Введение к работе
Актуальность теми. Вопрос исследования и разъяснения проблемы человека, выражения его идеалов в литературных памятниках был и будет объектом глубокого познания для всех эпох, так как личность лучше всего представляет душу своей эпохи и образ своего народа. Характер человека, его идеалы проявляются в основном в социальном и историческом аспекте.
Грузинская агиографическая литература возникла и окрепла на основе христианскоа религии. Она полностью восприняла основные и общие принципы христианства.
Идеал человека- в агиографии отражает .длительное теоретическое "и практическое осмысление общих закономерностей христианской культуры. Тагам образою;- прослеживая эволюцию идеалов агиографии, прослеживаем и исторические закономерности развития христианской мысли.
Для данной христианской культуры характерен такой идеал человека, который еще нз свободен от-общих шаблонов античной культуры. На следующем этапа христианской культуры происходит окончательный отказ от всего, что свидетельствует о близости античного мира дата на крайне абстрактном уровне. Главная новизна, которая связана с внутренней структурой и значением христианства и, что подтверждает христианская действительность, это разделение христианских священнослужителей на "мирское" и "черное" духовенство, их противопоставление. Присвоение последним неизмеримо больших привилегий формулирует тот эстетический идеал, который характерен для грузинской агиографической литературы У-Х веков.
Уровень изучения проблемы. Грузинское литературоведение не оставило вне поле зрения вопросы методов и стилистики литературы, моменты развития эстетической и литературно-мировоззренческой мысли, проблемы назначения человека и формирование его идеалов. В этой области проведена многообразная работа еще в начале нашего века.
Заложил основу изучения истории агиографических произведений в Грузии К.Кекелидзе. Велика роль ученого в изучении литературных форм, творческих методов, что, в основном, отражает сферу формирования духовного идеала человека.
Грузинским литературоведам принадлежат значительные исследования и монографии, в которых изучены особенности художественного отражения человека, специфика литературы агиографического жанра, ее идеология, ее эстетическая природа и теоретические принципы. Этим проблемам посвятили специальные работы И.Джава-хишвили, В.Нозадзе, Р.Ба2амидзе,_Р..СиЕадзв, Г.Парулава, К.Зари-дзе и другие.
Цель работы представить основные принципы монастырской жизни на начальном этапе ее формирования я показать принципы худе жественного отражения человека.
Все агиографические памятники, рассмотренные в работе, отр; жение души святых пустынников, проявление их идеалов, Эти ЛИЧН( сти основали и упрочили в Грузии величайшее эпохальное явление отшельничество, которое имело место в У-УІ веках и вершиной ра вития которого было мощное монастырское движение, развернувшее в IX-X веках.
Научная новизна диссертации. Несмотря на то, что к проблем человека проявляли интерес многие ученые л усердно иселедовалі:
рузинсяую агиографическую литературу, формирование монастырских деалов и этапы их развития специально никем не изучались. В дис-ертации внимание заостряется на памятниках грузинской агиогра-ической литературы ІХ-Х веков, в которых сравнительно полно редставлены идеалы духовных лиц. По сущестьу работа представля-т первый опыт монографического изучения избранной для исследо-шния проблемы.
Теоретическая и методологическая основа диссертации,. В ра~ іота использованы основные теоретические положения литературоведения, а также посвященная научной проблеме научная литература.
Практическое назначение'работы. Основные положения работы югут быть использованы в лекционном курсе по истории древнегру-зинской литературы, а также в спецкурсах и спецсеминарах.
Материалы диссертации могут быть внесены в учебник истории древнегрузинской литературы как его составная часть.
Адробзгшя работы. Диссертация подготовлена на кафедре исто- -рии древнегрузинской литературы ТГУ им.И.Джавахишвили. Отдельные части диссертации были прочитаны на университетских и республиканских конференциях, опубликованы в научных сборниках и журналах.
Обсуждение и апробация диссертационной работы состоялась на заседании кафедры истории древнегрузинской литературы ЇГУ им.И. Джавахишвили.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. К диссертации прилагается список использованной научной литературы и источников, всего 68 единиц.