Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Драматургия Сотима Улуг-заде Чориев Али

Драматургия Сотима Улуг-заде
<
Драматургия Сотима Улуг-заде Драматургия Сотима Улуг-заде Драматургия Сотима Улуг-заде Драматургия Сотима Улуг-заде Драматургия Сотима Улуг-заде
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чориев Али. Драматургия Сотима Улуг-заде : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Душанбе, 2000.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/434-X

Введение к работе

Актуальность темы. Научное обобщение опыта и достижений таджикской драматургии в целом, монографическое, в том числе, исследование творческого вклада отдельно взятого писателя в сокровищницу национальной культуры в аспекте воплощения его произведений в последующем на сцене и экране представляет несомнешгую актуальность. Опыт таджикской драматургии и её выдающихся создателей Со-тима Улуг-заде и Джалола Икрами, Гани Абдулло и Файзулло Ансори, Мирзо Турсун-заде и Фатеха Ниязи, а также С.Сафара, М.Рабиева, М.Касымова, А.Дехоти, современного талантливого поколения, как Мехмон Бахти, Сафармухаммад Аюби, Мухиддин Ходжаев, Наримон Бако-заде, Hyp Табаров и др., свидетельствует, что её развитие отмечено тенденцией к разработке тем и создашио характеров, к художественному постижению тех пластов исторической и настоящей действительности, которые воплощают в себе новые приметы времени, ведут к углублению и укреплению исторической памяти. Большинство произведений драматургии отличает стремление к углублению национального самосознания и исторического самопознашія.

Сегодня наше общество, идущее по пути демократии и независимости, нуждается в интеллектуально развитом и духовно богатом человеке, активном индивидууме, живущем и умеющем жить и работать в условиях экономической и социальной независимости. При этом возрастает потребность в произведениях, способных воздействовать на действительность, совершенствовать духовный облик человека и общества. Можно сказать, что таджикская драматургия на современном этапе такими произведениями в определенной степени располагает, и литературно-художественная критика призвана раскрывать эти свойства и качества, способствуя тем самым формированию научного представлешія об этих достижениях и нелостатках. Задачи литературоведения в этой области сводятся к созданию обобщающих трудов, коллективных монографий или отдельных исследований по истории драматургии, о поэтике сценического слова и творчества отдельных художников слова. В этом плане самого пристального внимания заслуживает Сотим Улуг-заде, который сыграл большую роль в становлешш профессиональной таджикской драматургии.

Следует отметить, что отдельные драматические произведения С.Улуг-заде, вопросы его мастерства в разработке различных тем рассмотрены во многих статьях и рецензиях, в монографических исследованиях, посвященных истории и отдельным этапам становления таджикской драматургии театра и кино в целом. Особенно много публикаций посвящено кинофильмам и драматическим произведениям о Руда-

ки, Абуали ибн Сино, Восе, Дошнпе, созданным по сценариям и пьесам Сотима Улуг-заде. Однако драматургия и кинодраматургия этого писателя до настоящего времени не были объектом отдельного монографического исследования, тогда как необходимость в таком подходе назрела давно. Более того, предметом многочисленных анализов в статьях и рецензиях, в очерках по истории литературы и истории таджикской драматургии стати в основном произведения, написанные С. Улуг-заде до 70-х годов в тематическом и идейно-художественном планах по отдельности. До сих пор отсутствовало комплексное исследование его драматургического творчества, тогда как современный уровень теоретической мысли ставит задачи нового осмысления опыта С. Улуг-заде и ему подобных мастеров.

Цель н задачи диссертации. Основной целью диссертации является монографическое исследование драматургического творчества С.Улуг-заде, определение этапов формирования и развития его работы для театра и кино. Достижение указанной цели предполагает решение следу ющігх задач:

историко - хронологический анализ драматургического творчества писателя;

идейно - тематическое исследование драм и кинодрам С.Улуг-заде;

выявление особенностей отражения истории и современности в его драмах;

поэтика драматического слова и индивидуализация языка персонажей;

- значение произведений С. Улуг-заде для углубления исторической памяти и национального самосознания.

Методологию исследования определяет диалектический метод познания рассматриваемого объекта (пьесы). Идейно-эстетическую базу работы составляют достижения современной теоретической и эстетической мысли с ориентировкой на системное - в тематическом и ис-торико-хронологическом разрезах - исследование творчества отдельно взятого драматурга. В работе историко-литературный анализ драмы сочетается с теоретическим осмыслением места и роли драматургии в духовном развитии общества.

Научная повита работы обусловлена тем, что драматургия и кинодраматургия Сотима Улуг-заде впервые привлекается к филологиче-сколгу исследованию в монографическом плане в свете достижений современного таджикского литературоведения.

Анатаз драматических произведений исходит в ней из их обусловленности социальной действительностью, этапами формирования драматургии на современную и историческую темы. Новым является и то, что впервые введен в научный обиход большой архивный материал из

Фонда С. Улуг-заде в архиве Литературного фонда ИЯЛ им. Рудаки. Сравнительный анализ вариантов одной и той же пьесы позволил выявить общее и особенное в пьесах и сценариях, различия подходов к художественному постижению исторической тематики и произведений на темы дня, в различных жшграх и родах литературы.

Новым является и освещение хронологии обращения С. Улуг-заде к тому или иному пласту действительности как драматурга, эволюции его мышления и самосознания. На основе сравнительного анализа вариантов пьес и сценариев в диссертации рассмотрены вопросы языка и стиля, поэтики и мастерства. Новизна работы определяется также тем, что автор не ограничивается филологическим анализом и во многом выводы и наблюдения о драмах и кшюдрамах дополняет исследованием жизни отдельных произведений («Рудаки», «Судьба поэта», «Авиценна», «Молодость Ибн Сино», «Искатели», «Краснопалочники», «Восе» и т.д.) на сцене и экране.

Другую новизну составляют размышления об отражении писателем одной и той же темы, одного и того же пласта действительности в произведениях различного жанра (например, драма "Рудаки" - кинофильм «Судьба поэта»; роман «Восе» - одноименная пьеса и т.д.).

Источниками исследования стали пьесы и киноповести «Судьба поэта», "Рудаки", «Авиценна», «Молодость Авиценны», «Аллома Ад-хам и другие», «Восе», «Искатели», «Шодмон», «Краснопалочники», «Лучистый жемчуг», «В огне», опубликованные в печати, а также архивные и сценические варианты отдельных пьес ("Рудаки", «Молодость Авиценны», «Восеъ», «Искатели», «Краснопалочники»), материалы архива академического театра драмы им. Лахути, личные беседы с академиком М.Шакури, артистом А. Мухаммеджановым и т.д.

Практическая ценность диссертации. Материалы исследовашія могут быть использованы в качестве спецкурсов по драматургии и кинодраматургии С. Улуг-заде, для подготовки методических разработок по сценическому и экранному воплощеншо произведений писателя. Основные положения диссертации могут быть использованы при создании истории таджикской драматургаи, а также заинтересовать специалистов, занятых исследованием проблем драматургаи, театра, кино в их взаимосвязи. Работа может быть использована как вспомогательное учебное пособие на филологическігх и театроведческих факультетах вузов республики.

Апробация работы. Диссертация, выполнена на кафедре режиссуры Таджикского государственного института искусств им. М. Турсун-заде, обсуждена на совместном заседании кафедр филологии и режиссуры ТГИИ им. М.Турсун-заде с участием сотрудников отдела современной таджикской литературы ИЯЛ им. Рудаки и факультета журна-

листики ТНГУ (протокол №_9 от 22.12.1999 г.) и секции литературоведения ИЯЛ им Рудаки АН Республики Таджикистан (протокол № 1 (один) от 22.02.2000) и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации отражены в научно-популярной брошюре и трех статьях, опубликованных в журнальной периодике, список которых приводятся в конце автореферата.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трвх глав, заключения и списка использованной литературы.