Введение к работе
Объект исследования. Объектом исследования является роман-эпопея основоположника таджикской советской литературы Садридди-на Айни "Руломон" ("Рабы").
Актуальность темы и степень ее изученности. Художественная деталь (детализация), несмотря на то,что является наиболее продуктивным и , ключевым поэтическим средством изображения, без участия которого не может обойтись ни одно мало-мальски интересное произведение художественной литературы и искусства, малоизученное, пожалуй, почти что не исследованное звено в таджикском литературоведении. Хотя прошло более 150 лот, когда слово "деталь" как научный термин литературоведения и, стало быть, как изобразительное средство, заслужи-вашее внимания ученых, была упомянута В.Б.Белинским1, перше статьи и монографии о детали в русском, украинском, белорусском, узбекском.... литературоведении появились недавно -30-35
лет тому назад..
Почта столько ке минуло с тех пор, когда Ф.Энгельс в своем письме к английской писательнице- социалистке Маргарет Гаркнесс выдвинул известное определение реализма, которое надолго попало в центр внимания критиков, теоретикоз и историков литературы; "На мой взгляд, -писал тогда "О. Энгельс,- реализм подразумевает, помимо правдивости деталей (подчеркнуто нами -А.А), правдивость воспроизведения типичных . характеров в типичных обстоятельствах."2
То ли потому, что письмо это на русском языке было опубликовано лшь в 1933г., то ли потому, что взгляд В. Г. Белинского на "деталь" но был поддержан в научных кругах его эпохи, словом, должным образом о ней заговорили только в нашем столетии, и то начиная с 30-х годов.
Проблемы детали и детализации первым долгом привлекли внимание выдающихся теоретиков русской литературы и лингвистики. За ним последовали ученые республик бившего СССР, написавшие,
Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и зида. Избранные труди, в 4-х тт., т.З, М.,1954 , с. 345-346.
2 К. Маркс и. Ф.Энгельс. Об искусстве, в 2-х тт., т.1, И. 1957. с 11.
наряду с общими трудами по теории и поэтике, также и диссертации и ряд концептуальных статей о детали.
Появился ряд трудов о мастерстве, стіш и творческой лаборатории таких мастеров реалистической прози, кяк Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский, И.О. Тургенев и Л.Н. Толстой. А.П. Чехов и A.M.Горький, где но обойдены вниманием а проблеми детали и детализации.
Вполне естественно, что вопроси художественной детали и ефір применения отого изобразительного сродства затронута в іш с различных позиций.
Однако, подводя итоги своим поискам по проблеме, все они приходят к общему заключен.»), которое моию выродить словчда Г. Поспелова:"Деталь в художественном произведении имеет величайте», если не сказать, самое основополагающее, т.е. цементирующее значение ^."
Серьезность проблемы не могла оставить в стороне от участия в ее исследовании и таджикских учених, заговоривших о художественной детали такжо с конца 40-х и середины БО-х годов. От первых упоминаний слов "чузъ" ("деталь"), "чузгиот" ("детали"), "ч^зъбандй" ("детализация") и "тафеилот" ("подробности") . в монографиях и длесертациошщх исследованиях, посвященных общетеоретическим проблемам, таджикское литературоведение к концу 60-х- началу 70-х годоз достигло уровня анализа роли детали в отдельно взятом или ряде художественных произведения, хотя она вновь рассматривалась в контекста с другими проблемами теории и поэтики. К настоящему времени оно пришло к трудам, где художественной детали и е- роли отв-д-чш отделите глаьч в больших работах. Примечателіно, что г-ыводы, с\г."Лон.чые в этих работах, v главных деталях сонтдмт с выводами :;чрубеж-ных (русских) и отечественных (таджикских) авторов: т.е. роль детали в нскусстье и литературе исключительно велика. Исходя из этого, "исследованию роли художественной детали в приизю-дениях современных таджикских писателей"4 следует уделить более серьезное ьншанио.
Поспелов Г.Н. Проблемы лиіературнсго стиля. M., 1970, о.3^4.
Ходжаева М.Ю. Проблемы индивидуального стиля и стилеьых течений в современной таджикской прозе 7о-х -начала 9-* годоь. АДД, Душанбе, 1995,с.З^
Как показали исследования, по исскуству "обнаруживания" и применения деталей мокно судить о художественных достоинствах стиля художника, об уровне его мастерства в создании портретов, психологических образов, характеров и даже об эстетическом видении писателя.
Тзким образом, важность темы и недостаточная ее разработанность в таджикском литературоведении определили актуальность темы и необходимость ее мансграфического исследования. По этой же причине автор диссертации счел необходимым осветить тему на примере одного из выдающихся произведении реалистической таджикской прозы, каковым,на наш взгляд, является монументальный роман-эпопея Садриддина Айни -Рабы" (1934).
Выбор темы. Дополнить вышесказанное об актуальности темы мокно лишь тем, что роман "Рабы" С.Айни дает исчерпывающий материал для исследования вопросов, связанных с ролью и мостом детали в творческом процессе. К тому то роман "Рабы" представляется произведением, отражающим достижения современной таджикской прозы за несколько десятилетия. Исследование темы о роли детали в "Рабах" будет служить основополагающей почвой для изучения ое в последующих и богатых в этом отношении произведениях самого С.Айни - "Смерти ростовщика", "Воспоминаниях", а в дальнейшем и других 'художников слова. Творческий опыт лини, как.известно, имеет огромное значение для становления и развития таджикской реалистической прозы в целом.
Цели и задачи работы. Предмет исследоБания-роман "Рабы" позволяет судить о том, насколько разнообразной является деталь и как валика ее роль в художественном переосмыслении действительности. Это обстоятельство и определяет наши цели и задачи, которые выражаются в следующем:
-
Дать краткую характеристику степени разработанности проблемы в русском и более подробно-таджикском литературоведении по той причине, что такой обзор осуществляется впервые.
-
Выявить национальные и инонациональные истоки и источники ровдения художественной детали и терминов обозначения этого изобразительного средства.
о. Проанализировать деталь и ее значение на примере "Рабов", а именно: а) в изображении быта и образа жизни;
О) в создании портрета;
в} в индивидуализации языка персонажей;
г) в описании социально-емких картин природы.
-
Выявить новаторские черты обращения С.Лини к возможностям художественной детали и богатств этого средства поэтики.
-
Обозначить* хотя бы пунктирно, дальнейшие задачи изучения детали в таджикском литературоведении.
Научная новизна. В диссертации, таким образом, впервые в таджикском литературоведении предпринята целенаправленная попытка исследования роли и места художественной детали на примере одного произведения таджикской реалистической прозы. Также впервые в этой работе дано определение детали (детализации) как одного из важнейших изобразительных средств, способов проявления творческого мастерства и стиля, дана краткая характеристика, истории и степени изученности проблемы в таджикском литературоведении. Нами предпринята также попытка классификации видов и форы художественной детали.
Методология исследования следует традициям, принципам и опыту отечественного и мирового литературоведения. В процессе работа над темой автор опирался на методологические и общетеоретические выводы, сделанные в трудах В.Шкловского, Ы.Бахтина,В.Виноградова,Г.Поспелова,В.Жирмунского, М.Шукурова, Л.Демидчик, И.Брагинского, МЛодааевой и др. исследователей.
Практическое значение исследования. Диссертация может служить материалом при создании учебников и учебных пособий по поэтике, при написании истории прозы, эпической поэзии и драматургии, при чтении лекций, спецкурсов и спецсеминаров.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в статьях и тезисах докладов, опубликованных в журналах и научных сборниках.' в научных докладах и сообщениях, прочитанных автором на региональных и межвузовских конференциях, состоявшихся в гг. Кулябе и Курган-Тюбе (I99I-I993), ва "Айнийских чтениях" (1996). Диссертация обсуждена на расширенном заседании Отдела современной таджикской литературы и литературных связей (10 декабря 1996, протокол W), секции литературоведения Ученого совета Института языка и литературы им.Рудаки АН Республики
Таджикистан (ЗІ января 1997г. протокол *6) и рекомендована к защите.
Структура работа. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, а также перечня использованной литературы.