в том, что она не только содействует решению ряда вопросов, касающихся "Шахнаме" Фирдоуси, но и способствует вскрытию многих вопросов, относящихся к истории становления и развития персидско-таджикских эпических произведений.
Цели и задачи исследования. Главной целью настоящего исследования является выявление отражения традиции и особенностей стиля персидско-таджикских поэм не только в "Шахнаме" Фирдоуси, но и в персидско-таджикской литературе в целом, а также раскрытие возникновения и развития мифа до Фирдоуси и трансформации мифа о Снявуше в "Шахнаме". В связи с этим диссертант ставит перед собой следующие задачи: определить степень изученности темы, роль преданий и мифа в. формировании эпической поэмы, выявить особенности отражения мифа в поэме "Сиявуш" и его художественное осмысление, рассмотреть идейно-эстетические ценности поэмы "Сиявуш" н концепции зарождения философско-дидактнческого произведения.
Теоретические и методологические основы исследования. Методологическую основу исследования составляет сравнительно-исторический принцип научного анализа, апробированный в трудах ведущих ученых литературоведов и в особенности в работах востоковедов-иранистов.
Источники исследования. Объектом и источникам исследования явились "Шахнаме" и поэма "Сиявуш", научные труды по "Шахнаме" Фирдоуси, Яшты Авесты (персидский перевод), а также пехлевийские, арабские и персидские письменные тексты, работы современных литературоведов и востоковедов, содержащие сведения о Фирдоуси и его наследии.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в таджикском литературоведении в монографическом плане повергаются подробному анализу проблемы возникновения и развития мифа о Снявуше, обобщаются сведения письменных литературно-исторических памятников о Снявуше, определяются основные стадии эволюции мифа.
На этой основе автор дает своё понимание места и роли поэмы "Шахнаме" и творчества Фирдоуси в целом. Всесторонне исследуется проблема отражения мифа Сиявуша в поэме Фирдоуси, определяются источники, которыми пользовался поэт при написании своей поэмы, и роль мифа в формировании образа героев. Кроме того, в диссертации впервые исследуются вопросы политической и идейно-
эстетической позиции Фирдоуси, нопросы государственного усгрой-ста, социальных и этических взглядов поті.
Практическая цеинисп.. Результаты исследования могу і бы п. использованы при изучении жизни Фирдоуси и всего его творческого наследия, написании истории персидско-таджикской juncpuiypi.i. создании учебников и учебных пособии по истории першкко-таджикскоі'і литературы, чтении курсов лекции, спецкурсов и семинаров по истории становления и рнзвншя персидско-таджикских эпических позм.
Апробация работы. Основные положения диссертации и пожени в десяти статьях и тезисах автора, опубликованных в печаш. а іакже в научных докладах на ежеюдны.х конференциях Таджикскою икл-дарственного национального университета (1494-1998 і г.).
Диссертация обсуждена на заседании кафедры таджикской классической литературы Таджикского государственного национальною университета (09.12.1997 г., протокол № 12) и рекомендована к шипіте.
Структура диссертации. Диссертация состой? из введения, ірех глав, заключения и библиографии.