Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие самодеятельных духовых оркестров Молдовы в системе художественно-эстетического воспитания Пержу, Георхий Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пержу, Георхий Николаевич. Становление и развитие самодеятельных духовых оркестров Молдовы в системе художественно-эстетического воспитания : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05.- Москва, 1992.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Наше общество находится сегодня на стадии перехода от тоталитарной систем с жестко централизованным хозяйством к демократическому строю и риночным от-.ношениям. Демократия немыслима без творческого участил масс в управлении государством. Творческий подход к делу необходим и для хозяйственной деятельности в условиях рынка: она требует от людей самостоятельности, умения не теряться в сложных ситуациях, инициативы - качеств, формирование которых сдерживалось административно-командной системой управления, нуждавшейся в послушных исполнителях указаний руководства.

Развивать в людях инициативу, творческие способности молено только в такой деятельности, которая сама носит творческий характер. В сфере производства с такой деятельностью люди встречаются далеко не всегда, зачастую им приходится"выполнять однообразную, механическую, монотонную работу. Поэтому отдушиной для многих издавна было свободное время, которое можно посвятить не только отдыху, но и самодеятельному творчеству.

Особенно сироко в Молдово была распространена художествен
ная самодеятельность. В ней сложились цепные традиции формирова
ния и удовлетворения духовных запросов молодеяз на основе эсте
тического воспитания. Сегодня актуальной является задача оживле
ния и развития этих традиций, предполагающая исследование путей
оо репения во Есех формах художественной самодеятельности, вклю
чая музцкаль!!о-пнструментальную. '..'

Как показывает практика, в сферо самодеятельности сегодня
икается ряд трудностей, особенно ощутимых в жанре духовой музы
ки. Немало проблем возникает из-за неустойчивости, "текучести"
состава участников, недостаточной художественной компетентности
руководителей, их слабой оснащенности методической литературой,
пз-за применения устаревших,, административных форм контроля за
работой самодеятельных коллективов.' Уменьшилось число оркест-
. роа и оркестрантов, снизился приток новых участников. Отсутст
вие целенаправленного, отвечающего'духу времени худояеетвенно-
зстетаческого воспитания'в сбщзобраговог?г*,'"з": и;с.:« ;«~- ji. „'.:./.'
положенно, в котором оказалось самодеятельное духовое исполни
тельство, . "

ложившаяся ситуация определяется как своеобразный жанровый кризис духовой музыки и духовых оркестров. Для преодоления . этого кризиса необходимо повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в самодеятельных духовых оркестрах, а для этого - прзждо всего - обеспечить повышение уровня руководителей оркестров.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы активизации художественно-эстетического воспитания молодежи занимают особое место е гуманитарных и культурологических науках.

В целях решения исследовательских задач автором был изучен широкий круг теоретических и методологических вопросов по различным отраслям знаний: философии, социологии, педагогики и психологии, эстетике и искусствоведению. В работе над диссертацией автор использовал труда Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкс-го, В.А.Сухомлинского, ,_.А.Амонашвили, И.П.Волкова, Ю.П.Азарова, И.П.Иванова, С.Н.Лысенковой. Это объясняется многоасиектностью проблем художественного воспитания, ставших в последнее время ьредметом междисциплинарных исследований.

За последние годы заметно возросло число публикаций, посвященных проблемам самодеятельного художественного творчества. Это работы Е.И.Смирновой, С.Н.Иконниковой, Е.В.Лмтовкина, Т.И.Баклановой, Ю.А.Стрельцова, Л.Г.Брылевой, В.А.Воловика, А.П.Маркова, А.И.Фоменко, И.В.Панферовой, В.П.Ыатониса. Н.Г.Мн-хайло^ой. Разрабатываются научно обоснованные методики работы в коллективах художественной самодеятельности (А.С.Каргин, Ф.А.Со-ломоник, В.Ф.Чабанный, В.П.Калачов, И.С.Ладановский, А.В.Федоров, Г.А.Углов, Т.А.Акиндинова, И.Вайнер).

Анализ научной литературы показывает, что процесс совер
шенствования самодеятельного художественного творчества рассмат
ривается исследователями многопланово, при этом многие авторы
выделяют как наиболее актуальную проблему переноса акцентов в
системе критериев оценки деятельности коллективов с внешни,
предметных ее результатов на воспитание внутренних, личностных
качеств участников коллективов (Т.И.Бакланова, Ф.А.Соломоник,
Е.И.Смирнова, Ю.Е.Соколовский, А.С.Каргин, В.АДадвшев, Л.А.Ба-
ренбойм). Большое число монографий посвящено приемам художест
венно-эстетического воспитания личности, авторами их являются
А.Н.Сохор, В.С.Цукерман, М.Ф.Овсянников, М.СКаган, Л.Н.Коган,
Ю.У.Фохт-Бабушкнн и др.
.

Формы а методы музыкально-эстетического Боепитания молодежи онализируются в ряда пособий и статей*.

Заметно повышается научный интерес к проблемам духовой музыки: опубликовано значительное число монографий, научно-методических сборников, успешно защищены диссертации, посвя-иепныз этой проблема. Ей же посвящены работы О.М.Нежинского, В.А.Лагутина, А.П.Мохонько, И.В.Губарева и др.

В диссертациях по специальности "Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности" анализируются различные аспекты развития познавательной и творческой активности участников оркестровых коллективов, формирования художественного вкуса, рассматривается дирижерская подготовка руководи-

? теля самодеятельного оркестрового коллектива .

Однако в тлеющейся литературе нет работ, специально посвященных художественно-эстетическому воспитанию молодежи в духовых оркестрах. Необходимость восполнить этот пробел определила выбор теш данной диссертации. .

Объектом исследования явились самодеятельные оркестровые, коллективы, в частности, духовые.

Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, форш, методы. - Свердловск, 1989. - 119 с; Эстетнче-скоо воспитание средствам! искусства /Комплексная, программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. - Li., 1990. - 246 е.; Велединский В.Г. Организационная п воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. - Л., 1986. - 43 с; Табпдзе Л. Музыка в системе эстетического воспитания молодежи. - Батуми, 1985. -28 с; Методика воопитательной работы. - М., 1990. - 175 с.

Цохопько А.П. Формитюнзние художественного вкуса участников музыкальной самодеятельности: Дне. ... канд. лед. наук. - М.,. 1989. - 312 с,; Вольфович Т.В. Развитие художественной эктие-. носта участников самодеятельных коллективов: Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1989. - 17? е.; Лагутин D.A. Развитие познавательной и творческой активности участников детских самодеятельных духовых оркестров: Дис. ... канд. пед. наук. - Н., IS86. - 163 е.; Нежинский О.М. Научно-методические основы формяоовзпия профессиональных качеств руководителей спь'апрц-тельнкх оркестров: Дис. ... канд. пед, тм^т. s ^ps и~т. * доклада. - М., 1985. - 53 е.; Винокур АЛ. Повышение эффективности диринерской подготовки руководителя самодеятельного оркестрового коллектива в вузах культуры: Дис. ... канд.-пед. наук. - '.{., 1979. - 230 с

І.,іі'дмот исследования - процосс художествонно-эстетическо-го воспитания молодежи в духовых оркестрах.

Актуальность теш исследования обусловила его цель: вияв-ление перопоктив развития самодеятельных духовых оркестров и повышения их роли в художественно-эстетическом воспитании молодежи.

Достижение поставленной цели потребовало решить следующие конкретные задачи;

  1. Изучить состояние духовых оркестров и уровень художественно-эстетической культуры их участников.

  2. Раскрыть место и роль самодеятельных духовых оркестров Молдовы в художественно-эстетическом Боепитании молодежи.

  3. Проанализировать методы художественно-эстетического воспитания, используемые в духовых оркестрах.

  4. Биработать конкрзтные рекомендации по совершенствованию художественно-эстетического воспитания молодежи в самодеятельных духовых коллективах.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования;

  1. Изучены современное состояние и тенденции развития самодея» тельных духовых оркестров Молдовы, их художественно-эстетические традиции. Установлено, что нерезенные противоречия,выявленные в развитии духовых оркестров,зависят от уровня профессиональной подготовки руководителей, материально-технического обеспечения учебно_ч) процесса, использования комплексных программ художественно-эстетического воспитания.

  2. Уточнено научное содержание понятий: "художественное воспитание" и "эстетическое воспитание".

  3. Экспериментально подтверждено, что качество и уровень музикального образования и обучения участников оркестровых коллективов 'зависит от применения комплексных психолого-педагогичео-ких методик, расчитанных на приобщение молодежи к музикальному наследию путем совершенствования самообразования н развитая активного творчества.

  4. Разработаны и экспериментально проверены учебные программы по основным направлениям учебно-творческого процеооа в коллективах, цель которых - развитие профессиональных способностей их участников и дальнейшее совершенствование деятельности духовых оркестров Молдовы.

Практическая значимость. Результаты исследования могут
быть использованы: '

коллектавами духовых оркестров в учебно-творческом процессе при подборе и формировании их репертуара, подготовке к концертно-исполнительской деятельности, а такие могут найти применение в работе методистов художественной самодеятельности;

в системе повышения квалификации руководителей художественной самодеятельности; .

. . - в разработке комплексной программы эстетического воспитания; -.'..'..

- в учебном процессе вузов культуры и искусства, культурно-
просветительных училищ. :

3 ходе исследования мы исходили из следующей гипотезы: существуют неиспользованные педагогические резервы, при должной подготовке руководителей самодеятельных духовых оркестров можно привести в действие для формирования творческой активности участников этих оркестров путем совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Методологической основой диссертационного исследования ' выступают философские положения об отражательной сущности искусства.в осознании мира, о сущности личности, как совокупности общественных отнесений; системный и деятельностный подходы к анализу явлений искусства и художественной самодеятельности; учитывается опыт применения этих подходов в трудах ученых в области педагогики, психологии, эстетики, философии, в публикациях по проблемам художественно-эстетического воспитания.

Базами исследования определены самодеятельные духовые оркестры различных регионов республики Молдова.

Методика исследования проблемы объединила ряд эмпирических и теоретических методов: метод,теоретического анализа - для определения понятий, целей и 'задач.художественно-^эстетического воспитания; метод системного анализа', позволяющий-рассмотреть-генезис, структуру и функции объекта в их неразрывной взаимен связи, установить место и роль1 оркестровых коллективов в формировании художественно-эстетической культурі/молодежи; соцаоло-" гический метод, включающий"- анкетирование, интервьюирование и опрос';

И следование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1988-1989 гг.) изучалась специальная литература, освещающая основные понятия и категории проблемы,-разрабатывалась программа и инструментарий поисково-констатн-рующего эксгеримента, подбирались базы для проведения экспериментальной работы.. На основе изучения документов, архивных материалов и других публикаций была определена методологическая часть программы исследования и сформулирована рабочая гипотеза.

Второй этап (I989-I99I гг.) носил характер коякретно-истог рического и экспериментального исследования. На основе анализа документов и архивных материалов, специальной музыкальной литературы были рассмотрены история, состояние и динамика развития инструментальных оркестровых коллективов Молдовы. Вместе с тем проводилось изучение объективных возможностей активизации художественно-эстетического роспитания молодежи на основе анализа работы рада самодеятельных духовых оркестров республики и проведения психолого-педагогических экспериментов.

Анкетирование 69 руководителей и 213 участников самодеятельных духовых-оркестров в пяти регионах республики позволило уточнит* пути совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания и формирования художественной культуры молодежи, занимающейся в инструментальных коллективах. Выбор этих . коллективов осуществлен специально с учетом того, что они функ-ционир-ют длительный период времени и накопили значительный опыт работы.

На заключительном этапе (I99I-I992 гг.) подводились окончательные итоги исследования,'осуществлялась проверка исходной гипотезы и результатов поисково-экспериментальной работы, апробация предлагаемых путей активизации художественно-эстетического . воспитания молодежи в оркестровых коллективах, что нашло отражение в выводах и рекомендацияхдиссертации.

д^ задику выносятся следующие, положения; -"~J~~r

  1. Развитие самодеятельных духовых.оркестров Молдовы обус-ловленно социально- экономическими условиями, сложивпинислврео-публике я организадионночіедагогической деятельностью органов учреждений культуры, направленной на совершенствование оистеыы художествеяно^стетического воспитания.

  2. Преодоление- кризисных явлений в развитии духовой самодеятельности Молдовы,выявленных в ходе исследования, возможно при создании оледущих условий:

повыпекия профессионального уровня руководителей;

внедрения художествешю-эсточтческкх ггрогрвмм, предложрп-ннх автором исследования, в лицеях, колледжах и музыкальных училищах республики;

создания необходимых условий в учреждениях культуры для занятий коллективов духовой самодеятельности;

совершенствования психолого-педагогического процесса в коллективах с помощью комплексных методик, разработшпшх автором в ходе проведения экспериментальной работы, способствующих свободному творческому освоения участниками музыкального наследия республики.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем:

публикации его материалов в печати;

обсуждения результатов исследования на Всесоюзной конференции "Культура. Творчество. Человек" (Самара, 1991 г.), в выступлениях на итоговой научно-практической конференции Молдавского государственного института искусств за 1990 г. (Кишинев, 1991 г.). Результаты исследования отражены в статье депонированного сборника статей "Путл и методы совершенствования профессиональной подготовки специалистов в институте культура" (Кемерово, 1991 г.).

Структура диссертации подчинена логике научного поиска, обусловленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы'и приложения.