Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная проза Абдуллы Шаика Бабаев, Баба Максуд оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабаев, Баба Максуд оглы. Художественная проза Абдуллы Шаика : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / АН АзССР. Ин-т лит. им. Низами.- Баку, 1990.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/80-5

Введение к работе

Актуальность темы, В свете задач, диктуемых революционным обновлением советского общества во всех cfepax духовной « материальной жизни, вырисовывается та огромная роль,- которая принадлежит ь этом процессе деятелям литературы и искусства. Перед ними, - как отмечалось на ХХУП съезде КПСС, - "широкий простор для действительно свободного творчества, повышения мастерства, дальнейшего развития многообразных реалистических форм, стилей и жанров". Возможности научного поиска, свободного от догматизма и ааданности,открываются перед учеными, исследователями как современной, так и классической литературы. Особое значение на современном этапе придается изучению-_ в свете нового мышления - национальных литератур на уровне проблем жанропо-родовой эволюции.

Исследование в этом плане творчества Абдуллы Шайка /1881-1959/ - свидетеля двух общественных формаций, писателя сложной творческой судьбы - является одной из актуальных проблем азербайджанского литературоведения.

Абдулла Шаик - художник, занимающий видно.е место в истории национальной литературы благодаря своей просветительской, писательской деятельности.

Вступивший на литературное поприще в начале века, А.Шаик прошел большой творческий путь, преподавал, составлял учебники, писал научно-теоретические статьи, создал замечательные образцы прозы, поэзии, драматургии,испытал свое перо в области художественного перевода. Для изучения литературно-культурной жизни Азербайджана XX века, путей становления и развития национальной прозы, ее идейнс-художественного своеобразия особую ценность представляет прозаическое.'наследие-писателя.

Творчество А.Шаика - художественная летопись противоречивого и сложного исторического прошлого народа. Одна часть, его творческого пути приходится на~дореволюционный, другая -на советский период. Произведения А„И!аика, на обоих этапах создавшего ценные художественные образцы в различных жанрах, оказали ощутимое воздействие на содержание, характер нацио-

1. Материалы ХХУП съезда КПСС. - М. :Политизцат, t985, сЛбЯ.

- 4. -

нального литературного процесса, тенденции его развития. Видный критик М.Кулиев отмечал, что "наряду со многими художниками... ноьан литература Азербайджана долина быть признательна и подобию» Шайку учителям". Действительно, А.Шаик был одним из основоположников азербайджанской советской литературы, и, в частности, прозы.

Произведения А.ііі'іикз в целом обогатили азербайджанскую < художественную прозу в тематическо", жанровом аспектах,в значительной мере определили направление и развитие национальных эпических традиции, поиска в области художественного повествования. Высоко оценивавший литературное наследие писателя, Мехти Гусейн, говоря о его месте в истории'азербайджанской прозы, отмечал, что А.Шаик "...заложил основу на и-ей" лирической прози".'1' Проза А.Шаика примечательна и в свете изучения исторических этапов развития, специфических качеств реалистического и романтического творческих методов в азербайджанской литературе. Ибо видный писатель начал свой творческий путь как рсмантик і", несмотря на тяготение к реализму, долгое время оставался верен эстетическим принципам романтического метода. Прекраснее образцы прозаического жанра били созданы км и в советский период, уже в духе реалистических тенденций нового метода. Однако ив этот период в стилистике произведении писателя явственно одуцалось его романтическое мпрооцудение.

А.Шайку принадлежит важная роль и в развитии азербайджанской советской прозы. И в этом плане исследование и анализ его прозаических пролаведенпй имеет актуальное значение. Литературное наследие писателя, как образец подлинного нежусстпа слова* продолжало оказывать влияние нз развитие национального литературного процесса.

С первых же дней своей творческой деятельности А.Шаик привлек пристальное внимание литературных, научных.кругов. Значительный опыт исследовании позволяет утверждать, что р азербайджанском литературоведении создалось плодотворное в своей многогранности даиковецениэ. Іпзнь и творчество видного художника были исследована в различных аспектах, на разном

  1. Воспоминания о Шайке /сост.и коммент. К.Тальбззде/.-Баку: Гчнджлик, »981, с.72 /на язерб.яз./.

  2. Мехти Гусейн. Большая кизнь.-Эдебивет газеті«,І946, 22 января.

уровне. Так, его литературно-педигогическая деятельность,
язык произведений, лстер;ітурнс-кр;іти"ЄРкие взгляды, связь
его творчества с фольклором, работа над художественна пере-.
водом и связи г русской литератутюй и культурой, произведения,:
созданные для детей, - все это явилось предметом специальных
исследований. Во всех работах уделялось особое внимание опре
делению роли А.Шайка в истории азербайджанской литературы.
Сам же писатель представлялся то худодндаом-реалистом, то ху
дожником-романтиком. В некоторых исследованиях затрагивалось
и своеобразие идейно-хуцо«естиенных основ творчества А.Шайка,
эстетико-теоретические принципы и другие проблемы его роман
тизма. ...

Вместе с тем богатое художественное наследие писателя
с точки зрения жанровой специфики, его новаторства к специ
альному исследованию не привлекалось. Малая г.зученность про
зы Шайка проступает особенно отчетливо при сравнении с его
поэзией и драматургией. .

Первое слово о прозе писателя принадлежит литературоведу
А.Суру. В ІЄІ0 году, прочитав отрывок-из романа А.Шайка "Ге
рои нашего времени", молодой исследователь-написал автору
письмо, в котором он' горячо одобрял это произведение, в том
числе еі'0 художественные достоинства: "Стиль ваш изящен...
описание художественно..." . .

интересные мысли и суждения содержатся в исследованиях о Шайке, проьеденных в разные годы Ф.Кочарли, С.Гусейном, Т.Шахбази, М.Кулиевым, А.Назимом, А.Мусаханлы, А.Сулганлы, Дж.Ханданом, М.Арифэм, М.Гусейном,.Мир Джалалом, М.Ибрагимовым, А.Замановым, М.З.Джафаровым,- К;Талыбзаде, К.Мамедрвым, Г.Халиловым, ЯДараевым, Г.Йсрафиловым, В.Оеманлы, Д.Мустафа-евой, К.Алиевым, Н.Бабаевым, В.Набиевым и другими. Его творчество и сегодня' находится в центре внимания нашей" лктератуг роведческой мысли. Особенно значите льны.по глубине освещения ряда проблем, связанных с прозаическим наследием писателя, монографии Аакаа Мирахмедова, Ягуба Исмаилова и Афлатуна Мамедова. Однако в исследованиях этих авторов, посвященных жизни и творчеству А.Шайка, не ставилось задачей комплексное рассмотрение всей прозы писателя. Образцы прозы А.Шайка прив-

1. См.: Хагигат, 1010, Ш 57.

- б -лекались к анализу в цепом ряде исследований по проблемам истории азербайджанской литературы.

В диссертации отмечены статьи, посвяшенные анализу отдельных про.ізьецений писателя.

Таким образом, несмотря на чагты'с обращения к творчеству А,Шапка многих специалистов, по сен день ь целом его прозаическое наследие не явилось предметом специального ксследова- ' ния.

Предмет исследование Предмет исследования составило прозаическое наследие А.Шайка. Предметом анализа япля^тся: рассказы "Письмо не дозло", "Кочевье", "Наводнение", "Рить или не жить?", "Червяк", "Сила пира", "Перед лицо?.! Иблиса", "Анабадки", "Что. мн'* за дело?!", "Нервный-человек", "Будет сделано" и др.; повесть "Хасаи"; романы "Два страдальца, или страданье и.совесть", "Герои нашего времени", "Несчастная семья", "Араз". К исследованию привлечены детские рассказы п воспоминания писателя.

Ь орбиту исследования вошли и некотсрые художественные образцы, созданные км в начале века, так к в советский период, в каких-либо гранях перекликагппеся с прозаическими произведениями А.Шайка, а такие статьи, письма писателя; привлечены к рассмотрен;» связанные с темой архивные документы, фактический материал, различные сведения, содегтапиеся в периодической печати, научно-исследовательские ттулы.

Цель и задачи исследования. Главной цель»? диссертации явился всесторонний анализ прозы А.Шайка ь свете требований гласности и новых критериев литературоведческой' науки, решительно* отвергающей заданность а догматизм. Диссертант стремится анализировать рассказы, повести и романы А.Шапка в контексте эпических традиций эпохл, в сравнительно-типологическом плане, уяснить специфику художественного виратеная идейного содержания и мастерства писателя. Уделено внимание также вопросам творческого, метода.

В круг задач, поставленных диссертантом, входило:

всесторонний анализ рассказов, повестей и рсманов писателя в аспекте ицейного содержания, проблематики и уастер-ства;

выявление в условиях гласности и демократии, в свете

последних достижений теоретической мысли, извращений в подходе к прозе писателя, обусловленных влиянием концепции вульгарного социологизма и ролюнтариэма в с>[ере оценки литературных явлений;

освещение новаторских качеств прозы писателя;

определение оригинальных черт созданных А.Шакком образов в соотнесенности с их жизненными прототипами.

ї ?2і їіїїе!ІІ5_.!122.ї_2_!іеї.2В2^_и5ІЗІ1ЬїШЇД Теоретиче-ски работа базируется на позитивном опыте советского литературоведения, новых подходах к осмыслении классического наследия, СЕибодных от догматизма и заданности.

В диссертации использован историко-хронологическии принцип, жанровая проблематика исследована в типологическом аспекте.

H5^SS3J^2i!LLJlE^lSliEil_SSL4i!J2_2i!S.S2E^2Mi. Диссертация является первым, в национальном литературоведении

специальным исследованием, посвященным анализу прозы А.Шайка. 3 ней в историко-литературном аспекте, в свете поисков и обретений национального литературоведения всесторонне проанализированы рассказы, повести и романы писателя. В диссертации впервые актуальные социально-политические,'морально-этические аспекты идейного содержания прозы А.Шайка рассмотрены во взаимосвязи с вопросами мастерства.

Научная новизна исследования обусловлена анализом и аргументацией как произведений романтических таких рассказов, как "Письмо не дошло", "Кочевье", "Перед лицом Иблиса", "Наводнение", "Жить или не жить?", и выявлением романтической тональности реалистических рассказов, - "Что мне за дело?", "Сила пира", ^оманы писателя в диссертации исследованы в свете социально-политических проблем эпохи, в соотнесенности с такими категориями,-, как личность и общество, личность и свобода и др.

Диссертация может способствовать более глубокому и объективному исследованию творчества А.Шайка, а также истории азербайджанской прозы, вопросов жанра, метода, стиля, идейности и художественного мастерства.

Материалы диссертации могут быть использованы при создании очерков по истории азербайджанской прозы, в исследована-

- 8 _

ях по проблемам романтизма и реализма.

Апробация диссертации. Диссертация втолчена в отделе азербайджанской .литературы нового времени ордена Дружбы наро-до:. института литературы имени Низами Академии наук Азербайджанской ССР.

ОсноЕине положения работы нашли свое отражение в доклада: автора на научных конференциях и сессиях, а такте в пяти пуб-, ликяц»шх в республиканской печати.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.