Введение к работе
Актуальность исследования.. В современном общества ощущаются . большие потери духовных и культурных ценностей, что требует зиа-~ читальных усилий, направленных на восстановление национального опыта и традиций русского народа. В этих условиях особую значимость приобретают работы, которые в той или иной степени решалт эти проблемы.
В центре внимания большинства исследований остается человек и его духовний мир. Вопросы воспитания и образования всегда были актуальны и своевременны, равно как и средства, помогающие обогащению личности. В этой широком аспекта проблем одно в з паяных направлений занимает самодеятельное художественное творчество, в том числе и ."музыкальное непрофессиональное искусство. Его органичной частью являотся народная янотруыентатьная музыка,епдцифн-ка и доступность которой являют действенное средство воздействия на самые широкие массы народа.
Одну из форм народного музикального искусства, точнее, составную часть национального'оркестра русского' народа,представляют наиболее распространенные, е,а следовательно, и такие действенные коллективные формирования, как оркестри и ансамбли гармоник. Основой, которая способствует распространению этого вида исполнительства, являотся популярность разновидностей гармоники в народе, их высокие художественные возможности. Самий своим существованием на протяжении более века оркестры и ансамбли гармоник доказывают соответствие социальным потребностям общества.Коллективы исполнителей на разновидностях гармоники являются носителями неродных традиций и популяризаторами художестренного творчества народа. Именно в этом заключается их важнейшая социальная роль.
К соаадению, глубокие процессы преобразований в художественной самодеятельности, вызванные объективно меняющимися потребностями общества, .кало коснулись исследуемого жанра:
по-прежнему основное внимания в оркестрах и ансамйл :х удаляется ссвершенствоЕашго <$орм и методов учебной работы, повышения исполнительского мастерства, тем самым полный-приоритет отдаётся гносеологической функции самодеятельного коллектива-в ущерб гедонистической и комілуникативнон, сегодня не менее важным;
несмотря на постоянное повышение худоаестввшю-выразьтслд»-нкх возможностей коллективов их уровень пока на соответствует соч-рзмйнным требованиям; одна из причин этого явления - затянувшийся процесс становления с'трукї7рн ог.кгст^а;
- злободневными остаются вопросы развития репертуара и, в парную очередь, создания высокохудожественных оригинальных произведений, доступних для исполнения широкому кругу оркестроь и ансамблей.
Слэдстваом этих процессов является снижение устойчивого интереса к данному виду музицирования. В условиях конкуренции с другими копрами самодеятельное та и профессионального искусства . -решение і аз ванных нроблом является делом первостепенным.
Тачиг'. образом, повсеместное распространение оркестров и ап-оомг'ллй vn-ji-KHiu., их роль в воспитательное и художесгвояно-прос-вэтител^ил! роботе гак пропагандиста национальной культуры н на-",oi;tix гсоцд,і:і.'зіі ;ї( вместе с тем, современные, проблемы яанра, а также недостаток теоретических разработок, изучающих оркестры и ансамбли гармоник как форму самодеятельного творчества, доказывает актуальность теми исследования и необходимость её научного ре-иеяия.
Степень разработанности проблеми. Работы по изучению гармоники и её разновидностей начались в нашей стріте в конце 20~х годов XX века. Результаты этих исследований отражены в материалах комиссии по усовершенствованию гармоник Государственного института музыкальной неуки (ПИ1). Б 30-х годах вашло несколько работ і АД.Новосельского, посвященных, в основном,- технологии инструмента и организация кассового производства гармоник.
В 50-60-3 годы начали разрабатываться методический вопросы организации коллективного исполнительства на гармониках, репертуара , техники переложения для ансимбля баянистов (С Л .Рубинштейн, В.М.СтраянолюбскиЙ). Велись исследования истории гармоники (Г.". Благодатов, Л.Гурвич, А.М.Мирех),в том числе ансамблевого музицирования. Главную задачу, которую выполняли работы этого периода, кокно определить как методическое обеспечение деятельности .многочисленных коллективов, остро нуадающихся в практической по-иощи.
В современной научной литературе достаточно подробно изучена история оркестров и ансамблей гармоник, накоплен определённый фактический материал об их деятельности, даны конструктивные характеристики инструментов, разработаны отдельные методические вопроси организации работы коллективов.
Ко тории развития баяна и аккордеона, сольного и коллективного исполнительства иа раааовидяоегях гармояики и современному, до "" ,'':-.".vs.. ъолтоянию оркестров и ансамблей гармоник посвящены
~ з -
труду Е.Юоксимова и А.М.Мирека. Особый интерес для нашего исследования представляет изложенный в них фактический материал; о деятельности самодеятельных и профессиональных оркестров и ая- . оамбляй гармоник за сто лет их существования.
Современные проблемы развития коллективного исполнительства
на гармониках рассматриваются в работах В.М.Зиновьева и Н-.И.Рязо-
ля. Б них анализируются вопроси монотембровости,репертуара, сос
тавов. ' .
Вместе с тем, в специальной литературе недостаточно изучено место оркестров и ансамблей гармоник в классификации жанров искусства и самодеятельного" творчества,- их воспитательны!! и худо-кественянй потенциал, тзорзтлческиа вопроси фуикщедироштея я тенденции развития. Кроідо того, работа по истории оркестров и ансамблей гармоник носят, преимуществ очно, онисател.іін'і характер и не затрагивают детерминированных связей в развитии объект-э, о знапктольннв кзпонения, произоиедциэ в этогл вида инструментальной ыузнтш в 70-80-3 годи, кало проанализкровпни в современной литературе, Актуатшость проблог'л я недостаток тсоретпчасгж разработок обусловили ьыбор тема ксслодсванвя.
Объектен его явд'штск оркестру и оясембли гзр?.»ник как вид самодеятельного художественного- творчества, по^тазгом, ~ процесс их становления и развит;:-?.
Цель ясола^рвачия.; '-^ггаягь- к наул'.о обосновать закономер
ности стапог-лечпя и развития стаодсятзлынле бркестрзя и ансамблей
Гйр?«ншк. . .
В ходе гсалодованяя регсадтеь слодушис ззлачЕ:-
кзучп'.ь п СЕстемаї;:з:грог;іть пзторко оркестроз и аіісаад5дсіі гармоник, опь7 работа соьрешшш: ксллєкїкзо.ч р на їж оскск определить оскоелкз затоиокзрноегтя фУикцпсниро^аняя'Сйт.эята, проблемы а тенденции разлитая?
виявить специфику са:.яздвя59льнкх оркестров И ОНСЙМбДвЙ гармоник как вида коллеккігяото Еспогшктвльсувэ isa русских народних инструментах;
разработать для руководителей коллективов їіовуя катодкку плзнироЕзлія г. оргаапзагтл Есапятателькой работу, соотке';--твую~ цу» современны! условиям, и зкеперикзнгальио ааро&ггюьэть eg з$~ &к:тиезооть;
~ обосяогзгь ягрспзктишыэ направления я .икрасотать котоди-ісеїае рєкокРКдбіцз5 до со-гертяеистгоЕашз художе"етвбнко~аскод:,"з;-твльокой деятельности оркестров к аксамблой гаргдаят:*
Методологической и теоретической основой исследования являются груды по философии, культуре, образованию и воспитанию.
. Исследование опиралось на теорию развития личности и коллектива, получившую обоснование в работах Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанско-го, Б.ТЛихачёва, А.С.Макаренко, ГЛ.Смирнова, В.А.Сухомлннского и методололго научного познания культури и искусства в трудах Б.В.Асафьева, U.С .Кагана, Л.Н.Когана, А.Н.Сохора и др.
Характер исследования потребовал изучения большого круга научной література по проблемам народности искусства и теории народности музыкального инструментария, в-частное ти, работ А.А.Агажа-ново, Ю,Е.Бойко, Г.О.БританоЕа, И.В.Мацяевского, а также зарубежных учёных Л .Белявского, И.Мачака, Э.Штокмана, О.Эльшека.
Теоретическую основу диссертации составили исследования кол-л'їжїіійого исполнительства на русских народных инструментах в работах В.В.Андреева, С .В.Борисова, К.А.Верткова, М.И.Имханицкого, В.БЛопонова, В.И.Розанова, А.М.Сторояенко, Ю.Н .Пішакова и других авторов. Кроме того», были проанализированы труда по истории и современной практике музицирования на разновидностях гармоники В.Р. Завьялова, В.М.Зиновьева, Е.К.Максимова, А.М.ГЛирвка,- Н.И.Риэоля, а такяо теории культпросветработы в исследованиях КЛІ.Ерошенкова, Ю.'Д.Красшшшкова, А.С.Каргина, ЕЛ.Смирновой,. Ф.А'.Соломоника, Ю.А.Стрельцова.
Сущзствешюо место в диссертации занимает использование и творческая разработка идей, сформулированных в ходе изучения различных яанров самодеятельного и профессионального искусства К.Х. "Аджемовам, Н.С.АгамовоЙ, Т.И.Баклановой, К.А.Барсовой, Д.Д.Бла-гим, А.Д.Готлибом, Ю.В.Капустиным, Ю.В.Келдышем,. Н.И.Неровной, В.ФЛабаяним и др.
Методика исследования..Данное диссертационное исследование проводилось на протяжении 10-ги лег, носило теоретико-экспериментальный характер, определялось поставленными задачами и включало четыре условии этапа.
Базами исследования были избраны оркестры и ансамбли гар-гэнпк региона Поввляья - 54 современных коллектива Волгоградской, Нижегородской, Оренбургской, Самарской,. Саратовской и Ульяновской областей, а такте 6 выборочно из различных 'районов с граны, с общим чим ом участников болев ІЙ00 человек. Кроме того,в диссертации пл'-с^ьзог-ші- различная информация о деятельноетг более чем 50-ти і-„,!..і:: ткніг.ц'.';"х ранее к еомрег-ояикх ор'/встров и ансамбле" гарет-
Широкая постановка педагогических и художественных проблем потребовала изучения не только самодеятельных! но и учебных коллективов, т.к. многие вопросы функционирования являются для них-общими. Разнообразная выборка оркестров и ансамблей гармоник поэг волила выявить общие закономерности и тенденции в развитии вида.
На первом этапе осуществлялась теоретическая разработка
проблемы: анализ литературных источников по проблемам худокест-
венной самодеятельности, с целью выявить закономерности функцио
нирования и тенденции развития объекта, его взаимодействие с дру
гими жанрами. Собирался эмпирический материал с помощью специаль
но разработанного диссертантом социального паспорта оркестра гар
моник, в котором отражены социальные портреты руководителей и
участников, организация учебной и воспитательной работы, творчес
ки-исполнительская деятельность, инструментальный состав, репер
туар, организационно-материальное обеспечение, традиции и задача
коллектива. ; '
Определялись принципы, формулировались цель к задачи,разрабатывались программа и инструментарий исследования.
На втором этапе проанализированы социальные паспорта коллективов (60), документы, отражавшие деятельность оркестров и ансамблей - дневниковые записи, афипн, газетные и курнальньа рецензии, реферата, - проведён лилотаянкй эксперимент и экспертный опрос ведущих деятелей народно-инструментального искусства (15 человек).
На третьем этапа проводился педагогический эксперимент. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась последовательно иа протяжении трёх периодов: - констатирующем.- диагностика исходного состояния воспитательной работы в коллективах и уровня эф- ... фектпвности деятельности руководителей и участников; - формирующем - ачедрение новой методики планирования воспитательной работы и контроль за целенаправленностью деятельности руководителей; -проверочном -диагностика итогов'эксперимента.
Эксперимент проводился на база Саратовского областного научно-методического центра культуры. Кроме того, опитно-эксперимен-твлшая работа по выявлению художественных возможностей оркестров и янсамблой гармоник к наблюдение за теоочосккм развитием учэтт-иикоа проводилась в учебных'коллективах Самарского государственного института культуры (1985-07 гг.) и Саратовской государственно)! консерватории им .Л .33 .Собинова (I9B3-S2 гг.), руководителем которых якілл'ія диссертант.
На четгоргем этапе подюд'лл'мь «vor.: ксол.'^оэаншг, *Соргш-<
_ 6 -
-.зеки обосяо вы вались результаты опытно-экоперкмвнтолыюй работы, анализировались современные тенденции разьктия, разрабатывались пути совершенствования работы пишдоятшшшх оркестров и ансамблей гармоник, внедрялись результати исследования в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: .
. - применён комплексний подход в изучении оркестров и ансамблей гармоник, рассматривающий педагогическую и художественную деятельно :ть 'коллективов в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- систематизированы многообразные віща оркестров и ансамб
лей к пуедло'жна их'кл-т"и ;.іпши.ия по трем розличннм признакам:
форма организация, іцлф&.ія<лшоегя работа и составу;
іфогвд\ауіч коррекция понятия народности музикального инструментария, сущность которого заключается в постоянном возрастании социального фактора и трансформации его из этнографического в культурологическое; обоснована принадлежность исследуемых 'коллективов к жанру исполнительства на русских народных инструментах;
выявлены основные закономерности и тенденции развития самодеятельных оркестров и ансамблей гармоник, специфика их функционирования, которая заключается: в своеобразии форм функционирования, в. национальной окраске социальных функций, в особенностях становления структуры оркестра и его репертуара; .
разработана новая методика планирования к организации воспитательной работы в самодеятельном оркестра, основанная на единстве' целей и задач на различных этапах работы коллективов, принципов1 воспитания и подсистем целостного процесса (социально-психологической, духовно-личностной и технологической);
выработана система оценок эффективности педагогического эксперимента, проведенного по новой методике, сущность которой-в нетрадиционном применении коэффициента корреляции, в ислольэопа-кии его для определения мери связи в появлении одинаковых признаков, но в двух раздичних условиях;
обоснованы важнейшие требования.>к формирования инструментального состава оркестра и репертуара; к ним относятся: развитиа тенденции к расширению тямброво-вкрозигзльннх и художественных возмокиоо*9Й я, одновременно» сохраиенЕО жанровой чистоты вида..
Практическая,значимость состоит в том, что исследование пез-волгло разработать конкретные методические рекомендации по совер-езйсгяоайнам деятельности изучаемых коллективов. Выводы и предло-
- ? -
иония, изложенные в дкосортатої, нашли применение в практике ра-бої» оркестров и ансамблей Самарской и Саратовской областей. Мд ториалн исследования используются в курс о лекниЯ по истории исполнительства на русских народных инструментах и оркестровом классе Саратовской государственной консерватории юл .Л .В .Собинова и музыкальном училише.
Апробация работа. Ход исследования, основные положения дис
сертации, теоретические выводы и практические рекомендации сооб
щались автором на научных конференциях: Международной (Москва,
ноябрь 1992 г.), Всесоюзной (Ульяновск, маіі 1979 г.).региональ
ной (Москва, декабрь 193? г.), областных (Куйбышев,апрель 1985,
порт 1987, апрель 1988, май 1989 г.), инутрипузогогап (Куйбышев,
'КШС, 1977-86 гг.), о такта региональных и областных методичес
ких семинарах клубню: работников и преподавателей отделов народ
ных инструментов (Оренбург, апрель 1981 г., Куйбышев, февраль
1987 г., Саратов, фовраль 1993 г.). . '
Структура работы-. Цель к задача исследования определили ломку ш-шозицковното построения л-таеврташги, которая состоит из введения, двух глав: "Оркестри и'ансамбли гармоник как cneuz-йическил вдд коллективного исполнительства на русских народних инструментах" я "Научно-метсдгсчоскиэ основы соверяент.таоранЕл работы самодеятельных оркестров и ансамблей гармоник", заключения и списка использованной литературы. .'