Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе Налич Татьяна Сергеевна

Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе
<
Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Налич Татьяна Сергеевна. Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Москва, 2002.- 511 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-10/1160-0

Содержание к диссертации

Введение

Гл. 1. Ангелы в Коране, хадисах, комментарии к Корану и богословской литературе . 56

1. Представления об ангелах в иудаизме и христианстве. 57

1.1. Ангелы в иудаизме. 57

1.2. Ангелы в христианстве. 64

2. Ангелы в Коране. 70

2.1. Ангелы в раннемекканских сурах. 79

2.2. Ангелы в позднемекканских (рахманских) сурах . 85

2.3. Ангелы в позднемекканских (пророческих) сурах. 91

2.4. Ангелы в мединских сурах. 97

2.5. Общая характеристика ангелов. 103

3. Ангелы в хадисах. 110

4. Ангелы в комментарии к Корану. 120

5. Ангелы в богословской литературе. 132

Гл. 2. Райские девы и юноши в Коране, хадисах, комментарии к Корану и богословской литературе . 148

I. Райские девы (гурии). 148

1. Гурии в Коране. 150

1.1. Гурии в мекканских сурах. 153

1.2. Гурии в мединских сурах. 157

1.3. Общая характеристика гурий. 159

2. Гурии в хадисах. 160

2.1. Хадисы о женах обитателей рая . 160

2.2. Хадисы о близости. 166

2.3. Хадисы о пении гурий. 166

3. Гурии в комментарии к Корану. 168

4. Гурии в богословской литературе. 174

II. Райские юноши. 177

1. Райские юноши в Коране, хадисах и комментарии к Корану. 178

2. Райские юноши в богословской литературе. 180

Гл. 3. Джинны в Коране, хадисах, комментарии к Корану и богословской литературе. 184

1. Доисламские представления о джиннах. 185

1.1. Анализ словарной статьи «j-n-n» (словарь «Писан ал-араб»). 187

2. Джинны в Коране. 192

2.1. Анализ терминологии. 194

2.2. Мотивы, связанные с джиннами. 198

3. Джинны в хадисах. 203

4. Джинны в комментарии к Корану. 208

5. Джинны в богословской литературе. 214

Гл. 4. Шайтан (Иблис) в Коране, хадисах, комментарии к Корану и богословской литературе . 226

1. Представления о Сатане в иудаизме и христианстве. 228

1.1. Сатана в иудаизме. 228

1.2. Сатана в христианстве. 233

2.. Шайтан (Иблис) в Коране. 238

2.1. Шайтан в раннемекканских сурах. 243

2.2. Шайтан в позднемекканских сурах . 244

2.3. Шайтан в мединских сурах. 248

2.4. Анализ истории грехопадения Иблиса. 250

3. Шайтан (Иблис) в хадисах. 254

4. Шайтан (Иблис) в комментарии к Корану. 260

5. Шайтан (Иблис) в богословской литературе. 263

Гл. 5. Шайтаны в Коране, хадисах, комментарии к Корану и богословской литературе . 270

1. Представления о злых духах в иудаизме и христианстве. 271

1.1. Злые духи в иудаизме. 271

1.2. Бесы в христианстве. 273

2. Шайтаны в Коране. 275

2.1. Шайтаны в позднемекканских (рахманских) сурах. 276

2.2. Шайтаны в позднемекканских (пророческих) сурах. 278

2.3. Шайтаны в мединских сурах. 279

3. Шайтаны в хадисах. 281

4. Шайтаны в комментарии к Корану. 284

5. Шайтаны в богословской литературе. 290

Гл. 6. Ангелы, гурии, джинны, Иблис и шайтаны в художественной литературе. 292

Заключение. 317

Библиография. 323

Приложения

Ангелы в позднемекканских (рахманских) сурах

В рахманских сурах упоминания об ангелах встречаются в 29 контекстах, к которым добавляются еще два контекста (51:24-37; 53:26-27), формально относящиеся к сурам раннемекканского периода, но отнесенные нами к сурам рахманского периода (см. выше), таким образом, в сурах рахманского периода содержится 31 контекст.

Позднемекканские суры (как рахманские, так и пророческие) в целом, как было сказано выше, отличаются от раннемекканских сур тем, что в них центральное место занимает раскрытие идеи пророчества, как стержня человеческой истории. Идея о сменяющих друг друга пророках, являющихся выразителями воли Бога, излагается многократно. Соответственно, роль ангелов как посредников между Богом и пророками становится одной из центральных тем в рамках учения об ангелах в Коране. При этом роль ангелов как посредников раскрывается не в общем виде, а через истории о конкретных пророках. Ангелы упоминаются в истории Ибрахима-Лута (15:51-77; 26:160-175; 51:24-37; 54:37), в истории Мусы252 (20:95) и в истории Марйам, матери пророка Исы (19:16-22). Именно к этой группе историй о пророках относится контекст 51:24-37, формально относящийся к сурам раннемекканского периода, но по содержанию - явно позднемекканский. Здесь рассказана история посещения ангелами пророка Ибрахима по дороге к народу грешному 5 , правда, пророк Лут здесь еще не назван по имени, но очевидно, что имеется в виду именно эта история. Как было сказано выше, эта история неоднократно повторяется.

Второй приметной чертой учения об ангелах, развиваемой в этот период и все последующие, является история грехопадения Иблиса , поддавшегося гордыне, которая является первым грехом в истории мироздания 5 . Этот мотив близок мотиву падшего ангела, который имеет важное значение для всех ближневосточных монотеистических религий. Однако, история грехопадения Иблиса, в отличие от истории Харута и Марута (см. ниже), имеет одну особенность - неясность природы и происхождения Иблиса, т.к., как будет сказано ниже, Иблис не столько ангел, сколько сопричисленный ангелам джинн. Если принимать за основу кораническую периодизацию, выстраивающую суры в линейную последовательность по времени ниспослания, то получается следующее.

В первом контексте, повествующем о приказе ангелам поклониться Адаму (20:116), вообще ничего не говорится о причинах отказа Иблиса выполнить приказ Аллаха - И вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» - и поклонились они, кроме Иблиса; тот отказался. Второй контекст (15:28-31) ничего не добавляет к предыдущему. А в третьем контексте (38:71-74) уже говорится о том, что Иблис возгордился - И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, - он возгордился и оказался неверным. При этом все еще говорится о том, что Иблис входил в число ангелов, к которым относилось повеление Аллаха. В четвертом контексте (17:61) продолжает развиваться мотив гордыни Иблиса - И вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» -и они поклонились, кроме Иблиса. Сказал он: «Неужели я поклонюсь тому, кого Ты создал глиной?» И только в последнем, пятом контексте (18:50), объясняется причина падения Иблиса - он был джинном, а природа джинна слабее природы ангелов, поэтому он, в отличие от ангелов, способен впадать в грех - И вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего. Неужели вы возьмете его и его потомство защитниками вместо Меня. Они для вас -враги. Плоха для несправедливых замена! Т.о., в сурах рахманского периода не только появляется, но и получает свое развитие и, мы думаем, завершение мотив падения Иблиса. Мы отметим контексты, относящиеся к этому мотиву, при анализе сур других периодов, но подробно он будет рассмотрен в главе 4. Там же будут рассмотрены все проблемы, с которыми сталкивались комментаторы Корана, перед которыми стояла очень сложная задача -объяснить, как Иблис, будучи джинном, попал на небо и даже был сопричислен ангелам.

Третьей приметной чертой сур рахманского периода является своеобразная полемика с неким неправильным представлением об ангелах, которое было присуще кому-то из мекканских язычников - отождествление ангелов с женскими языческими божествами . В этих контекстах (17:40; 37:150; 43:19; 53:26-27 ) отрицается принадлежность ангелов к женскому полу.

Посмотрим теперь, какую информацию дает нам материал рахманских сур в ответ на вопросы, сформулированные в начале главы.

По-прежнему нет никакой информации о том, умирают ли ангелы и если да, то что происходит с ними после смерти. Однако появляется некоторая информация об их происхождении - в Коране прямо сказано, что ангелы сотворены Аллахом - Разве Мы создали ангелов женщинами, и они видели? (37:150).

Относительно внешнего облика и характера ангелов в сурах данного периода ничего существенного нет.

Хадисы о женах обитателей рая

Выше, при анализе контекстов сур мединского периода, мы отметили, что отношения между гуриями и праведниками узаконены - гурии - жены праведников ( Для них там - супруги чистые ) . В хадисах эта идея продолжает развиваться, причем говорится, что праведницы будут введены в рай и станут женами праведников: «И каждый из обитателей рая входит к семидесяти двум женам, из числа сотворенных Аллахом, и двум женам из земных женщин, и у этих двух превосходство над теми, кого сотворил Аллах, за то, что они поклонялись Аллаху в этом мире» . Есть другой хадис о том, что праведницы - жены праведников - со слов My аза ибн Джабала: «И если женщина плохо относилась к своему супругу в этой жизни, то супруга из гурий скажет ей: Не обижай его, разрази тебя Аллах. Он ведь тебе чужой, вот-вот оставит тебя ради нас». Также есть хадис со слов Умм Саламы о том, что женщина, которая на земле была замужем несколько раз, в раю сможет выбирать между своими мужьями: «Я сказала: О, посланник Аллаха, если женщина была замужем два и три и четыре раза, потом умерла и попала в рай, и все ее мужья тоже были взяты в рай, то кто будет ей мужем? Он сказал: О, Умм Салама, она сможет выбирать. И выберет того, кто лучше нравом и скажет: Господи! Этот обращался со мной лучше всех. Отдай меня за него . О, Умм Салама, хороший характер - это благо в этой жизни и в будущей» . Таким образом, можно констатировать, что праведницы попадают в рай, где становятся женами праведников. 2. Разряды гурий.

Выше мы уже цитировали хадис о том, что праведник входит к своим женам, часть из которых собственно гурии, а другая - земные женщины праведницы, т.е., генетически гурии могут быть двух видов. Также существует ряд хадисов о пении гурий, которые будут рассмотрены ниже, здесь мы только хотим отметить, что пение - это атрибут пира, может быть можно говорить о том, что гурии делятся не только генетически, но и функционально? Подробно этот вопрос рассматривается ниже. 3. Превосходство праведниц над гуриями.

В нескольких хадисах недвусмысленно говорится о том, что праведницы лучше собственно гурии. Наиболее интересен с этой точки зрения хадис со слов Умм Саламы: «Я сказала: О, посланник Аллаха, гурии лучше земных женщин?

Он сказал: Конечно земные женщины лучше гурий, подобно тому, как явные достоинства лучше скрытых. Я сказала: О, посланник Аллаха, а почему так? Он сказал: За то, что они земные женщины молились, за то, что они соблюдали пост, за то, что они поклонялись Аллаху, Аллах - велик Он и славен! - оденет их лица светом, а тела - шелком. Белые лица, зеленые одежды, желтые украшения. Их шпильки из жемчуга, их гребни из золота» . 4. О возрасте гурий.

Поскольку часть гурий создана из земных женщин-праведниц, то необходимо сказать и о возрасте гурий. В Коране сказано, что гурии «сверстницы», однако, кроме этого смутного упоминания, более никакой информации о возрасте в писании нет. В хадисах этот вопрос получает некоторое решение - гурии молодые. Такой вывод можно сделать после анализа хадиса со слов ал-Хасана, который рассказывал: «Пришла старуха и сказала: О, посланник Аллаха, попроси Аллаха, чтобы ввел меня в рай. Он сказал: О, мать такого-то, старухи в рай не входят». Ал-Хасан продолжал: «Она заплакала и ушла, а пророк сказал: Скажите ей, что она не войдет в рай старухой, ибо сказал Всевышний Мы ведь создали их творением и сделали их девственницами ». Также есть хадис со слов Умм Саламы: «Я сказала: О, посланник Аллаха, растолкуй мне Его слова мужа любящие, сверстницы . Он сказал: Тех, которые покинули этот мир седыми старухами с гноящимися глазами, Аллах сотворит после старости девами, мужа любящими, влюбленными, желанными, ровесницами, как будто все они родились в один день.» 50, т.е. праведницы, попадая в рай, преображаются, становясь молодыми и привлекательными. Необходимо затронуть еще один вопрос. В хадисе со слов Али ибн ал-Хусайна, приводится толкование слова « urub», которое было либо архаичным, либо очень многозначным, в общем, нуждалось в объяснении: « Urub значит «говорящие по-арабски». Из этого хадиса можно сделать несколько выводов: первое, слово « urub» описывает гурий, значит это именно они говорят по-арабски, значит арабские женщины самые лучшие, ведь райские девы уподоблены именно им. Но, и это особо выделяется в хадисе от Умм Саламы, «земные женщины лучше гурий, подобно тому, как явные достоинства лучше скрытых». Второе, если гурии говорят по-арабски, то можно предположить, что и все остальные обитатели рая говорят по-арабски, то есть язык общения в раю - арабский.

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о количестве гурий, дарованных одному праведнику. В ряде хадисов (напр., от Абу Хурайры и от Абу Са ида ал-Худри) сказано, что каждому верующему - две жены. Правда, не уточняется - две жены из земных женщин или из гурий. А это и есть самое интересное, ведь существует хадис со слов Абу Са ида ал-Худри, который слышал, как пророк Мухаммад сказал: «И на низшем уровне рая у каждого из его обитателей восемьдесят тысяч слуг и семьдесят две жены.» Помимо этого есть хадис, где упоминаются семьдесят четыре жены (этот хадис приводит Ибн Касир в своем комментарии к Корану): «И каждый из обитателей рая входит к семидесяти двум женам, из числа сотворенных Аллахом, и двум женам из земных женщин.» Т.е. не понятно, то ли жен всего семьдесят две, то есть семьдесят гурий и две земные женщины, то ли жен всего семьдесят четыре, из них семьдесят две гурии и две земные женщины. Больше оснований считать, что жен всего семьдесят две - семьдесят гурий и две земные женщины.

Анализ словарной статьи «j-n-n» (словарь «Писан ал-араб»).

В словаре «Лисан ал-араб» о джиннах говорится следующее: «Джинны -вид существ, названных так потому, что они скрыты от взглядов, они скрываются от людей и их нельзя увидеть»4 . Вообще же словарная статья, в которой рассматривается корень «j-n-n», довольно объемна , и мы считаем необходимым проанализировать ее, т.к. это поможет подробнее рассмотреть трансформацию образа джиннов. Помимо слова «jinn» в этой статье рассматриваются слова «janna» (глагол со значением «покрывать, прятать, скрывать»), «junun» и «janan» (оба со значением «ночная тьма»), «janan» (имеет несколько значений - «могила», «саван», «покойный»), «janan» («сердце», «душа»), «jani п» («зародыш», мн. ч. «ajinna»; «погребенный»), «mijann» («щит»), «junna» («щит»; «броня», «покрывало» ), «jinn» («джинны»), «jinna» и «junun» (оба со значением «сумасшествие», «помешательство»), глаголы «junna», «tajannana», «taj a nna» и «taj a nana» (все со значением «сходить с ума»), « majnun» («помешанный, одержимый, бесноватый»), «majanna» («помешательство»; «джинны»; применительно к какому-либо месту - «где много джиннов»), «j а пп» (имя прародителя джиннов, также имеет значение «змея»), «jinna» («джинны»), «janna» («рай»).

Глагол «janna». Ибн Манзур говорит: «Скрыла (janna) его ночь, т.е. спрятала его, и от этого существа называются «джинны», т.к. они скрыты от взгляда, и от этого зародыш (плод) называется «эмбрион» (jan і n), т.к. он скрыт в животе своей матери»5 . Далее Ибн Манзур рассматривает слова «junun» и «jana п» со значением «ночная тьма» .

Слово «janan» значит «могила, т.к. она скрывает умершего». Также слово «janan» имеет и другое значение - «саван»503.

Слово «janan» значит «сердце, т.к. оно скрыто в груди». Иногда под словом «janan» понимают слово «душа, т.к. тело ее скрывает» Ибн Манзур подробно рассматривает слово «jani п» (зародыш), объясняя его этимологию так: «Зародыш - ребенок, пока находится в животе своей матери, называется так потому что он там скрыт»5 . Слово «mijann» значит «щит, потому что он скрывает держащего его, т.е. закрывает его». Слово «junna» (щит): «Это то, что закрывает тебя от оружия, то, за чем ты от него от оружия - Т.Н. прячешься» . Однако у этого слова есть и другие значения: «Все, что защищает тебя - броня («junna»)» . И далее: «Покрывало («junna») - это ткань, которой женщина покрывает голову и ... закрывает лицо». «Джинны - вид существ, названных так потому, что они скрыты от взглядов, они скрываются от людей и их нельзя увидеть» .

Идея одержимости джиннами (т.е. помешательства, сумасшествия) выражается следующими словами: глаголы - «junna», «tajannana», «taj a nna» и «taj a nana» (все со значением «сходить с ума»), существительные - «jinna», «junun» и «majanna» (все со значением «помешательство»), причастие -«majnun» («помешанный, одержимый, бесноватый»). Эти слова объединены идеей влияния джинна на человека.

Слово «majanna», помимо значения «помешательство», имеет также значение «джинны» и, применительно к какому-либо месту, «где много джиннов». В качестве примера Ибн Манзур приводит словосочетание «ard majanna: земля, где много джиннов» .

Слово «j а пп». Ибн Манзур говорит: «J а пп - отец джиннов, он был создан из огня, потом от него произошло его потомство»514. Также это слово имеет значение «джинны». Однако у слова «j а пп» есть и еще одно значение -«змея». Для толкования этого значения Ибн Манзур ссылается на кораническую историю пророка Мусы, посох которого по воле Аллаха превратился в змею .

Слово «janna» в отличие от большинства слов в этой словарной статье имеет только одно значение - «сад», причем обычно под этим словом понимается именно «райский сад». Причина этого в том, что это слово, в отличие от остальных слов корня, вероятно, является заимствованным в составе библейских представлений (ср. евр. «ган») и относится не столько к арабскому, сколько к общесемитскому корню. В словаре «Писан ал-араб» делается попытка объяснить это слово с точки зрения своего корня - «называется он так потому, что скрыт от людей, которые могут увидеть его только после смерти» . Отметим, однако, что в еврейском и арамейском языках это слово также обозначает «огороженный сад».

Из анализа словарной статьи видно, что все слова условно можно разделить на три группы: слова, которые объединены идеей «скрытости, недоступности» (хорошим примером в данном случае может служить слово «jan і п», которое значит «зародыш» и «погребенный» - сложно представить, но эти понятия объединены идей скрытости - зародыш скрыт в животе своей матери, а погребенный - в могиле); слова, которые объединены идеей «защиты, укрывания» (напр., слово «junna» («щит»; «броня»; «покрывало»); слова, которые объединены идеей влияния джинна на человека («junun» («сумасшествие») или «majanna» («помешательство»).

Из приведенного списка видно, что некоторые слова многозначны. Напр., слово «junun» значит и «ночная мгла», и «помешательство», слово «janan» - «ночная мгла» и «сердце, душа», слово «janan» - «могила», «саван», «покойный».

Анализ словарной статьи показывает, что корень «j-n-n» очень продуктивен в арабском языке, обладает большим семантическим полем. Судя по этимологическим связям между словами, слово «jinn» является собственно арабским. Однако Макдоналд в «Encyclopaedia of Islam» (статья «Djinn») высказал иное мнение, что слово «jinn» могло прийти из латыни (ср. genius ) , но его аргументация кажется нам недостаточной, чтобы решить вопрос однозначно .

Шайтан в позднемекканских сурах

В сурах этого периода говорится о том, что Аллах создал Иблиса из огня - Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» - и поклонились они, кроме Иблиса: он не был из поклонившихся. Он сказал: «Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?» Он сказал: «Я - лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины». 704 Также сказано, что Иблис был из джиннов И вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего. Неужели вы возьмете его и его потомство защитниками вместо Меня. Они для вас - враги. Плоха для несправедливых замена! 705 Однако, возникает вопрос - как Иблис, будучи джинном, попал на небо и почему к нему относится повеление поклониться Адаму. Т.е., природа Шайтана и шайтанов, в отличие от природы ангелов и джиннов, не очевидна.

Рассмотрим вопрос о спутниках Шайтана. В Коране упоминается «его сонм» (7:27), «конница и пехота» (17:61-65), «потомство Иблиса» (18:50-51) и воинство Иблиса (26:94-95). Здесь возникает ряд вопросов - что значат слова «потомство Иблиса»? Значит ли это, что у Иблиса могут быть дети или число его спутников умножается каким-либо другим образом? «Воинство Иблиса» -это те, кто с Шайтаном одной природы или те, кто ему служит? Кто входит в воинство Иблиса? К сожалению, в Коране нет ответа на этот вопрос.

Основная и, похоже, единственная задача Шайтана - совращение верующих с пути Аллаха. В сурах позднемекканского периода довольно много сказано о том, что Шайтан для человека - явный враг! (17:53), также говорится о том, что грешники становятся «друзьями» Шайтана - напр., те, кто расточительно относится к своему имуществу (17:26-27), также говорится о том, что Шайтан всячески вредит людям - он вносит раздор между людьми (17:53), заставляет человека забыть то, что тот должен сделать (18:60-63), Шайтан сбивает людей с пути Аллаха (27:24) и пр. При этом, после того, как человек отвращается от Аллаха, Шайтан его покидает Он сбил меня, отвратив от напоминания, после того как оно ко мне пришло: поистине. Шайтан человека покидает! 707 В сурах данного периода содержится ряд контекстов, из которых следует, что за отказ поклониться Адаму Иблис был изгнан из рая и поклялся мстить Аллаху, сбивая с пути Его творения. Первый, кого Шайтану удалось совратить с пути Аллаха, был Адам (7:11-24, 27; 20:116-123)708. В Коране в двух контекстах (7:11-24; 20:116-123) употреблено слово «waswasa», которое на русский язык переводится как «нашептывать, внушать злые мысли; смущать, тревожить»709. От того же корня образован и один из эпитетов Шайтана «waswa s» (нашептывающий) (см. выше). Судя по ряду контекстов, от козней Шайтана не застрахованы даже пророки - в Коране в такой ситуации помимо Адама упомянуты Йусуф (12:5, 42, 100), Муса (18:60-63; 28:15), Ибрахим (19:44), Аййуб (38:41). Помимо пророков, которые, хотя и подвержены козням Шайтана, но ему не подвластны, в сурах позднемекканского периода упоминаются народы, которые не слушали посланников Аллаха и Его пророков, а верили Шайтану, который разукрасил им их деяния и отвратил их с пути , за что Аллах их и покарал. В такой ситуации упоминаются народы ад и самуд, еще в нескольких контекстах народы вообще не названы - Разве я не заповедал вам, сыны Адама, чтобы вы не поклонялись Шайтану? Ведь он для вас враг явный! И чтобы поклонялись Мне. Это - прямой путь. Он сбил с пути многие народы. Разве вы не уразумели?

Как видно из ряда контекстов, до своего падения, т.е. до сотворения человека, Шайтан находился в раю (на небе), однако, после отказа поклониться Адаму, он был низвергнут с небес и доступ ему туда закрыт. Иблис находится на земле рядом с человеком, всячески стараясь совратить его. В аду Шайтан будет находиться после Страшного суда, причем, он, также как и его последователи, будет там мучиться - И ввержены в нее в геенну Т.Н. они сбившиеся с пути - Т.Н. и заблудшие, и воинство Иблиса - все! Основываясь на контексте Он Шайтан - Т.Н. сказал: «Дай мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены». Он Аллах - Т.Н сказал: «Ты - среди получивших отсрочку». , можно утверждать, что Шайтан смертен, но он не умрет до дня Страшного суда.

Выше мы говорили о том, что Шайтан всячески пытается сбить людей с пути истинного. Разумеется, что человек вынужден защищаться от его козней. Единственный, кто может защитить человека - Аллах, именно у него нужно просить помощи и защиты (об этом говорится в целом ряде контекстов, напр., А если постигает тебя от Шайтана какое-нибудь наваждение, то ищи убежища у Аллаха: ведь Он - слышащий, ведающий! ). Для защиты от Шайтана ученые-богословы рекомендовали прочесть суру 1 «Открывающая книгу», суру 113 «Рассвет» или суру 114 «Люди».

Прежде всего необходимо отметить контекст из суры 2 «Корова», айат 268, где обещания и деяния Шайтана противопоставляются обещаниям Аллаха - Шайтан обещает вам бедность и приказывает вам мерзость, а Аллах обещает вам Свое прощение и милость. Поистине, Аллах объемлющ, знающ! Таким образом, в Коране противопоставляются не Аллах и Шайтан, что было бы нелепо - нельзя сравнивать Творца и тварь715, а их обещания.

В сурах этого периода основным становится мотив защиты от Шайтана. В подавляющем большинстве контекстов в мединских сурах содержатся различные религиозные установления и запреты, несоблюдение которых ведет к тому, что Шайтан постепенно завладевает человеком. Хорошей иллюстрацией этого может служить контекст из суры 4 «Женщины», айаты 36-38, где говорится о необходимости поклоняться Аллаху и не придавать Ему сотоварищей, о необходимости делать добро, причем не только близким людям, но и людям совершенно чужим, и делать его искренне, без лицемерия - И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, - родителям -делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив, - которые скупятся, и приказывают людям скупость, и скрывают то, что даровал им Аллах от Своей щедрости! И приготовили Мы для неверных наказание мучительное, и тех, которые тратят свое имущество из лицемерия пред людьми и не веруют ни в Аллаха, ни в последний день, и тех, у кого Шайтан товарищем. И плох он как товарищ!

Похожие диссертации на Ангелология и демонология ислама: ангелы, гурии, джинны, шайтаны в арабо-мусульманской литературе