Введение к работе
'-.J!. .
і. Я. .!сак:: Актуальность исследования. Фундаментальные социальпо-экономи-'-«о'^Р^ф9 преобразования з нашей стране по-новому, ставят задачи пови-"""пгвніш эффективности работы учреждений культуры, их участия в решении проблем обновленій общества, ого демократизация и гуманизации. Человечество вступило в стадию становления принципиально новой социально-природной целостности, в которой общечеловеческие Орион-тири и проблемы становятся доминирующими, создают реальные предпосылки для возникновения того феномена, который получил название
НОВОГО МЫИЛеНИЯ,
Формирование всесторонне развитой личности выступает как составная часть и условие осуществления социально— экономических и культурных преобразований з пашем обществе, в связи с чем п стоит проблема совершенствования подготовки специалистов' в области худо-Е8СТВВННОЙ и, в частности.^ музыкальной культуры.
В документах" по вопросам перестройки высшего и сродного специального образования а стране1 указывается на необходимость принципиально пового подхода к подготовке кадров, направленности- па на . формирование профессионального мастерства.
Усиление роли культури в условиях обновления нашего общества,-изменение социокультурной среди, гуманизация культурно-досуговоЯ деятельности, демократизация клубне!! работы делают проблему формирования профессионального мастерства специалиста весьма актуально!!. В58стэ с тем, недостатки в организации п руководстве музыкально!! самодеятельностью п подготозкэ ее руководителей, неиспользованные возможности многочисленные в напей стране учебных заведоний культуры и искусства разных ступеней, отсутствие необходимой преемственности в культурно-просветительном обравовании л недостаточная научная разработанность проблемы взаимосвязи средних к высших учебных заведений культури и искусства в формировании профессии -пальпого мастерства руководителей музыкальной самодеіїельностл обусловили выбор данной тегаг.
Степень научной разработанности проблемы. Вопроси подготовки специалистов в учебных заведениях достаточно широко освощони в неосновные направления перестройки высиего и среднего специального образования в стрлна: Сб.документов и материалов. - Гл.: Высшая школа, 1937. - 77 е.; О ходе перестройки сродней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению: Постановление ПК КТГОС, 18 февраля 1980 г. // Правда. - I9BR. - 20 (Тепраля.
следованиях ведущих педагогов: Ю.К.Бабанского, B.C.Иринаs В.В.Кра-езского, Н.Е.Кузьминой, В.А.Сластёнина и др., психологов: А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Я.Ф.Талызиной, З.А.Рєшєтовой и др.
Важное значение для разработки проблем культурно-просветительного образования имеют исследования данной сферы М.А.Ариарского, Т.И.Баклановой, А.Д.Жаркова, В.И.Закутского, А.С.Карпша, Ю.Д.Кра-силъникова, В.Г.Кузнецова, Ю.А.Лагутина, Е.И.Сыирновой, Ф.А.Соло-моника, Ю.А.Стрельцова, В.П.Фомина, В.Ф.Чабанного и др.
Вопросам среднего культпросветобразования, его развития, совершенствования воспитания у учащихся профессиональных качеств посвящены исследования Л.С.Волобуевой, М.С.Гобеджишвили,. Р.Ы.Йордановой, В.Л.Чекулаенко, В.И.Черниченко и др. Проблема подготовки кадров в вузах культуры, в том числе руководителей музыкальной самодеятельности, разработана в большей.степени. Формирование профессиональных качеств будущих специалистов рассматривается авторами на примере отдельных направлений подготовки или учебных'предметов: сольфеджио - П.А.Черватюк, дирижирования - А.Я.Винокур, гармонии - Н.А.Дощечко, О.М.Ыятиева, дирижерско-хоровой практики т А.й.Фомецко и др.
Применительно к нашей проблеме интерес представляют исследования' Н.Н.Макарцепой - по формированию профессиональной направленности, В.М.Петрова - о развитии профессиональной ориентации, Л.Я.Ми- . хайловой - о формировании мотивационной сферы студентов вузов кур-туры, а также Л.С.АзарцевоЙ, М.Б.Бекмурадова - о формировании профессионального мастерства специалиста в вузе культуры.
Из анализа литературы следует, что культурно-просветительные училища'и вузы культуры, как правило, рассматриваются изолированно, без учета взаимосвязи и преемственности, причем превалирует в значительной степени проблемы вуза. Изолированное изучение отдельных ступеней-системы "школа - училище - вуз" нарушает Целостный подход, преемственность и взаимосвязь в система культурно-просветительного образования.
Особый интерес представляет неследование Н.Я.Локиной "Преемственность профессиональной подготовки клубных работников в системе культурно-просветительного образования", которое посвящено проблеме взаимосвязи КПУ и вузов культуры. Автор рассматривает культурно-прооветлтельнос училище'и институт культуры как два-взаимодополняю-гло друг друга звена единой системы образования. Основное внимание оптор сосредоточивает на исследовании содержания учебно-воспита-толыюго процесса и обосновывает необходимость преемственности и г^аиноовяяк ХТО' и вуза культуры и его организации.
Положительно оценивая работы специалистов в области подготовки кадров, вместе с тем отмечает, что основная часть исследователей изучает отдельные факторы повышения Эффективности учебно-воспитательного процесса, этот процесс не рассматривается как целостный-, но исследуются его закономерности в формировании профессионального мастерства специалиста.
Объект исследования: профессиональное мастерство руководителя музыкальной самодеятельности.
Предмет, исследования: процесс взаимосвязи средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель взаимосвязи средних п внсшіх учебных заведешій культуры л искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной, самодеятельности на основе целостного подхода.
Задачи исследования:
-
Уточнить понятия преемственности, взаимодействия,взаимосвязи, применительно к деятельности средних и высших учебных заведешій культуры в процессе подготовки руководителей, музыкальной самодеятельности.
-
Определить роль, место л специфику деятельности кавдого звона з формировании профессионального" мастерства специалиста.
-
Выявить основные показатели формирования профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности-.
-
Проанализировать современное состояние и существуйте механизма взаимосвязей в система подготовки руководителей,музыкальной самодеятельности в учебных заведениях' культуры разнкх ступеней з различных регионах, систематизировать'полученные результаты для учебных заведений Кыргызстана..
-
Разработать и проверить (на материале Кыргызстана) эффективность программы совместной деятельности начальних,сродлих . и высших учебных заведений культуры п искусства по ориентации. ;ст профессии руководителя музыкальной самодеятельности.
в. Разработать я апробировать католику развития профессионального мышления будущих специалистов кап основы формирования их профессионального мастерства.
Гипотезой исследования является предположение о том, ч-то формирование осноз профессионального шстерства руководителей музыкальной самодеятельности з средних и высших учебннх заведениях культуры и искусства может быть достигнуто при уследил:
рассмотрения средних и высших учебных заведений культура как звеньев единой системы непрерывного образования и осуществления взаимосвязи и преемственности всех звеньев этой системы (школа - училище - вуз);
организации этого процесса как целостного, предполагаще-го единство общего и профессионального развития специалиста на основе осуществления диалектического единства и взаимосвязи трех основных направлений формирования профессионального мастерства: взаимосвязи начального, среднего и высшего звена "образования в технологии подготовки, в формировании отношений, в формировании духовно-личностных качеств профессионала-мастера - руководителя музыкальной самодеятельности;
соответствия модели взаимосвязи учебных заведений модели формировашія мастерства. '
Методологической основой диссертационного исследования явились положения ученых-классиков о формировании всесторонне раз- витой, гармонической личности, социальной обусловленности воспитания и образования; положения философов (Н.А.Гердяев, В.И.Вернадский) о преемственности в развитии культури; психологов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) - о развитии личности и определяющей роли деятельности в этом процессе; положение о нравственном воспитании человека в процессе образования, усвоения им духовных, ценностей как средства для обнаружения смысла жизни (В.Франкл); концепция перестройки среднего и высшего специального образования.
Теоретическую основу исследования составила концепция целостного подхода к педагогическому процессу,.предполагающая единство общего к профессионального развития.личности (Ю.И.Азаров), разрабатываемая коллективом кафедры педагогики и психологии МГИК. Мы опирались на разработки Ю.П.Азарова, Н.К.Баклановой, В.И.Чер-ничонко.А.Л.ЧорцишоваД.С.Азарцевой.М.Б.Бекмурадова, Г.Э.Конради, Н.Л.Кузьминича, А.И.воменко л др.
Методы исследования. В процессе работы над решением выдвинутых й^ДТТййГгш^ов'ались":
теоретический анализ литературных источников по проблемам подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием;
анализ документов архива Министерства культуры Киргизской ССР I978-ISL4? гг. (о распределении выпускников КІІУ и вуза; о ко-лїг-їоотзг-іпіом и глчептвошпч составе учащихся ІСдіі!, учащихся КІІУ, "тудентел }>п.!.'< «'.кугстя );
_ т-Г'--. : ."-.ч—Г.-7ІТГЗ' '.'.::'.;;!': рс?~а культурі; У КУТ ]{'?.l~TJr--: гг.
(отчетов КПУ; справок председателей государственных квалификационных комиссий о проведении государственных экзаменов в КПУ, вузах культуры);
анализ учебных планов вузов культуры 1983 г. (срок обучения 4 года), 1988 г. (срок обучения 5 лет), экспериментального плана МГИК I990-I99I уч.г.; анализ учебных планов КПУ 1983 г. (срок обучения 2,5 года на базе 10 кл.),' 1984 г, (срок обучения 3 года на базе 8 кл.), 1988 г. (срок обучения 4 года на базе 8 кл.); анализ учебных планов ДМШ 1987 г.;
изучение и обобщенно передового опыта учебно-воспитательной работы в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства;
- наблюдение за. развитием личности и формированием основ профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности в процессе подготовки в.средних и высших учебных заведениях культуры н искусства;
анкетирование преподавателей и студентов;
беседы с преподавателями, руководителяш оркестров народных: инструментов, хоровых коллективов;
опытно—экспериментальная работа;
педагогический эксперимент.
Исследование проводилось в период с 1978 по 1991 гг.
Первый этап (1978-1988 гг.) - в Киргизском .государственном,институте искусств, где автор работал в качестве старшого преподала^ теля кафедры оркестрового дирижирования факультета КПР, в<Дяэлал-Абадском техникуме культуры, на базе учебной практики.студентов (Дом культуры колхоза- "Красная Заря" Сокулукского района Киргизия). На этом этапе на основе наблюдений за ходом учебно-воспитательного процесса, а также анализа отчетов, справок ГЖ, документальных материалов Министерства культуры Киргизской ССР я др. были сформулированы гипотеза, задачи и общий замысел исследования и проведен психодого-педагогический эксперимент, направленный на формирование профессионального мышления будущих специалистов как основы их про-^ фессионального мастерства.
На втором этапе исследования (I988-I99I гг.) анализировалась деятельность по подготовке руководителей музыкальной-самодеятельности в средне-специальных и высших учебных заведениях культуры и искусства Рйссии, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, в том числе в Россял- Московского государственного института культуры,-Рязанского филиала МГЖ, Куйбышевского государственного института культуры, Московского областного училища культуры, Владимирского училища
культуры, Тульского училища культуры, в Беларуси - Минского института культуры, Минского училища искусств и культуры, в Казахстане - Чимкентского педагогического института культуры, Каскеленского КШГ, в Кыргызстане - факультета КНР. Киргизского государственного института искусств, Дхалал-Абадского техникума культуры. Собрано и. обработано 374 анкеты студентов и 105 анкет преподавателей указанных учебных заведений.
Такой выбор был обусловлен поставленной задачей анализа и соотнесения регионов, обладающих различными социально-экономическими условиями, самобытными национальными особенностями. Особое внимание было удалено учебным заведениям Кыргызстана, где наряду с деятельностью средних и высших учебных заведений культуры проанализировано начальное звено музыкального образования - детские музыкальные школы.
В процессе опытно-экспериментальной работы на материале Кыр
гызстана апробирована модель взаимосвязи средних и высших учебных
заведений культуры по формированию профессионального мастерства
руководителей музыкальной самодеятельности и программа совместной
деятельности начальных, средних и высших учебных заведений культу
ры и искусства по ориентации на профессию руководителя самодеятель
ного музыкального, коллектива. -
Научная новизна и теоретическая значимость исследования соото-ит в следующем:
- уточнено понятие преемственности, взаимодействия, взаимосвя
зи применительно.к-деятельности.средних и высших учебных заведений,
культуры в процессе подготовки руководителей музыкальной самодеят-
тельности;.
- выявлены содержание и специфика деятельности каждого звена
по формированию, профессионального мастерства руководителя музы
кальной, самодеятельности ;
. -определены основные показатели профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности (профессиональная направленность, профессиональное мышление, профессиональное самосознание);
- разработана с позиций целостного подхода научно обоснованная
модель взаимосвязи.средних ж высших учебных заведений культуры и
искусства в формировании мастерства специалиста, определяющая ос-
ковнче направления и условия взаимодействия средних и высших учеб
ных заведений.культуры.и.искусства
Практическая значимость исследования. Разработанные рекомендуют по ияаиг/оевяяя учебных заледенив культуры и искусства Кыргыз-г;т?чтп уаиучх ступка!; я конуїогітя проітілммм по профессиональной
ориентации для начальных, средних и высших учебных заведений внед
рены в практику деятельности на факультете культурно-просветитель
ной работа Киргизского института искусств, Джалал-Абадского техни
кума культуры, используются .методическим кабинетом учебных заведе
ний Министерства культури республики Кыргызстан и республиканским
методическим кабинетом Государственного комитета Казахстана по
культуре. Разработанные рекомендации и программа могут быть приме
нены в различных регионах страны. ;
Выявленные в ходе исследования данные, характеризующие систему подготовки руководителей музыкальной самодеятельности в различных регионах страны, состояние и роль отдельных ступеней, их взаимосвязь и др. могут быть использованы в управлении подготовкой кад- -ров и повышении их квалификации.
Разработанная-и внедренная программа и методика по специальному инструменту в группах музыкальных специализаций КПУ и вузов культуры позволяет формировать важнейшее качество профессионала- мастера - профессиональное творческое мышление".
Разработанная и апробированная методика формирования профессионального мышления будущих руководителей музыкальной самодеятельности может быть использована на разных ступенях их подготовки, обеспечивая таким образом преемственность методов обучения, что и будет способствовать становлению профессионального мастерства специалистов.
Апробация работы проводилась на республиканской научно-практической конференции "Актуальные задачи учебных'заведений культуры и искусства республики по коммунистическому воспитанию молодежи в свете решений ХХУП съезда КПСС" (Фрунзе, октябрь 1986 г.);,на республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы совершенствования подготовки кадров для учреждений культуры и искусства в свете решений ХХУП съезда КПСС" ^Фрунзе, ноябрь 1987 г.); на научно-методической конференции аспирантов "Революционная перестройка и актуальные проблемы библиотековедения, книговедения, , ' культурно-просветительной работы, теории культуры, эстетики" (Москва, апрель 1989 г.); на межвузовской -научно-практической конферен-. пди "Актуальные проблемы современной музыкальной культуры" (Куйбы-Шеп, май 1939 г.), а также посредством публикаций в периодической печати.
Цель п задачи исследования определили структуру дисовртагапт. которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
П«*рвзл глава ссдзр~:т теоретихо-РлотолологичосікЛ анзллз гр:?''-
лемц с позиций концепции целостного подхода, на основе которого odосновывается теоретическая модель взаимосвязи средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности.
Во второй главе излагаются результати эмпирического исследования выявленных направлений взаимосвязи, определяются основные условия взаимодействия учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности.