Введение к работе
В качестве предмета данного исследования избран процесс формирования жанра новеллы в Испании в эпоху Средних веков и Возрождения. В работе анализируются и исследуются процессы новеллизации предковых жанровых форм новеллы в процессе сближения, активного взаимодействия и взаимообогащения отдельных жанровых моделей.
Основная цель предлагаемой диссертации - анализ процесса формирования новеллы, взаимодействие и взаимообогащение предновеллистических форм новыми чертами, изменение их сущности, обусловленное потребностью появления новых жанровых форм.
Процесс достижения указанной цели потребовал решения целого ряда исследовательских задач: анализа жанровой природы новеллы; выявление состава жанровых систем, порождающих новеллу и взаимодействующих с ней в период Средних веков и Возрождения, определения роли каждого жанрового образования в процессе складывания нового жанра.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена активизацией жанрового подхода к рассмотрению указанных текстов.
Научная новизна работы определяется тем фактом, что
новеллистика Испании средних веков и Возрождения не получила
специального и развернутого рассмотрения в отечественном
литературоведении. Что же касается испанского литературоведения,
то его интересы сосредоточены, прежде всего, в сфере прикладного
исследования конкретных текстов, и соответственно затрагивают,
прежде всего, вопросы композиционной структуры оборннков,.
. Voc НАЦИОНАЛЬНАЯ
і СИКЛИОТЕКА
1 ЯЗДИгі
идентификации источников отдельных новелл (латинского exempla, проповеди, басни, сентенции, анекдота, арабская повесть), истории бытования жанра в Средние века и Возрождение. Кроме того, исследования испанских литературоведов обычно не принимают во внимание жанрово-типологическую связь новеллы с разнообразными архаическими жанрами, соответственно не занимаясь специально жанровой природой ранней испанской новеллы.
В методологическом плане автор данной диссертации ориентировался на методы исторической поэтики, которые позволили рассмотреть процесс становления жанра новеллы историческом, структурном и типологическом аспектах, и, таким образом, уточнить ее место и значение в историко-литературном процессе.
Теоретические принципы и конкретная методика изучения как отдельных произведений, так и целых периодов в истории национальных литератур обоснованы и применены в трудах М.М.Бахтина, С.САверинцева, Е.М.Мелетипского, А.В.Михайлова и других исследователей. Плодотворность подобного рода исследований очевидна.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в курсах лекций и семинаров по истории литературы Средних веков и Возрождения, истории испанской литературы, спецкурсов по исторической поэтике прозаических жанров, поэтике новеллы.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры сравнительной истории литератур РГГУ. По теме диссертации были
сделаны доклады на Пуришевских чтениях (Москва,2000), XII Юрьевских чтениях (Санкт-Петербург, 2001). Основные положения докладов нашли отражение в соответствующих публикациях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.