Введение к работе
Актуальность темы. В древнеиранской зороастрийской религии последним этапом достижения божественного состояния человека является его нахождение в состоянии фарра, которое дается ему Всевышним. Подобным образом Господь поступает только с избранными им людьми. Целью данного явления в древней Персии считалось предоставление избраннику прямых энергетических нитей божественными силами для спасения народа и сохранения целостности и благополучия страны.
Это особое душевное состояние, при котором человек находится в
непосредственном контакте со своим создателем и впитывает в себя большой
объем небесной информации и энергетики, непосредственно исходящей из
первоисточника всех мировых сил. Данное явление в исламе напоминает состояние религиозного экстаза.
Состояние фарра можно уподобить силе харизмы, которая зависит от личных характерных черт индивида. Макс Вир такие черты и способ правления обозначил греческим словом «керизма» (т.е. личность, имеющая превосходство). Это слово выражает такие характерные черты индивида, которые в корне отличают его от обычного человека. Подобное качество заставляет простых людей естественным образом подчиниться ему, и этому способствуют сверхъестественные, сверхчеловеческие, или, по крайней мере, отличительные особенности человека обладающего харизмой [1,37].
Среди древних иранцев существовала идея или убеждение о том, что Всевышний наделяет предметы, существа и, конечно же, людей некой благодатью и светом, обозначенной термином «фарр» (далее вне кавычек). Эта благодать может проявляться в различных видах: фарр вождя, фарр страны, фарр царя, фарр жреца, фарр солнца и т.п. В древней Персии главными обладателями фарра этого сияющего нимба божественной благодати, несомненно, были иранские шахиншахи. Именно наличие у них фарра подтверждало божественную сущность их престола и власти над Ираном посредством этой благодати он правили страной и народом.
С приходом ислама зороастрийская идея фарра ушла из религиозно-политической жизни, но сохранилась в персидско-таджикской литературе особенно в героико-эпических произведениях, посвященных древнеиранской тематике, самым известным из которых является «Шахнаме» Абулькасыма Фирдоуси.
Следует отметить, что, несмотря на многочисленные работы о великом творении Фирдоуси, понятие и идея фарра до сих пор остается недостаточно изученным. Обстоятельно проанализировав другие аспекты «Шахнаме», проблеме
преемственности древнеиранской идеи фарра в средневековой персидско-таджикской литературе и культуре исследователи не уделили должного внимания.
В наше время реликты древней арийской культуры сохраняются на территории нескольких независимых государств. Одним из важнейших факторов преемственности древнеиранской культуры в контексте современных культур и литератур трех персоязычных стран является «Шахнаме» Абулькасыма Фирдоуси. Этот эпос, который очень популярен среди современных персоязычных наций, считается главным историко-художественным источником идеи фарра. Исходя из этого, выбранная нами тема может сыграть определенную роль в изучении «Шахнаме», а также в сближении близких по своим корням стран и народов.
Этими обстоятельствами определяются актуальность и значимость нашей диссертационной работы.
Степень изученности темы. «Шахнаме» Фирдуоси всегда был, остается и будет объектом пристального внимания исследователей персидско-таджикской классической литературы.
Из европейских учных, работавших непосредственно над «Шахнаме» Фирдоуси, следует отметить таких известных востоковедов, как В. Джонза, М. Ламсдена, С. Анри («Фирдоуси и национальное самосознание»), Х. Райшлета («Введение в зороастризм и изучение его рукописей»), А. Христиансена ( «Каяны»), Г. Корбена ( «Земля во вселенной»), Э. Брауна и других.
Из числа русских и таджикских учных, которые внесли весомый вклад в изучение произведения Фирдоуси можно назвать следующих: А. Жуковского, Моисеева, Е.Э. Бертельса, И.С. Брагинского, М. Османова («Фирдоуси»), М. Занда, Садриддина Айни» («О Фирдоуси и его Шахнаме»), Х. Мирзозаде , Ш. Хосейнзаде, А. Афсахзода, М. Раджабова, А. Абдуллаева и др.
«Шахнаме» активно подвергали исследованию известные иранские учные такие как З. Сафа («История персидской литературы»), Дж. Козази («Письмо из древности»), М. Минави ( «Фирдоуси и его стихи), М. Ислами Нудушан («Джаме джаханнама», культура или е заменитель»), Дабир Сияги и ряд других.
Изучение вышеупомянутых работ о «Шахнаме» показало, что в них проблема фарра детально не подвергается анализу, а только фрагментарно рассматривается, как часть древних персидских идей и понятий.
С учетом этого, нами впервые предпринята попытка исследования проблемы фарра во всей полноте, на материале «Шахнаме» Абулькасима Фирдоуси.
Цель и задачи исследования. Основной целью настоящей
диссертационной работы является развернутое изучение божественной идеи фарра в «Шахнаме» Фирдоуси.
Для достижения указанной цели определены и выдвинуты следующие задачи:
- изучение причин проявления состояния божественного фарра;
- выявление необходимых условий возникновения состояния фарра в человеке;
раскрытие литературного назначения термина фарр в «Шахнаме»;
исследование различных видов проявления фарра в человеке по рассказам «Шахнаме»;
рассмотрение ценности и значения понятия фарр в поэмах «Шахнаме»;
определение разных проявлений использования фарра в «Шахнаме»;
выявление общих точек соприкосновения двух религий: зороастризма и ислама в связи с фарром.
Научная новизна настоящей работы заключается, прежде всего, в том, что впервые целостно и в монографическом плане подвергается специальному научному анализу идея и понятие «фарр» в «Шахнаме» Абулькасима Фирдоуси. Данная проблема в тексте эпоса до сих пор оставалась неизученной, и этот фактор обусловил выбор нами данной научной темы в качестве диссертационного исследования.
Источником исследования являются поэмы эпоса «Шахнаме»
Абулькасима Фирдоуси на языке оригинала. Так же в качестве дополнительного источника были использованы русские переводы «Шахнаме» Фирдоуси
Предметом данного исследования является отображение идеи «фарра» в «Шахнаме» Фирдоуси, в контексте древнеиранской культуры и ее взаимосвязи с персидско-таджикской литературой и культурой.
Методологические и теоретические основы исследования.
Методологическую основу диссертационной работы составляют принципы системного, сравнительно-исторического и историко-типологического анализа, а также методы синтеза и обобщения с учетом современных критериев анализа классических литературных текстов. Теоретическая база исследования основывается на научных достижениях и положениях, разработанных в трудах таджикских и иранских литературоведов, русских и западных востоковедов, особенно тех, которые обстоятельно изучали «Шахнаме» Фирдоуси. В их числе необходимо отметить: С. Айни, Х. Мирзозаде, Ш. Хусейнзаде, А. Мирзоева, М. Раджабова, А. Афсахзода, А. Абдуллаева, Х. Шарифова, З. Ахрори; З. Сафа, И. Афшара, М. Минави, А. Зарринкуба, М. Нудушана, Б. Сарутина, Дж. Каззази, Дж. Дустхаха, Х. Ягмаи, Д. Сияги, М. Рияхи; А. Крымского, И. Орбели, А..Ю. Якубовского, Е.Э. Бертельса, К.И. Чайкина, А.Н. Самойловича, М.Н. Османова, М. Дьяконова, И.С. Брагинского; Х. Эте, Т. Нльдеке, Э. Брауна, А. Массэ, Я. Рипки,
Научная и практическая значимость работы настоящего исследования
обусловлена тем, что она является первым в таджикском и иранском
литературоведении комплексным исследованием проблемы фарра в «Шахнаме»
Фирдоуси. Результаты исследования в практическом плане могут быть
использованы при написании академической истории персидско-таджикской
литературы средних веков или ее определенного периода. Выводы
диссертационной работы могут быть также полезны в анализе мировоззренческих
основ героико-эпических произведений, посвященных древнеиранской истории и культуре. Помимо того, материалы диссертации могут быть применены при разработке учебных пособий и курсов по истории персидско-таджикской литературы для студентов филологов.
Основные положения выносимые на защиту:
-
Большое значение «Шахнаме» Фирдоуси в возрождении и сохранении древнеиранской истории и культуры, формирования исторического самосознания современных иранцев и таджиков.
-
Мировоззренческие основы идеи и понятия фарра в древнеиранской цивилизации.
-
Преемственность идеи и понятия фарра в исламской персидско-таджикской литературе и культуре.
-
Роль и место «Шахнаме» Фирдоуси в детальном описании и раскрытии понятия фарра в древнем Иране, его религиозной сущности и идейно-политического назначения.
-
Влияние «Шахнаме» на последующее развитие идейно-эстетических основ персидско-таджикской поэзии, в том числе в использовании понятия фарр.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на
расширенном заседании кафедры (Протокол № от 2013). Теоретические
положения и практические результаты данной работы отражены в виде научных
докладов и сообщений на традиционных научно-практических конференциях
профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного
педагогического университета им. С. Айни (2009 -2013 гг.), а также на других научно-практических конференциях, проходивших как в Таджикистане, так и в ИРИ. Основные выводы и положения диссертации изложены в четырех статьях автора, список которых приведен в конце автореферата.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав с соответствующими разделами, заключения и списка использованной литературы.