Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена возрастанием роли фольклорных традиций и интернациональном воспитании населения в процессе духовного возрождения России, примат в котором принадлежит деятельности учреждений культуры. Процесс духовного возрождения наиболее наглядно моїяо увидеть на примере г^гионов, где проживают малочисленные народы, социокультурные проблемы которых связаны с неблагоприятной, социокультурной ситуацией.
В настоящее время состояние деятельности учреждений культуры
: Хакасии в данной проблеме характеризуется отсутствием связи с происходящими в хизкя процессами.
.'.'- '"' Жизнь показывает, что отход от интернационализма приводит к разрушению как-экономическому ?ак я духовному. Дух разрушаший проникает во все сферы общества чрезвычайно сильно, способный .уничтожить все гуманное, при несметном духовном наследии России.
Поэтому в сложившейся общественно-политической и экономичес
кой обстановке актуально изыскать реальные возможности влияния .
культурно-досуговой деятельности на интернациональное, воспитание
в хакаски. - ' .'
'...'.' Происходящие процессы, явления, события, история раззятия ха-касцев, -специфические особенности состояния духовной жизни этой нация ее бытовая практика выдзигают з качестве компенсаторного механизма, духовного возрояденкя всех кителей региона, развития куль- -.туры данного этноса в единстве со значимыми для данной этнической общности ценностями образа гяэни, фольклорную традицию." .j : Среди множества противоречий в развитии Фольклорных традиций Хакасии я их роли з интернациональном воспитании, особенно острым являются противоречия какду угасанием классической фоды«орпйй:-тра*
.-.дицйи в райках бытовой худохествекной практики и возрастающим кн-
. тересои различных слоев населения к национальному фольклорному нас
ледию, это противоречие становится все более острый по. мера того,
как вса более широким фронтом идет наступление по дискредитация
исторического прошлого России к Хакасии э частности. ;.-. '
. Проведенный анализ показывает,, что установка на инновационную ориентацию культурно-досуговой деятельности способствует разруше-
. юго базовых элементов национальной культуры. Стремление заниматься организационным формотворчеством вне государственных и официальных
_ 2 -
структур, напор финансовых - зкономических новаций ведеї к вытеснении фольклорных традиций из массовой народной культурной деятельности Хакасии трансформируя их в иные формы. Суммируя все вышесказанное можно сделать вывод о необходимости преодоления имеющихся противоречив в фольклорном движении и изучении возможностей Фольклорного 'процесса на интернациональное воспитание населения Хакасии.
Концептуальный подход диссертанта состоит в тої', что при исследовании влияния фольклорных традиций на интернациональное воспитание в учреждениях культуры в Хакасии, в качестве альтернативы предлагается построение парадигмы как целостной системы мировоззренческих, организационных и творческих элементов, теснейшим образом структуированных в конкретных формах.
Поскольку в настоящее время в деятельности учреждений культуры Хакасии отсутствует программа интернационального воспитания населения на ([ эдьклорлых традициях, именно разрыв между возможностями учреждений культуры Хакасии в интернациональном воспитании населения на фольклорных традициях и реальным состоянием дел составляет существо данной проблемы.
Следовательно, совершекчтвование деятельности учреждений культуры Хакасии по интернациональному воспитаннее на фольклорных традициях является одной из коренных проблем культурологии.
Диссертант в собственной исследовательской практике, исходил
'из ассимиляции разнообразного опыта учреждений культуры в развитии
фольклорного движения избирательным и конструктивным образом, чтобы
в конечном счете расширить методологический и концептуальный базис
культуроведекия, Повтому выяснение реальных возможностей влияния
фольклорных традиций на интернациональное воспитание населения сред
ствами фоль'клора, располагающего уникальными средствами и широким
диапазоном воздействия на формирование личности свидетельствует об
актуальности избранной темы.. '.'..
Степень научной разработанности проблемы. В проведенных научных исследованиях проблема интернационального воспитания на фольклорных традициях в какой-то степени затрагивалась в (Тилосо'Т'скои'.. аспекте в трэдах Ариольдова А.И., Андреева Э.М., Болдина В.И., Бронникова Т.Н., Герандокова М.Х., Григорьева В.М., Журавлева А.Г., Иванова К.Н., Косова Е.В., Попова Г.Х., Чистякова В.Л., Яковлева А.Н., Тищенко Ж.Т.
Теоретическому анализу данной темы способствовали труды Ару-твняна г .В., Гумилева Л.И., кагана М.С., Кона И.С, Ким М,П.
Данной проблемы касались и социологи: Андреенков В.Г., Бутей» ко А.П., Волков И.И., Иванов В.Н., Кабшца А.В., Колбановский В.В., Коробейников B.C., Осипов Г.В., Рожин В.П., Ракитов А.И., Рывкина P.M., харчев А.Г., Филиппов Ф.Р.
В педагогическом аспекте конструктивный вклад в разработку данной проблемы внесли Беляева Т.П., Браз С.Л., Агаева Т.Н., Антилова л.А., Гаврилов В.В., Гусев В.Е., Кабанов А.С, Морозов Б.М., Ненашев М.Ф., Платонов К.К., Рувинский Л.И., Смирнов ГЛ., Соколов В.М., Фадеев В.Е., Шамика Л.В., Шуров В.М., Шпарийчук й.В.
В исследование проблемы деятельности учреждений культуры по интернациональному воспитанию населения на фольклорных традициях особый вклад внесли: Гарипов Я.З., Жарков А.Д., Каргин А.С, Кротова Н.В., Крас'ильников Ю.Д., Немцева В.И., Ранета А.И., Фоминых В.П., Шибаева м.М. и др. ,:
По данной проблеме есть и несколько кандидатских диссертаций:
Гарипова Я.З. "Многомерный анализ в социологических исследованиях
национальных отношений /методологические проблемы^", на соискание '
ученой отепеня кандидата философских наук. и., 1977 я Фоминых В.П.
"Пути совершенствования работы клубных учреждений по интернацио
нальному воспитании трудящихся /на материалах Марийской, Татар
ской, Чуваиской автономных социалистических республик'"'. Диссер
тация на соискание учоной степени кандидата педагогических паук.
М., 1977. . '...
Однако, специального исследования, посвященного данной проблематики на материалах Хакасии до сих пор не проводилось. '
учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы диссертант избрал объектом исследования - интернациональное воспитание населения Хакасии -в учреждениях культуры, на Фольклорных традициях, а предметом - процесс влияния фольклорных традиции на интернациональное воспитание в учреждениях культуры Хакасии.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования, которая состоит в предположении о том, что совершенствование процесса интернационального воспитания в учреждениях культуры на фольклорных традициях и'оїєт проходить наиболее эффективно в том случае, если будет освоен и внедрен я практику функционирования этого процесса педагогическая программа деятельности учреждений культуры по интернациональному воспитанию на.
---4 -фольклорних традициях.
Цель исследования - выявить реальные возможности влияния Фольклорных традиций на интернациональное воспитание в учреждениях куль»-туры Хакасии
Эта целевая установка обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:
определить сущность и характерные черты Фольклорных традиций Хакасии;
осуществить анализ современного состояния деятельности учреждений культуры Хакасии по интернациональному воспитанию на Фольклорных традициях;
рассмотреть интегральность фольклорных традиций как системообразующего фактора;
провести сравнительный анализ деятельности учреждений культуры Хакасии по интернациональному воспитанию на фольклорных традициях;
выработать педагогическую программу деятельности учреждений культуры по интернациональному воспитанию на фольклорных традициях Хакасии.
Базами исследования ста-и учреждения культуры села Доможаково /чуваии/, мордва, хакасы/, совхоз "Борец" /ненцы, чуваши, хакасы/ -контрольные; село Аршиново /хакасы/, мордва, немцы/, село Качако-вка /хакасы, немцы, мордва/ - экспериментальные Алтайского района Хакасии.
: Выбор баз исследования был определен идентичностью возможностей деятельности учреаденяй культуры по интернациональному воспитанию их территориальным расположением, возможностями участия диссертанта в работе базовых учреждений, что создавало оптимальные возможности'для сравнительного анализа, осуществления констатируо-чего и опытно-экспериментального этапов исследования.
Методология исследования. Методологическую осногу нашего иссле* дования составили идеи интернационализации людей,, прокивагщих на единой территории, уважения исторических тр&дкций в образе гизни региона.
Диссертант исходил из того, что фольклор как народное искусство ве знает границ. Опираясь на его интеграционные возможности оно способно оказывать влияние на восприятие любого этноса. Здесь диссертант руководствовался философскими идеями М.М.Бахтина, Н.А. Бердяева, В.С.Сояовьева, К.О.Лосского, П.Я.Чаадаева, Д.С.Лихачева
я др.
Проблемы определения влияния (фольклорных традиций на интернациональное воспитание в учреждениях культуры Хакасии рассматривались с позиций педагогических идей А.С.Макаренко, В.А.Сухоиликспо-го, Ю.П.Азарова, Каргина А.С, В.С.Кузина . др.
Первые научные сведения о хакасской фольклоре относятся к первой половине ХУШ века и связаны с именами русских исследователей Ф.И.Страинбергом, Г.Миллероы, И.Смелияой.
. Затеи появляется исследователи народного творчества М.А.Кас-трен, В.В.Радлов, Н.Ф.Катанов, которыии был открыт такой жанр ітоль-клора, как героический эпос.
Новой ступенью в ис едовательской я собирательной деятельности стали тексты записанные и изданные этими учеными, что позволило я данной работе-привлечь все группы хакасского населения.
В дореволюционное время крупнейшим собирателем хакасского фольклора, всех его какров из хакасов крупный востоковед профессор Н.Ф.Катанов.
Существенную роль в определении теоретической позиции дяссер-» танта сыграли труды, обогащащие опыт интернационального воспитания на фольклорных традициях в учреждениях культуры, Функционирующих в различных регионах нашей страны.
; Организация исследования. Исследование проводилось в течегмз сеет лет /1984-1991 гг.<( в три этапа.
Первый этап /1984-1986 ггУ - предусматривая изучение и анализ исторической, философской, педологической, социологической, педагогической и культурологической научной литературы j целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этапе происходила разработка методологии я методики исследования, подбор баз для проведения экспериментальной работы. На основе анализа докуиентов, материалов, периодической печати, монографий и др. публикаций по интересующим автора проблемам была сформирована программа исследования и намечен ее процедурный раздел.
На П этапе /1986-1987 гг./, исследования носившем экспериментальный характер, в селах Арпаново и Казановка проводился цикл различных культурно-досуговых программ с участием Фольклорных коллективов. Здесь шел интенсивный поиск наиболее эффектирянх путей по интернациональному воспитании на фольклорных традициях v учрездо-ниях культуры. Для этого была специально разработана программа со-
вершенствовакия деятельности учреждений культуры по интернациональному воспитание на Фольклорных традициях, реализация которой позволила определить теоретические и практические положения.
На ш э^чпе /1988-1991 гг./, носившем Формирутаий характер, проводилась работа по внедрение в практику разработанной автором программы совершенствования деятельности учреждений культуры по интернациональному воспитания в учреждениях культуры на Фольклорных традициях.
Методика исследования включала целый комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Это составление социологической документации - анкет; карт, опросных листов, бесед, которые проводились со всеми категориям'.: посетителей и всех национальностей базовых учреждений культуры.
Метод наблюдения использовался в целях определения йФФектив-ности различиях Форм деятельности учреждений культуры по интернациональна ;у воспитании ка фольклорных традициях прежде всего, посещаемости и восприятия посетителями культурко-досуговых программ с участием фольклорных коллективов. Проверенный опрос позволил получить социологический .материал об отношении посетителей учреЕ-дений культуры к интернациональному восприятие на фольклорных традициях.
С применением вышеуказанных методов осуществлено снятие первого среза уровня деятельности базовых учреждений культуры по кн-тернациопальному восприятию на фольклорных традициях Хакасии.
В рамках исследования был осуществлен социально-педагогический эксперимент для выявления потенциала деятельности учреждений культуры по интернациональному воспитанию на Фольклорных традициях.
Социально-педагогический эксперимент вклетчал проведение цикла культурко-досуговых программ с конкретными целевыми установками, рассчитанными на различные типы аудитории..Б ходе каждой программы проводился опрос, выяснилось мнение участников, определялась степень воздействия на аудиторию.
В контрольных учреждениях культуры шла работа по обычному плану, в котором автор диссертации не предпринимал попыток изменить положене дел, а лишь наблюдал и фиксировал их деятельность.
В процессе эксперимента в подготовке и проведении культурио-дооуговых программ с участием Фольклорных коллективов, ' основное внимание уделялось созданию условий в учреждениях культуры Хакасии
для наиболее эффективного восприятия.
В 1991 году были проведены окончательные итоги исследования. уточнялись основные теоретические выводы и практические рекомендации, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работы.
Конечной целью стала разработка педагогической программы деятельности учревдений культуры по интернациональному воспитанию населения в учреждениях культуры Хакасии на Фольклорных традициях.
достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодопол-нителышх методик, организацией экспериментально-опытной работы.
Даучная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в той, что впервые были разработаны теоретические основы деятельности учревдений культуры по интернациональному воспитании на фольклорных традициях Хакасии, раскрыта сущность и характерные черты фольклорных традиций Хакасии. Уточнено и обосновано понятие "фольклорная традиция". Определена особая роль Фольклорных традиций в интернациональном воспитании населения Хакасии, создающих иирокие возможности для сохранения уважения, дружеских чувств к национальной культуре я духовным ценностям народам Хакасии.
Выявлена роль фольклорных традиций Хакасия в создании праяст-вецно-куяьтуряого климата межнационального общения населения в учреждениях культуры. Выявлены ценностные ориентации и запросы населения Хакасии по отношению к фольклорным традициям.
Обоснован принципиально важный вывод о прямой зависимости результатов деятельности учревдений культуры по интернациональному воспитанию па фольклорных традициях Хакасии и интегральности фольклорных традиций как системообразующего фактора в деятельности учревдений культуры по интернациональному воспитанно населення.
Проведен сравнительный анализ форм и методов деятельности учреждений культуры Хакасия по интернациональному воспитанию. С позиций целостного подхода, учетом этнически коренного населения, составляющего большинство в Хакасии, рассмотрены наиболее эффективные формы и методы деятельности учреждений культури по интернациональному воспитанию на фольклорных традициях.
Итогом исследования явилась экспериментально разработанная и внедренная в практику педагогическая программа для учреждений культуры Хакасии и раскрыт механизм реализации влияния фольклорных
традиций на интернациональное воспитание, который диссертант рае-си&тривает как процес создания и вопяощекия национально-культурной автономии,' в рамках которой представитель каждого этноса проживающего на территории хакаоии уч&^гвует в восприятии художественного произведения.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов для деятельности учреждений культуры всех типов по интернациональному воспитанию на фольклорних трад-щаях.
Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы могут быть применимы и в нкститутах культуры и искусства, и училищах культуры и искусства в процессе преподавания курсов "Теория, организация и методика культурно-досуговой деятельности", "Организация и методика самодеятельного творчества".