Введение к работе
Актуальность темп. Проблеми взаимодействия письменной литературы и устного народного творчества в последние гада приобрела особую актуальность в азербайджанском литературоведении.Общеизвестно, что невозможно понять художественное творчество классиков и современных писателей как развернутый во времени процесс,имеющий национально-своеобразные черты,не выяснив его идейно-эстати-ческив источники.Первостепенную значимость среди этих источников имеет устное народное творчество.
Не случайно,в русском и советском литературоведении создано множество серьезных работ,в которых не только проанализированы взаимоотношения национальной литературы с фольклором,но и выявлены генетические связи с фольклором на уровне отдельных произведений и даже различных элементов художественной структуры1.
В исследованиях,посвященных изучению азербайджанской литературы XX века,в той или иной степени рассматривались различные стороны взаимосвязей письменной литературы и фольклора.Проблемы связи с народным творчеством наиболее значигельных представитолей литературы этого периода - дж.Мамедкулизада,А..Ахвердиева,Ю.В.Че-шнземинли,Дж.Джабарлы,Уз,Гадаибеков - стали предметом специальных диссертаций и монографий.
I. М.К.Азадовский. Литература,и фольклор.Очерки и эподы. -М.,1938; В.П.Адоианова. - Перетц.Древнерусекая литература и фольклор. -Л. ,1974, 171; Н.Л.Андреев. Душкин и народное творчество. Уч.записки Ленинград.гос.пед.ин-та им. А.И.Герцена.-Л.,1938,т.14; Роль фольклора в развитии литератур народов СССР.-М.,1975, 16-Зв; Н.Плотников.Глеб Успенский и фольклор.Автореф.дис.на соиск.учен. степени каид.филол.наук.Моск.гос.ун-т им.М.В.Ломоносова.-М.,1976; В.Н.Кочетов. В.Я.Шишков и устное народное творчество.-Дис.на соиск.учен.степени канд.филоднаук.-М.,1976;Ф.Г.Бирюков.Народность и историзм Шолохова.- JI..I975: Г.М.Акимова. Заметки о народности жанра сказок Пушкина.В кн.: Фольклор народов СССР. Межвуз.сборник.- Уфа,1976, вып.З; Ы.Г.Пиксанов. Горький и фольклор.-Л.,19Е5;
Н.Медриш. Литература и фольклорная традиция (проблеми позтики}.-
лгоград, Ші2 и др.
- 4 -Еместе с тем в системном плане,как предмет специального исследования проблема роли и места фольклорных традиций в азербайджанской художественной прозе начала XX века не рассматривалась. Не приходится доказывать,что данный вопрос требует самого серьезного внимания, поскольку без него невозможно во всей полноте ПОНЯТ] значение этой прозі/ в истории национальной литературы и культуры. Подобное исследование способно пролить свет на анализ поэтики этой литературы,создать конструктивную почву для понимания ее идейно—содержательной и художественно-эстетической значимости.Изучение различных аспектов влияния на прозу XX века идейно-содержательной системы и образных средств народной литературы,с одной стороны,способствует познанию подлинных причин глубокой народності и национального своеобразия этой литературы,а с другой - помогает исследованию особенностей художественной манеры, творческой индиви, алънооти писателя.
Цели и задачи "исследования. Главной целью диссертации являет ся исследование малоизученной - если говорить о специальных работах в области национального литературоведения: места фольклорныа традиций в азербайджанской художественной прозе начала XX века.
' Реализация поставленной цели предусматривала решение следующих задач:
выявление факторов,обусловливавших идейно-эстетическую свяэь с фольклором творчества азербайджанских писателей в начале ХУ. века;
освещение роли и места жанрово-образных структур фольклора в художественном отражении наиболее актуальных проблем эпохи;
определение места и значения градаций устного народного тг чества в поэтике художественной прозы;
анализ функций эпосной,народно-поэтической традиции, эле-
- 5 -ментов карнавальности и "готовых" фольклорных форм в композиции литературных произведений,в их повествовательной структуре.
История разработки темы. Опыт азербайджанского литературоведения показывает,что научное изучение азербайджанской прозы начинается с работ таких крупных литературоведов,как Ф.Кочарли.С.Іу-сейн.Али Назим.Подлинное же глубокое исследование различных проблем азербайджанской прозы конца ХП-начала XX века должно быть отнесено к послевоенным годам.Серьезную лепту в эту работу внесли представители различных поколений литературоведов: Мир Джалал, М.Ариф.М.Ибрагимов,М.Джафар,А.Мирахмедов.К.Талыбзаде,А.Заманов, Ф.Гусейнов,М.В9лиев,К.Мамедов,Я.Караев,Г.Халилов,Т.(фтталимов, Х.Алимирзоев,М.Мамедов,Л.І^сеїшов,А.Шмедов,Я.Ахундов,Х.Мамедов, В.Османлы,Н.Велиханов,К.Алиев,А.Мамедов,В.Набиев и др.
В работах этих исследователей раскрыт исторический путь становления и развития национальной прозы,изучены особенности ее поэтики.В ряде этих трудов затронут вопрос о фольклорных мотивах в сшетике и образной системе прозы.Для настоящей диссертации важное значение имела монография А.Мамедова ,в которой прослежено воздействие фольклора на идейно-содержательные принципы и художествен-но-образкую структуру национальной прозы в контексте проблем ее становления.
Особого внимания заслуживают труды об азербайджанском роман-тизме , в которых фольклор рассматривается как один из важных идейно-эстетических источников этого мощного литературного направлення XX века.
I. б.Мэмшаэв.Азврбадчан бе дай нэсри ШХ асрин сону XX асрин звволлйри), Б., ЇУбЗ.
2.М.Ч1Лрйр. Азї'рса^чан э га билле ты ній. роиашмзм. Ь., 196."; Э.Мир-зЬмеаэв. м.Ьада.Б., 1У85; К.ТалыбэадэДббас Сс-Ыют.Б., 1986; В.Осианли. Asep6aj4aH роментиклери.Б., 1935.
Несомненного внимания достойно изучение проблемы стилевых особенностей азербайджанской прозы (1905-1917),в частности в аспекте соогношения фольклорной поэтики и художественно-эстетическо жанрово-видовой дифференциации этой прозы1.
Вместо с тем история изучения письменной литературы и фольклора с точки зрения проблемы взаимодействия этих двух поэтических систем еще относительно молода.Начало ее было положено в труд М.Алекперова,Г.Араслы.М.Г.Тахмасиба,однако именно в последние год эта проблематика обрела подлинную научную глубину.В этом плане заслуживают внимания специальные диссертации и монографии,посвято ныв роли фольклора в творчестве 0изули,Дж.Иамедкулизаде,Уз.Гаджи-бекова,М.А.Сабира,А.Лхвердиева,,І!д.Джабарльі,Ю.В.Чеменземинли .
В определенной степени влияние традиций народного искусства .на письменную литературу прослежено и в ряде статей и книг", посвященных различным аспектам художественного творчества писателей рассматриваемой эпохи.
Однако в целом,в комплексном,проблемном плане вопрос о влиян устнбго народного творчества на азербайджанскую прозу конца XIX-начала XX века не стал предметом специального изучения.Болгарский исследователь П.Динеков справедливо отмечает характерный факт:
-
В.Нвби^ев. Заман вэ нэсрин хсдуСлары.Б., .1987.
-
А.Вефалы.Фхзули олрэдар.Б.,1977; С.Ртстамханлы.Ч.Момчйд-гулузадэ (Молла Нвсрэддан) во фолклор (дис.)Аээрб.ССР ЕА 1977; Э.Салэддан.М.Э.СабиЬ во фолклор.Б., 1969; Н.Халилов в.Ьагверддеї ва фолклор (дас.) Аш,1983; П.сфэндал'ев.Ч.Чаббарш вэ халг дара-вдчылыгы.Б.,1У85; Б.Абвуллазэв.Л.В.Чэманээминли ве фолклор.Б., 1981; А.Рзалев. ЧаглаДан булаг. Б., 1981.
-
б.МираЬмэдов.ч.Моммздгулузадэ л'арадачцяьгьнца Молла Нас-равдін сурэтинин TaKaKYnx.TeB^rnep.f ч.,Б.,1977,саЬ.28-4б;Т.Мхт( лимов.Э.Ьагвершдевин поетикасы.Б.,1988;Й.Бэктвш.А.Диванбэлоглу' Б.,1984; М.йбралимов.Бедхк демократ .Б., 1957; J./ісмальлов.А.шаиг. Ьедаты Ба бедаи латадычьлкгы.Б.,19б2; К.Моммэдов.о.пагвердц'ев.Б 1970,зене онун, J .ВЛзмэнзешнли.Б.,1931 :М.Машэдов.Ч.Мбимэд7лу-8адэнин бэдаи насри.Б.,1963; Х.Маммедов.С.М.Гвнизада.Б.,1933; T.hawujcB *Молла Нисрэдпин"ин далл ве кслубу.Б.,19&э; бэ с.вэ и
-7 -"...от проблем формирования отдельных писателей фольклор превращается в проблему формирования самой литературы,ее обращения к важным традициям народного поэтического творчества" . Эти слова в полной мере можно отнести к азербайджанской литературе начала XX века и ее связям с фольклором.
Теоретическо-методологической основой диссертации явилась марксистско-ленинская теория отражения применительно к формам общественного сознания.
В диссертации использован сопоставительно-типологический метод.
В анализе поставленных в диссертации проблем автор руководствовался достижениями советской фольклористики,в частности в области поэтики фольклора,предполагающий конкретно-исторический подход к предмету.
Предмет исследования. В качестве первоисточников в диссертации использованы литературно-художественное наследие азербайджанских писателей,живших в конце ХК-начале XX века,а также различные издания по устному народному творчеству. К исследованию привлечена научно-теоретическая литература,связанная с проблематикой диссертации.
Научная новизна диссертации. Азербайджанское литературоведение 'располагает определенным опытом в области изучения частных вопросов использования фольклора в творчестве таких писателей, как Дж.Мамедкулизаде, Ю.В.Чеменземинли,М.С.0рдубади,А.Шаиг,А.Ах-вердиев,Н.Нариманов и др. В настоящей работе акцент сделан не на частных аспектах проблемы "фольклор и письменная литература",а на мировоззренческих принципах обращения к фольклору - с точки зрения отражения актуальных проблем эпохи.Ибо,как покаэы&чит ис-
I. П.)Шаков.Между фольклором я литературой.-София, 1978, с. 49-50.
- 8 -следования,обращение к фольклору имело в эту эпоху не внешний,орнаментально-этнографический, а философскс-мировоззренческий и идейно-содержательный характер.
В диссертации в социально-эстетическом ракурсе анализируются общие закономерности взаимосвязи литоратури и фольклора исследуемого периода в контексте духовных ценностей,определяющих национальную типологию культуры.Такой подход является относительно новым в азербайджанском литературоведении.
Влияние фольклора прослежено не только на уровне стаетно-тематическом,сопоставительного анализа отдолышх эпизодов и т.д. В диссертации ставится вопрос о фольклорных традициях в контексте образной системы произведения,жанрово-стилових поисков художников слова.ПодобныН подход позволяет исследовать корни художественного метода в плоскости народного поэтического сознания.национальных традиций и мировиденяя.Учет этих факторов во многом способствует осмысливанию ведущих тенденций в развитии азербайджанской прозы XX века как на уровне типологии,так и творческих индивидуальностей.
"Б работе дается систематизация способов использования в художественной прозе различных фольклорных форм (с учетом идейного И эстетического замысла): народных анекдотов,афоризмов и др.
Практическое значение диссертации. Изучение связи азербайд-жанской прозы начала XX века с фольклором может рассматриваться как составная часть более широкой,комплексной проблемы "писатель и традиции устного народного творчества". Одновременно настоящая работа может явиться вспомогательным научным пособием для создания литературоведческих очерков по проблеме "азербайджанская литература и фольклор".
Материалы реферируемой диссертации могут быть рекомендованы для использования в соответствующих главах учебников и учебных
— 9 --
пособий для гуманитарию факультетов республиканских вузов.
Апробаоия диссертации. Диссертация выполнена в отделе фольклора ордена Дружин Народов Института литературы им.Низами АН Азерб.ССР.
Основные положения диссертации опубликованы в "Известиях'* АН
Азерб.ССР (серия литературн.языка и искусства), "Трудах" Музея ли
тературы им.Низами Гянджэви АН.Аэерб.ССР и других органах респуб
ликанской печати.Отдельные разделы работы были вклпчены в доклады,
зачитанные на республиканских и обцеакадемических конференциях
аспирантов и молодых ученых, ,
Структура исследования. Іиссертадйя состоит из введения.двух